Музей - подпольная типография рсдрп на лесной. Музей - подпольная типография рсдрп на лесной Оптовая торговля кавказскими фруктами каландадзе

Наши друзья нас спрашивают, можем ли мы рассказать о каком-нибудь необычном музее. Да можем!
Я предлагаю вам сходить и увидеть настоящую подпольную типографию времен первой русской революции 1905-1906 годов . Данный музей является филиалом Государственного Центрального Музея Современной Истории России . Эта типография входит в число тех немногих, которые не были раскрыты царской полицией. Музей был создан в 1924 году, и это один из первых музеев созданных Советской властью. Создавать экспозицию помогали люди, непосредственно работавшие в этой типографии.

Витрина магазина, где располагалась подпольная типография.


А теперь вперед, приобщаться к искусству нелегальной работы во времена царского режима. Созданием типографии руководил Леонид Красин, будущий народный комиссар внешней торговли.

В целях максимальной конспирации в Москву была переброшена группа грузинских подпольщиков. На улице Лесная в доходном доме купца Кузьмы Колупаева ими было снято помещение под торговую лавку и прилегающие к нему жилые комнаты, а так же подвал. Так как в районе проживала грузинская диаспора, то это не вызвало подозрений. Так же владелец имел справку о благонадёжности, а в магазине был создан благоприятствующий режим для сотрудников полиции. Коррупция всегда была помощницей в нелегальной работе.

Справка о благонадежности.



Интерьер торгового зала.


Счеты, деньги, кассовый журнал.


Магазин как торговая точка был убыточен, поэтому сюда рекой текли партийные деньги на создание впечатления преуспевающего предприятия.
В подвале был отрыт колодец для сбора почвенных вод, через него шел ход в маленькую комнатку, где располагалась сама типография. Вход закрывался ящиком, что не позволяло полиции при обыске обнаружить тайный лаз.



Спуск в подвал.


Под решеткой вы видите колодец для воды, из которого был тайный лаз. В глубине подвала окно, проделанное для осмотра экспозиции в типографии.
В типографии работало два человека, наборщик и оператор типографской машины (я не знаю правильное название этой профессии). Так как отсутствовала вентиляция, то непрерывная работа велась не более одного часа. Погасшая свеча показывала на отсутствие кислорода, и смена прекращалась.



Печатный станок «Американка».

Наборные шрифты.

Газета «Рабочий»


Экспозиция ящиков и фруктов, которые скрывали подпольную литературу.


Все члены семьи, а так же прислуга были опытными подпольщиками, что позволяло сохранять режим секретности. Так же в качестве звукового фона использовалась швейная машинка. А тревожным сигналом служил процесс глажки белья, но не утюгом, а рубилем и валиком. Звук от этого процесса может поставить верх дном весь дом, в музее это все могут продемонстрировать.

Общий вид кухни.


Из нее прекрасно просматривалась вся лавка и обе стороны улицы.



Общий вид хозяйской комнаты.

Рубель и валик. Подпольная сигнализация.


Во время революционных событий одна из баррикад примкнула к магазину, но сотрудники типографии по решению ЦК участвовали в событиях только ночью. Типография была намного важней вооруженной борьбы на улицах Москвы.

Баррикада на Лесной улице. Декабрь 1905г.


Как вы понимаете, советский кинематограф не прошел мимо такой истории. В 1928 году был снят фильм Л.Исакия «Американка», а в 1980 году «Дом на Лесной». Оба этих фильма можно посмотреть в музее по выходным (в 12-00 и 15-00). Сотрудники советуют приходить на сеанс в субботу, чтобы не пересечься с другими музейными мероприятиями.
Фильм «Дом на Лесной» к счастью есть в интернете. К:Музеи, основанные в 1924 году

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве , филиал Государственного центрального музея современной истории России . Открыт в 1924 году . Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов , посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

История музея

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века , принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография .

