Организация управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении. О формировании системы управленческого учета в государственном вузе Роль управленческого учета в деятельности образовательной организации

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически

Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.

С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.

Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования - определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.

Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.

Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:

  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
  • создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.

Задачами системы бюджетирования могут являться:

  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.

Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.

Основными элементами системы бюджетирования являются:

  • субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
  • объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
  • модель бюджетирования;
  • планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.

В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:

  • Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
  • Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.

Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.


Введение

Заключение


Введение


В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг. эта система в основном и была направлена на управление издержками. В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет. После кризиса в 1929 - 1932 гг. система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид. Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.

Впервые управленческий учет был официально признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика.

В настоящее время управленческий учет применяется во многих крупных и средних фирмах во всех видах бизнеса - в промышленности, торговле, в сферах образования, медицины и др.

В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения, что в результате дает возможность получить максимальную прибыль.

Объектом исследования является ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им.И. И. Кацева".

Предметом изучения является управленческий учет ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им.И. И. Кацева".

управленческий учет информационная система

Цель данной курсовой работы - рассмотреть значение и сущность управленческого учета. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность управленческого учета;

рассмотреть какое место занимает управленческий учет в информационной системе предприятия;

рассмотреть организацию управленческого учета;

изучить значение управленческого учета в деятельности предприятия ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им.И. И. Кацева";

Период исследования - 2011 г.

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому (управленческому) учету, нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского и управленческого учета и отчетности исследуемого предприятия.

1. Значение и сущность управленческого учета


1.1 Понятие управленческого учета


По словам М.А. Бахрушиной, "современный управленческий учетможно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации" .

Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой одновременно систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет - связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

) предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

) исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет;

) определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности и другим позициям .

Следует отметить, что в отечественной практике понятие управленческого учета используется мало. Многие его элементы входят в сложившуюся в России систему бухгалтерского учета (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.).


1.2 Управленческий учет и его место в информационной системе организации


Традиционно на всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявлялись такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и точность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики предъявление только этих требований оказывается недостаточно. В современных условиях предоставляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальному числу её пользователей на разных уровнях управленческой иерархии. Предоставляемая информация должна быть необходимой, существенной и целесообразной, исключающей лишние показатели.

Очевидно, что для удовлетворения выше названных требований необходимо разделить всю систему бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.

Финансовый учёт охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Управленческий же учет предназначается для решения внутренних задач управления предприятием и является его "ноу - хау".

В составе управленческого учёта информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается с целью наиболее чёткого и достоверного отражения результата деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия, эффективность производственной деятельности представлена в учёте как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведённых расходов .

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение - это производство информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Система управленческого учета позволяет обобщать, обрабатывать и анализировать информацию, поступающую от основных структурных блоков системы управления компанией (общего управления, администрирования, финансового управления, управления кадрами, производства, маркетинга, информационных технологий).

Система управленческого учета - неотъемлемая составляющая управления компанией, прежде всего стратегического управления, поскольку все управленческие решения, принимаемые в компании на основе оперативных данных управленческого учета и анализа, имеют долгосрочные последствия и напрямую или опосредованно направлены на реализацию стратегии компании .

Оптимальная система управленческого учета, позволяющая менеджменту оперативно получать необходимую учетную и аналитическую информацию в релевантной форме, является стратегическим ресурсом компании и обеспечивает компанию преимуществом посредством:

) управления издержками (управление затратами - одна из ключевых стратегических целей компании; минимизация издержек и повышение степени их прозрачности на основе данных управленческого учета и анализа - серьезное преимущество перед конкурентами и ответ на потребность внешней среды);

) внедрения новейших технологий и инструментария (информация, полученная на основе управленческого учета, - внутренний продукт компании, сформированный в зависимости от её специфики.) ;

) формирования информации для выполнения основных управленческих функций (система управленческого учета нацелена на формирование информации в форме, необходимой для выполнения основных управленческих функций и задач, а именно: для формирования внутренней отчетности и ее анализа; управления финансами4 управления издержками; стратегического планирования; корпоративного инвестирования; бюджетирования) .

Таким образом, компания как экономическая система зависит от собственной системы управленческого учета и анализа, обеспечивающей ее необходимой информацией. Специфика формирования учетной информации обусловлена характеристиками и особенностями внутренней среды организации.


1.3 Организация управленческого учета


Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью .

Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

·учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

·ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом.

При составлении плана документации и документооборота используют соответствующие разделы плана организации финансового учета, дополняя их первичными документами, используемыми только в управленческом учете .

При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система учета затрат может осуществляться без использования и с использованием системы счетов управленческого учета.

При первом варианте для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными.

При втором варианте для обеспечения взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом следует использовать для учета расходов по элементам затрат счета 30 "Материальные затраты", 31 "Затраты на оплату труда", 32 "Отчисления на социальные нужды", 33 "Амортизация", 34 "Прочие затраты". Учтенные на этих счетах расходы по окончании месяца списывают на счет 37 "Отражение общих затрат", а со счета 37 - в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу". Одно-круговую систему учета затрат целесообразно применять в некрупных и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете и вследствие этого ограничены возможности контроля затрат.

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможно также выделение для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета - в управленческий и из управленческого учета в финансовый, а зеркальные счета - численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

Планы отчетности и технического оформления составляют на основе этих планов в финансовом учете. В них добавляют формы отчетов и средства регистрации информации, используемые в управленческом учете.

В плане организации труда работников службы управленческого учета определяются структура аппарата данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

В средних и крупных организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы, бюро, секторы): планирования, материальная, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации, бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.), операционный бюджет, который детализирует посредством частных бюджетов статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков, финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период, специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т.п.).

Материальная группа выполняет следующие функции:

·осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за их поступлением, хранением и использованием;

·разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы наличия сырья и материалов на складах;

·принимает участие в выборе и разработке форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

·разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

·осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета затрат труда и его оплаты занимается нормированием труда, определяет расценки для оплаты труда, ведет учёт затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи, разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа анализирует эффективность деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

Таким образом, все выше перечисленные группы предоставляют достоверную информацию в достаточно короткие сроки руководителям организации для дальнейшего принятия эффективных управленческих решений.

2. Значение управленческого учета в деятельности предприятия ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева"


2.1 Характеристика предприятия ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева"


Открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева", именуемое в дальнейшем "Общество", является правопреемником государственного предприятия "Южно-Сахалинский хлебокомбинат", преобразованного в акционерное общество открытого типа "Южно-Сахалинский хлебокомбинат" в соответствии с Указом президента РФ от 01.07.1992г. №721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".

Общество зарегистрировано администрацией г. Южно-Сахалинска от 28.04.1995г. №232, в дальнейшем переименовано в открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский хлебокомбинат" (изменения зарегистрированы администрацией г. Южно-Сахалинска 29.07.1996г. №632), далее переименовано в открытое акционерноее общество "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" (изменения зарегистрированы администрацией г. Южно-Сахалинска 07.04.1998г. №1322) и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИМНС России №1 по Сахалинской области 17.09.2002г. за основным государственным регистрационным номером 1026500523840.

Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 26декабря 1995г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" и настоящим Уставом.

Фирменное наименование Общества на русском языке: полное - Открытое акционерное общество "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева", сокращенное - ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева".

Количество акционеров Общества не ограничено.

Место нахождения Общества: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Хлебная, 6. По данному адресу располагается единоличный исполнительный орган - генеральный директор.

Основное производство представляют два структурных подразделения, которые территориально обособленны и занимаются производством следующих видов продукции:

Хлебозавод №1 - хлеб, тесто;

Хлебозавод №2 - булочки, кондитерские изделия, тесто;

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Основными видами деятельности являются:

производство хлеба и мучных кондитерских изделий;

реализация продукции собственного производства и других товаров;

организация торговли (оптовой, розничной, коммерческой, аукционной, комиссионной), создание сети торговых учреждений и их эксплуатация;

сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Реализация продукции, выполнение работ, услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 1 560 400руб. Все акции, размещенные Обществом, являются именными. Общее количество акций: 15 604 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Общество имеет право выпустить дополнительно к размещенным акциям 25 000 штук объявленных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая на общую сумму 390 100 000рублей. (Приложение 1)

Организация ведет автоматизированный бухгалтерский учет с использованием программы "1С-Бухгалтерия", версия 7.7 Программа предназначена для ведения бухгалтерского учета, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов. С точки зрения бухгалтеров, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении и универсальна.