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе , типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы », в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни . В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод , через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа , впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К.П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея.После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м , был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой , работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР . Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Экспозиция

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музейная деятельность и режим работы

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории » - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи , методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в четверг и субботу -с 11:00 до 19:00.

Цена входного билета для взрослых - 150 рублей; для студентов дневных отделений учебных заведений, пенсионеров - 70 рублей; инвалидов всех категорий и лиц моложе 16 лет - бесплатно. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

Музей в кино

  • Художественный фильм «Американка» (СССР, 1930 год). Режиссёр - Леонард Исакия. В основу сценария положены документальные факты. Съемки проводились в Москве на Лесной улице. В фильме представлены подлинные кадры выступления В.И. Ленина во время митинга рабочих.
  • Документальный фильм «Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве» (СССР, 1975 год).
  • Художественный фильм «Дом на Лесной » (киностудия «Грузия-фильм », 1980 год). Режиссёр: Николай Санишвили . В ролях: Амиран Кадейшвили, Эдишер Гиоргобиани, Леван Учанейшвили и другие. Фильм рассказывает об истории создания в Москве первой подпольной типографии, организаторами которой были грузинские революционеры. Большевистская типография, где были отпечатаны несколько номеров газеты «Рабочий», листовки и прокламации, действовала под вывеской магазина оптовой продажи фруктов.

Кинофильмы «Американка» и «Дом на Лесной» периодически демонстрируются в музее.

Музей в художественной литературе

В 1928 году писатель Н.Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

В повести В. П. Аксенова (1932-2009) «Любовь к электричеству», опубликованной в 1969 году – о революционной деятельности члена ЦК РСДРП Л. Б. Красина , подпольная типография на Лесной улице упоминается в IV главе «Тихий вечер в грузинах».

В 1992 году был опубликован фантастический роман Кира Булычева (наст. имя - И. В. Можейко) (1934-2003) «Заповедник для академиков». В книге описана альтернативная реальность второй половины 1930-х гг. По сюжету, И. В. Сталин вспомнил о подпольной типографии на Лесной, однако на её месте «…располагалась какая-то контора». Сталин отказался от предложения Г. Ягоды создать на месте типографии музей, официально – не напоминать подрастающему поколению, что большевики «…таились в норах». Он хотел восстановить типографию в том случае, если придется снова вернуться к подпольной борьбе.

Виртуальный музей

В 2015 году Государственный центральный музей современной истории России запустил проект "Виртуальный музей". История подпольной типографии ЦК РСДРП, работавшей в 1905-1906 гг. в Москве на Лесной улице, стала основой для игры-квеста "Достать из-под земли", включающей в себя три сюжетных уровня. Роль городового исполнил Народный артист России Д. Ю. Назаров.

Напишите отзыв о статье "Подпольная типография 1905-1906 гг."

Примечания

См. также

  • Государственный центральный музей современной истории России

Ссылки

  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Подпольная типография 1905-1906 гг.

Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» входит в число филиалов Государственного Открытие заведения произошло на территории Москвы в 1924 году. Местом для создания музея было выбрано обычное жилое здание с тремя этажами, музей располагается на первом этаже.

История создания музея

На территории современного музея в 1905 году была создана нелегальная типография, целью которой был выпуск социал-демократических газет и листовок. Открытие типографии произошло на окраине Москвы в жилом доме, владельцем которого был купец и мастер каретных дел К.М. Колупаев. Чтобы прикрыть деятельность типографии, в доме был создан небольшой магазин, который привлекал покупателей вывеской об оптовой торговле кавказскими фруктами. Пока верхняя часть дома была местом для продажи фруктов, в подвале вырыли небольшую «пещеру» в которой и поместили переносной печатный станок.

Владельцем магазина официально был признан Мариан Каландадзе, портовый грузчик, который обладал большим опытом торговли, но далеко не чистой репутацией. От имени Каландадзе торговыми делами в скрытой типографии занимался Силован Кобидзе, который являлся революционером и активным участником всевозможных забастовок. Он проживал на территории магазина со своей женой и маленькой дочерью.