В таблице 2.1 приведены основные показатели деятельности организации за 2010, 2011г. (Приложение 9)


Таблица 2.1. Показатели деятельности ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева"

Наименование показателяЗа январь - декабрь 2011г. За январь - декабрь 2010г. Отклонение в 2011 г. по отношению к 2010 г. Абсол. (+/-) Относит. (%) Выручка тыс. руб. 552 407534 762+17645+3,0Себестоимость продаж, тыс. руб. 366 449367 019-570-0,2Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 20 809 (4 152) +24961+601,2Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 11 146 (8 097) +19243+237,7Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 8 664 (6 631) +15295+230,7Производительность труда, тыс. руб. 97,94487, 208+11+112,3Среднесписочная численность персонала, чел. 470511-41-8,1Среднемесячная заработная плата, руб. 32 85233 110-258-0,8

Из выше приведенных показателей следует, что за последний год организация получила прибыль от продаж в размере 20 809 тыс. руб., что равняется 3,8% от выручки. В прошлом периоде, напротив, был получен убыток в размере 4 152 тыс. руб.

По сравнению с прошлым периодом в текущем наблюдался рост выручки от продаж на 17 645 тыс. руб. при одновременном уменьшении на 7 316 тыс. руб. расходов по обычным видам деятельности.

Наблюдается снижение численности работников предприятия на 41 человек, что тем не менее, не повлияло на производительность труда, которая увеличилась на 12,31%.


2.2 Элементы управленческого учета, применяемые на предприятии ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева"


На ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет.

Так на предприятии рассчитывается себестоимость по каждому наименованию единицы продукции, а на хлебокомбинате их более тысячи наименований, кроме этого, составляются калькуляции по определённым цехам и в общем по производству продукции (хлебобулочный и кондитерский цех) (Приложение 6). На важнейшие виды продукции, такие как хлеб, составляются развернутые плановые калькуляции, в которых расшифровываются затраты на сырье, материалы, электроэнергию, топливо, оплату труда, страховые взносы и т.д. Это очень трудоёмкая, но и необходимая работа, которую выполняет экономист. Он составляет плановую калькуляцию на месяц (Приложение 5), либо на квартал придерживаясь следующих этапов:

Экономист определяет приблизительный размер портфеля заказов на следующий год.

С учетом объемов подсчитываются возможные затраты на производство и сбыт продукции. Производится расчет себестоимости по технико-экономическим факторам. При этом выделяются следующие группы факторов:

повышение технического уровня производства;

улучшение организации производства и труда;

изменение объема и структуры производимой продукции;

отраслевые особенности.

Рассчитывается итоговая производственная себестоимость и заносится в калькуляцию.

Рассчитывается полная себестоимость и также заносится в калькуляцию.

С учетом процента рентабельности рассчитывается стоимость товарной продукции.

Указываются свободно-отпускные цены с учетом НДС и без него.

Указывается оптовая цена за 1 кг.

В конце запланированного отчетного периода сравниваются плановые показатели и фактические.

Выясняются причины отклонений и выносятся оптимальные управленческие решения.

На ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" применяется попередельный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, т.к. попередельный метод учета применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией (хлебобулочные изделия), при которой преобладают термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом.

При этом хлебокомбинат имени И.И. Кацева применяет комбинированный способ расчета единицы продукции:

Способ пропорционального распределения затрат - его применение обусловлено одновременным выпуском нескольких видов продукции. Затраты распределяют пропорционально выпущенной продукции.

Способ прямого расчета при позаказном методе - с единичным характером производства, учет затрат ведется по отдельным производственным заказам (производство тортов на заказ).

Таким образом, на предприятии управленческий учет, как единая система, не осуществляется, но элементы и предпосылки его возникновения уже существуют и успешно применяются, позволяя организации выживать при жесткой конкуренции и сохранять финансовую устойчивость.


2.3 Роль информации управленческого учета в деятельности предприятия ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева"


Современный управленческий учет обеспечивает руководителей информацией, необходимой для принятия управленческих решений. В том или ином виде он охватывает практически все грани деятельности организации.

На ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" управленческого учета, как целостной системы, не существует. Но существует производственный учет (или процесс учета затрат). В процессе учета затрат происходит сбор, измерение и группировка финансовой и нефинансовой информации, касающейся затрат на приобретение и использование ресурсов в организации. По сути, учет затрат является составной частью финансового и управленческого учета в той его части, которая касается сбора и анализа данных о затратах организации.

Как говорилось выше, предпоследним этапом работы экономиста является сравнение плановых и фактических показателей в конце отчетного периода, после чего становятся видны отклонения. Если отклонение весьма значительное, то проводится экономический анализ. Результаты анализа выносятся на обсуждение с генеральным директором и главным бухгалтером.

Так в себестоимости фактически выпущенной продукции приведены плановые затраты по всему хлебокомбинату, по которым можно судить об отклонении (Приложение 6).


Таблица 2.2

Себестоимость фактически выпущенной продукции за сентябрь 2012г., тыс. руб.

Статьи затратПланФактОтклоненияОсновное сырье5224,605893,39+668,79Вспомогательное сырье6334, 206366,72+32,52Топливо516,401093,38+576,98Электроэнергия364,50671,54+307,04Зарплата основная5148, 204101,32-1046,88Зарплата дополнительная0,001305,24+1305,24Начисления на зарплату1565,001229,66-335,34Упаковочные материалы991,401594,496+603,1Общепроизводственные7619,307544,22-75,08Общехозяйственные4997,504451,38-546,12Расходы на продажу6246,904830,95-1415,95

При сравнении фактических и плановых показателей наблюдается увеличение стоимости основного сырья на 668, 79 тыс. руб., причиной которому послужило повышение транспортных затрат, перерасход по вспомогательному сырью на 32,52 - допускается небольшое отклонение. Далее по топливу наблюдается перерасход на 576,98, что составляет достаточно большое отклонение, которое необходимо вынести на обсуждение с директором и главным бухгалтером, тоже самое касается и электроэнергии, по которой перерасход составил 307,04, и зарплаты дополнительной - 1305,24, упаковочные материалы - 603,1. По всем остальным статьям наблюдается экономия.

На заседании руководства рассматриваются причины значительного отклонения фактических показателей от плановых как в сторону повышения, так в сторону уменьшения, также принимаются решения, которые в будущем отчетном периоде повлияют на величину затрат и снизят себестоимость продукции. По основному сырью наблюдается увеличение стоимости на 668,79тыс. руб., причиной которому послужило увеличение стоимости всех сортов муки, вследствие увеличения транспортных затрат. Одним из предложенных вариантов руководством была смена поставщика, что в данных рыночных условиях оказалось малоуспешным предложением, так как очень сложно подобрать надежного поставщика с высоким качеством продукции (в данном случае - муки) и своевременными поставками. Таким образом, по причине невозможности снижения затрат на основное сырье необходимо снизить затраты по другим статьям.

Так, например, стоимость топлива превысила норму на 576, 98 тыс. руб., что является значительным отклонением и потребовало от руководства решительных мер, таких как переход с мазута на газ, в дальнейшем - это позволит снизить расход не только топлива, но и электроэнергии и, следовательно, себестоимость продукции.

Исходя из того, что численность работников снизилась, мы видим, что основная зарплата также уменьшилась, пропорционально этому снизились и начисления. При этом производительность труда осталась на прежнем уровне благодаря новому оборудованию.

За счет того, что предприятие в данном отчетном году начало начислять резерв отпусков, наблюдается резкое увеличение размера дополнительной зарплаты, но в дальнейшем это позволит равномерно учитывать расходы на оплату отпусков в течение года и избежать необоснованного завышения себестоимости продукции и искажения финансовых результатов.

Таким образом, информация производственного учета достаточно важна для аппарата управления, так как предоставляет всю необходимую информацию о недостатках в производстве продукции, на основании которой в дальнейшем принимаются эффективные управленческие решения, позволяющие держаться организации на плаву и получать максимально возможную прибыль.

3. Предложения по постановке управленческого учета в ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им.И. И. Кацева"


Как говорилось выше, на ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет.

Руководству хлебокомбината можно посоветовать создать отдел планирования, в который будут входить следующие экономисты: ведущий экономист, экономист по труду. Разделение основных обязанностей, полномочий, относящихся к конкретной должности в организации необходимо для тщательного анализа области и показателей, на которой специализируется экономист, детальной проработке всех затруднительных моментов (одному экономисту не под силу осуществить всю указанную работу).