Чтобы скрыть свою деятельность, подпольщикам приходилось докупать фрукты у других поставщиков, в результате чего магазин приносил только одни убытки. Но вот деятельность типографии была весьма успешной, хотя и напрямую связана с большими рисками, поскольку рядом со зданием магазина и типографии находился полицейский участок, а органы правопорядка ежедневно патрулировали улицу.

Когда правительство узнало о существовании данной типографии, было выделено огромное количество служащих полиции на её поиски. Но раскрыть месторасположение заведения так и не удалось, через год было принято решение закрыть типографию, а печатный станок транспортировать в новое здание.

В 1922 году о бывшем местонахождении типографии вспомнил В.Н.Соколов, ранее занимавший должность руководителя Транспортного технического бюро РСДРП, который и привнёс идею создать на месте бывшей печатной организации музей. В течение 2 лет происходила реставрация здания, и уже в 1924 году был открыт первый музей, посвященный политической истории России времен первой русской революции. Интересным фактом является то, что инициаторами открытия музея стали именно те люди, которые ранее работали в ней.

Составные части музея

С момента открытия музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» включал отреставрированное помещение магазина, подвал и непосредственно саму типографию. При этом все посетители того времени единогласно утверждали, что необходимо выселить жильцов (остальные помещения дома оставались жилыми) и увеличить количество комнат в музее, но руководители музея решили не принимать таких кардинальных решений.

В 50-х годах ХХ ст. во владение музея перешли комната и кухня, ранее принадлежавшая Силовану Кобидзе.

Экспозиция музея

Музей подпольной представлен в виде ряда помещений, выходящих на улицу, среди которых присутствуют подвал, прихожая, жилая комната, кухня. Особую роль играет подлинная витрина бывшего магазина, которая в 1927 году была реконструирована руками Н. Д. Виноградова. Интерьер комнат полностью соответствует образцу условий жизни московских горожан и включает в себя элементы грузинского быта.

Внутри музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» присутствует типичная русская печь и многочисленное количество кухонной утвари.

Подвал, где ранее размещалась типография, являет собой склад с ящиками и бочками, которые наполнены фруктами и сыром, а внизу этих бочек располагаются выпускаемые здесь листовки и газеты. В свою очередь, типография, в которой расположен печатный станок, находиться в колодце, предназначенном для стока воды. Людей в то помещение не пускают, но присутствующий там интерьер можно разглядеть через окно, созданное в стене подвала.

В кассах, где сейчас осуществляется продажа билетов в музей, можно ознакомиться с рядом фотографий, а также документами, в которых детально описывается история создания типографии, а затем и музей.

Современная деятельность музея

На сегодняшний день музей всё также продолжает свою деятельность, добраться до него можно с помощью метро, выйдя на станции «Белорусская» или «Менделеевская». Далее можно пройтись пешком до улицы Лесная, 55. Это и есть адрес музея.

В музее присутствует две экскурсии:

  1. Одноименное название с музеем. На экскурсии посетителям рассказывают об истории появления типографии, особенностях её деятельности.
  2. Лавка с секретом. Экскурсия театрализованного типа, которая дает возможность полностью окунуться во времена революционной России и представить себя жителем начала 20-го века.

В музей подпольной типографии (ближайшее метро - станции «Белорусская» или «Менделеевская») можно попасть со двора во вторник, среду пятницу и воскресенье с 10 утра до 18 часов вечера, а в четверг и субботу - с 11 утра до 19 часов вечера. В понедельник здесь выходной.

Кроме того, в музее "Подпольная типография 1905-1906 гг" (Лесная, 55) проводятся всевозможные выставки и встречи, посвященные писателям современности.

Стоимость посещения музея

Стоимость билета в музей зависит от возраста:

  • взрослый билет стоит сто пятьдесят рублей;
  • для учащихся и пенсионеров - семьдесят рублей;
  • для инвалидов и детей до 16 лет вход бесплатный.

Экскурсии в музее «Подпольная типография 1905-1906 гг.» платные.