Таким образом ведущий экономист выполняет следующие должностные обязанности:

выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства;

подготавливает исходные данные для составления проектов производственной и коммерческой деятельности предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;

выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции;

ведет учет экономических показателей результатов производственный деятельности предприятия и его подразделений;

выполняет работы по формированию, ведет и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

выполняет расчет фактической себестоимости на фактически выпущенную продукцию - ежемесячно;

подготавливает по соответствующим формам периодическую отчетность в установленные сроки:

Корректировка отчета П-1 (по данным бухгалтерии);

Отчет 1-натура - годовой;

Отчет 1-оптовые цены - ежемесячно;

Отчет 1-ДАП - ежемесячно;

Отчет 1-МОН - квартальный;

Отчет 1-МОН - годовой;

Отчет о выполнении норм выработки по цехам - ежемесячно;

Обработка производственных отчетов.

Принятый дополнительно на работу экономист должен выполнять следующие должностные обязанности:

расчет среднесписочной численности работающих - ежемесячно;

расчет баланса рабочего времени;

проводить маркетинговые исследования рынка труда по должностям;

анализировать эффективность и оптимизировать систему оплаты и стимулирования труда;

разрабатывать нормативные и регламентирующие документы по вопросам оплаты и стимулирования труда;

разрабатывать методики, алгоритмы, программы и выполнять расчеты по оплате труда.

При этом с ведущего экономиста снимаются некоторые должностные обязанности и переносятся на экономиста по труду, чем распределяют нагрузку на двух работников и способствует большей производительности труда и улучшению качества работы.

Экономист по труду призван оптимизировать затраты на труд: так в хронометраже указаны соотношения выпускаемой продукции к затраченному времени и труду (табл.3.1), но установленные по старым стандартам и с момента создания данные соотношения не пересматривались.


Таблица 3.1

№Наименование продукцииОбъем выпуска продукции, тоннЗатраченное время, чОплата за произведенную продукцию1Хлеб "Островной"701045 365,412Хлеб "Украинский"701045 009,79

При работе на новом оборудовании предполагается затратить меньше труда и времени на тот же объем работы, что и раньше. Это означает, что и установленная плата за определенное количество сделанной продукции будет меньше (табл. 3.2)


Таблица 3.2

Условный хронометраж на ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева".

№Наименование продукцииОбъем выпуска продукции, тоннЗатраченное время, чОплата за произведенную продукцию1Хлеб "Островной"70683 508,152Хлеб "Украинский"70683 275,63

Затраты на оплату труда и социальные взносы тоже уменьшатся, а, следовательно, и себестоимость произведенной продукции (таблица 3.3 и 3.4)

Таблица 3.3

Наименование статьи расходовХлеб "Островной"Хлеб "Островной"Отклонение, +/-Количество165,913165,913-Основное сырье22106872210687-Вспомогательное сырье3719137191-Топливо311679311679-Электроэнергия6642766427-Зарплата основная475721311048-164673Зарплата дополнит. 151397151397-Начисления на зарплату14262993314-49315Общепроизвод. 23044982304498-Общехозяйст. 13597371359737-Итого70599666845978-213988Расходы на продажу14756851475685-Полная себестоимость85356518321663-213988Товарная продукция80965358096535-Прибыль-439116-225128+213988

Таким образом, на примере таблицы 3.3 видно, что за счёт снижения размера заработной платы на 164 673 руб. и, соответственно, снижения начислений на зарплату на 49 315 руб. снизилась полная себестоимость хлеба на 213 988 руб. За счет этого предприятие сможет уменьшить убыток по данному виду продукции на 213 988 руб.

Такой же расчет проведем и по второму виду хлеба в таблице 3.4.


Таблица 3.4

Фактическая калькуляция на хлеб "Островной" за 9 месяцев 2012 г. (Приложение 5)

Наименование статьиХлеб "Украинский"Хлеб "Украинский"Отклонение, +/-Количество55,74655,746-Осн. сырье575445575445-Вспом. сырье1131711317-Топливо104722104722-Эл. энергия2231822318-Зарплата осн. 165131107970-57161 Продолжение таблицы 3.4Зарплата доп. 5255252552-Начисления на зарплату4950932391-17118Общепроизвод. 774301774301-Общехозяйст. 456865456865-Итого22121602137881-74279Расходы на продажу495823495823-Полная себестоимость27079832633704-74279Товарная продукция19821651982165-Прибыль-725818-651539+74279

Как и в таблице 3.3, наблюдается уменьшение убытка на 74279 руб., за счёт обоснованного снижения основной зарплаты на 57 161 руб. и снижения начислений на зарплату на 17 118 руб.

Таким образом, при выполнении данных рекомендаций ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева" сможет не только уменьшить свои убытки по социально-значимым видам продукции, таким как хлеб, но и получить большую прибыль с других своих наименований продукции. Либо сможет снизить цены на свою продукцию, чем привлечь большее число покупателей и увеличить объемы производства, что является немало важной целью в условиях жесткой конкуренции.

Заключение


В настоящее время многие элементы управленческого учета входят в сложившуюся в России систему бухгалтерского учета (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции).

Но компания как экономическая система все же сильно зависит от собственной системы управленческого учета и анализа, обеспечивающей ее необходимой информацией. Специфика формирования учетной информации обусловлена характеристиками и особенностями внутренней среды организации.

На ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева" управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет. Информация которого достаточно важна для аппарата управления, так как предоставляет всю необходимую информацию о недостатках в производстве продукции, на основании которой в дальнейшем принимаются эффективные управленческие решения, позволяющие держаться организации на плаву и получать максимально возможную прибыль.

При данных условиях достаточно важным предложением для хлебокомбината - ввести на предприятии программу 1С, конфигурация "Управление производственным предприятием", которая поможет добиться максимальной управляемости компанией, чувствовать изменения рынка и иметь возможность быстро на них реагировать.

Таким образом, программа поможет вовремя предоставлять нужную информацию руководителям и, тем самым, обеспечивать высокое качество управленческих решений.

Список использованной литературы


1. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России // - М.: Менатеп - Информ, 2010 г. - 450с.

2. Бакаев В.А. Нормативная база бухгалтерского учета. Сборник. - М: ИНФРА-М, 2009г. - 375с.

Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.2-е изд., доп. и пер. - М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. - 528 с.

Безбородова Т.И. Бухгалтерский (управленческий) учёт: Курс лекций. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2010. - 110 с.

Булгакова С.В. Бухгалтерский управленческий учёт для бизнес-решений: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 109 с.

Бухгалтерский учет: Учебник/ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. / Под ред.П.С. Безруких. - 4-е изд. перераб. и доп. - М: Бухгалтерский учет, 2009г. - 533с.

Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. - 289с.

Вахрушина М.А. "Бухгалтерский управленческий учет". М, 2001. - 341с.

Волкова О.И. "Управленческий учет". М, 2006. - 347с.

Воронова Е.Ю., Улина Г.В. "Управленческий учет на предприятии". М, 2006. - 297с.

Дмитриева Е.Л., Наумова Н.В., Москаленко Н.В. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. - 80 с.

Егорова Л.И. Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 121 с.

Жарикова Л.А. Управленческий учёт. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2004. - 136 с.

Забродин И.П., Ушакова Н.В. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 20 с.

Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. Учебник. // - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2006. - 304с.

Кожинов В.Я. Современный бухгалтерский учет: учебник - М: издательство"Альфа-Прес", 2010. - 768с.

Ивашкевич В.Б. "Бухгалтерский управленческий учет". М, 2003. - 408с.

Керимов В.Э. "Управленческий учет". М, 2003. - 265с.

Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 464 с.;

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - М.: Инфра - М., 2010г. - 717с.

Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Юристъ, 2007г. - 252с.

Ламыкин И.А. Бухгалтерский учет - М: Филинъ, 2008г. - 341с.

Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебн. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008г. - 268с.

Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2006. - 255 с.

Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия Учебники Феникса. Ростов н/Д: Феникс, 2007г. - 480с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бюджетирование в образовательной организации как метод управленческого учета

Е.А. Ярушкина,

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южный институт менеджмента (350040, Россия, г. Краснодар, ул Ставропольская, 216; e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие бюджетирования и его цели применительно к образовательным организациям, обоснован принцип процессного подхода в бюджетировании и рассмотрены основные группы бизнес - процессов в образовательной организации, определена взаимосвязь основных бизнес - процессов с центрами ответственности. В статье также рассмотрена структура генерального бюджета образовательной организации, выделены основные его элементы, а также определена роль бюджетирования как основного метода управленческого учета.

Abstract. This article discusses the concept of budgeting and its objectives with regard to educational organizations established principle of the process approach to budgeting and the basic group of business - processes in educational organization, defined the relationship of the main business - processes with centers of responsibility. The article also considers the structure of the general budget of the educational organization, highlighted its main elements, and defines the role of budgeting as the main method of management accounting.