Здание музея в кинолентах

На протяжении своего существования здание музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» несколько раз попадало в различные киноленты, вот основные из них:

  1. «Американка» - фильм художественного типа, снятый Леонардом Исакием в 1930 году на территории СССР. Здание попало в кадр во время выступления Ленина на улице Лесной.
  2. «Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве» - фильм документального характера, рассказывающий об истории создания данной типографии, был выпущен на территории СССР в 1975 году.
  3. «Дом на Лесной» - фильм, снятый в художественном стиле, об истории создания первой подпольной типографии.

Первый и последний фильмы показывают в музее, и посетители имеют возможность их посмотреть.

Музей в литературе

Не обошли вниманием подпольную типографию, а соответственно, и современный музей, и представители литературы.

Н.Н. Попов, публикующийся под псевдонимом Дир Туманный, в 1928 году выпустил приключенческий роман под названием «Тайна старого дома», в котором с особой детальностью рассказывалось об истории создания типографии и её деятельности.

В своей повести «Любовь к электричеству» В.П. Аксенов тоже упомянул о подпольной московской типографии, но он уделил ей только одну главу под названием «Тихий вечер в грузинах».

Подпольная типография упоминалась даже в фантастических произведениях, например, в 1992 году в фантастическом романе под названием «Заповедник для академиков» рассказывает об альтернативной реальности.

Использование истории типографии в квестах

Популярность подпольной типографии столь велика, что в 2015 году Государственным центральным музеем современной истории России был запущен проект «Виртуальный музей». История бывшей типографии легла в основу игры-квеста «Достать из-под земли», которая включает в себя целых три сюжетные линии.

Подпольная типография в Перми

Несмотря на большую популярность подпольной типографии, размещенной на территории Москвы, ни в коем случае не стоит забывать о ещё одной аналогичной организации, действующей на территории города Пермь. типография" адрес имеет следующий: улица Монастырская, 142.

Сегодня на территории типографии также присутствует музей, который внешне напоминает малоприметный жилой дом. В отличие от московской типографии, которая размещалась в жилище купца, в Перми для размещения типографии был выбран дом простых рабочих.

Владельцем жилища был машинист пароходов Тиунов. Мужчина практически не бывал в доме из-за постоянных командировок, поэтому чтобы поддерживать его в жилом состоянии, дом сдавал квартирантам. В очередной раз сдавая в аренду своё жилье, Тиунов даже не мог предположить, что именно здесь будет кипеть подпольная деятельность.

Инициатором создания подпольной типографии в 1906 году стал Я.М. Свердлов. Участникам подполья удалось выпустить огромное количество листовок, пока в июне того же года местонахождение типографии не было обнаружено. Участники подполья очень рисковали, снимая помещение для создания листовок за два квартала до участка полиции, и этот риск оказался неоправданным - все подпольщики были арестованы.

Типография" (Монастырская, 142) находится в небольшом доме, выполненном из дерева, к нему прилегает такой же небольшой по размерам участок земли. Дом состоит из трёх маленьких комнат.

Осмотрев сени, можно переходить в кухню-прихожую, а затем в комнату, которая оформлена точно так же, когда здесь был размещен станок для печати листовок и газет.

Сегодня музей предоставляет своим посетителям возможность увидеть типографский станок, несколько видов шрифтов, валики, уголки для набора шрифтов и листовки.

Особенности работы пермского музея

Сегодня музей подпольной типографии, расположенный в Перми, так же функционирует.

Он работает пять дней в неделю кроме воскресенья и понедельника.

Добраться до него можно следующими транспортными средствами:

  • трамваи - №№3, 4, 5, 7, 9;
  • троллейбусы - №№5, 7;
  • автобусы - №№14, 15, 68. Выходить нужно на остановке «Плеханова».

Вход в музей подпольной типографии платный.

На территории страны присутствовало ещё несколько подпольных типографий, которые на сегодняшний день ещё не стали зданиями музеев.

Посещение вышеупомянутых памятников истории дает возможность посетителям не только окунуться в атмосферу начала 20-го века, но и увидеть много интересного.

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве, филиал Государственного центрального музея современной истории России. Открыт в 1924 году. Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов, посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века, принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография.

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни. В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа, впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Логистика магазина-прикрытия была разработана весьма поверхностно - зачастую для выполнения крупных заказов подпольщикам приходилось скрытно докупать продукты на близлежащем Тишинском рынке, и в целом магазин был убыточен. Однако сама подпольная типография действовала весьма успешно. Работа подпольщиков, печатавших и распространявших нелегальные издания (в частности, социал-демократическую газету «Рабочий»), была связана с большими трудностями и риском. Местность была буквально наводнена полицией - рядом располагались Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок (в нынешнем здании № 61 по Лесной улице также размещался обслуживавший тюрьму батальон Московского конвоя), а также хорошо охранявшийся 2-й казённый винный склад с постом городового. Наконец, рядом с Лесной улицей - на Селезнёвке, в здании сегодняшнего музея МВД, располагался 2-й полицейский участок Сущёвской части.

Кроме того, московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии. Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. Более того, вопреки предостережениям партийного руководства, работники типографии принимали участие в баррикадных боях во время декабрьского вооружённого восстания в Москве. В 1906 году по решению ЦК РСДРП типография была закрыта, станок перевезён в новое помещение на Рождественском бульваре.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К.П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея.После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м, был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой, работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР. Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории» - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи, методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в воскресенье - с 10:00 до 17:00.

Цена входного билета для взрослых - 150 рублей; для учащихся и студентов дневных отделениий учебных заведений, пенсионеров - 70 рублей; инвалидов всех категорий и детей дошкольного возраста - бесплатно. Первый вторник каждого месяца - бесплатное посещение музея для школьников. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

В 1928 году писатель Н.Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

, ул. Лесная , д. 55

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве , филиал Государственного центрального музея современной истории России . Открыт в 1924 году . Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов , посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

История музея [ | ]

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века , принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография .

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни . В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод , через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г. Ф. Стуруа , впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В. Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К. П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея. После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м , был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой , работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР . Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Экспозиция [ | ]

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении подвала представлены копии нелегальных печатных изданий, выпущенных в типографии - газет и листовок, демонстрируются дополнительные документы и материалы.

Музейная деятельность и режим работы [ | ]

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории » - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи , методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в четверг и субботу - с 11:00 до 19:00.

Цена входного билета для взрослых - 200 рублей; для студентов дневных отделений учебных заведений, пенсионеров - 100 рублей; инвалидов всех категорий и лиц моложе 16 лет - бесплатно. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

Выставка "Каторга и ссылка" [ | ]

В 2017 году, к столетию Великой Октябрьской Социалистической революции в музее открыта экспозиция "Каторга и ссылка", посвященная политзаключенным России конца XIX - начала XX вв. В основе выставки - уникальные исторические реликвии, собранные Обществом бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1921-1935 гг.

Музей в кино [ | ]

Кинофильмы «Американка» и «Дом на Лесной» периодически демонстрируются в музее.

Музей в художественной литературе [ | ]

В 1928 году писатель Н. Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

Вспомнил о подпольной типографии на Лесной, однако на её месте «…располагалась какая-то контора». Сталин отказался от предложения Г. Ягоды создать на месте типографии музей, официально - не напоминать подрастающему поколению, что большевики «…таились в норах». Он хотел восстановить типографию в том случае, если придется снова вернуться к подпольной борьбе.

Виртуальный музей [ | ]

В 2015 году Государственный центральный музей современной истории России запустил проект «Виртуальный музей». История подпольной типографии ЦК РСДРП, работавшей в 1905-1906 гг. в Москве на Лесной улице, стала основой для игры-квеста «Достать из-под земли», включающей в себя три сюжетных уровня. Роль городового исполнил Народный артист России Д. Ю. Назаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.