Ключевые слова: управленческий учет, образовательные организации, бюджетирование, бюджет, затраты, бизнес - процессы.

Keywords: management accounting, educational organizations, budgeting, budget, costs, business - processes.

Бюджетирование является основным методом, используемым управленческим учетом для решения задачи планирования. По своей сути, бюджетирование представляет собой процесс планирования будущих операций организации и оформления его результатов в виде системы взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также установление размера и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов . Целью бюджетирования являются:

Осуществление периодического планирования;

Обеспечение контроля затрат организации;

Стимулирование координации, кооперации и коммуникации структурных подразделений организации;

Оценка эффективности деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом.

Бюджетирование в образовательных организациях имеет свои особенности, обусловленные как видом осуществляемой деятельности, так и особенностями их финансирования. Финансирование любой образовательной организации в настоящее время может осуществляться как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Бюджетное финансирование осуществляется в рамках выполнения государственного задания и может быть направлено только на статьи затрат, определенные этим финансированием. При этом целевое расходование бюджетных средств контролируется госу-

дарственными органами. Поэтому многие образовательные организации предпочитают внебюджетные источники финансирования, которые дают большую свободу деятельности организации.

Постановка бюджетирования в образовательной организации, прежде всего, базируется на цели, задачах деятельности и организационной структуре организации. Цели и задачи образовательной организации формируются в соответствии с осуществляемыми образовательными услугами по уровням образования, их видам, а также зависит от дополнительных услуг, осуществляемых организацией. Организационная структура устанавливает иерархическую лестницу, где нижестоящие подразделения и их руководители отчитываются за проделанную работу перед вышестоящими. Руководство образовательной организации разрабатывает организационную структуру и определяет центры ответственности и учет этой ответственности.

В основе бюджетирования в образовательной организации заложен принцип процессного подхода, который состоит в выделении бизнес - процессов как объектов учета. Использование термина «бизнес - процесс» применительно к образовательным организациям как к некоммерческим организациям обоснована А.В. Глущенко и Е.М. Егоровой, которые в свою очередь, используя труды М. Портера, характеризуют бизнес - процесс как сущность, определяемую через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг, в которой происходит наращивание стоимости производи-

мой услуги . То есть, применительно к образовательному процессу, бизнес - процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание образовательной услуги.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет и классифицирует свои бизнес - процессы. Так Н.Н. Беденко, осуществляя классификацию бизнес - процессов образовательной организации, относит к основным процессам - образовательный, воспитательный, научный процессы и процесс дополнительного образования; к управленческим процессам - маркетинг, планирование, менеджмент ресурсов, менеджмент качества; к вспомогательным процессам - финансовый, кадровый, информационный, материально - технический, методический, хозяйственный процессы и процесс правового обеспечения .

А.В. Глущенко и Е.М. Егорова выделяют три основных группы бизнес - процессов:

Основные процессы - образовательная и научно - исследовательская деятельность;

Процессы управления - стратегическое планирование, оперативное управление и координация, управление качеством, управление аттестацией и аккредитацией, анализ и принятие решений;

Обеспечивающие процессы - инновационная деятельность, маркетинговая деятель-

ность, финансы и бухгалтерский учет, материально - техническое снабжение, информатизация и компьютеризация, издательская деятельность, управление персоналом, трудом и заработной платой, управление инфраструктурой, административно - хозяйственная деятельность, правовое обеспечение, международная деятельность.

На наш взгляд, данная классификация в полной мере характеризует основные группы бизнес - процессов любой образовательной организации, при этом правильно расставляя приоритеты относительно основных процессов виде образовательной и научно - исследовательской деятельности, так как именно эти процессы удовлетворяют потребности основных потребителей образовательных услуг. Также, исходя из выделенных бизнес - процессов, можно определить центры финансовой ответственности исходя из организационной структуры организации. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации представлена на рисунке 1.

Бюджетирование осуществляется путем разработки оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений, которые реализуются через систему бюджетов по каждому центру ответственности, а затем консолидируются в общий генеральный бюджет.

Рис. 1. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации.

иоигпа! оГ Есопоту ап< еп^ергепеигБЫр, Уо!. 8, Ыот. 11-4

При наличии бюджетного финансирования многие образовательные организации используют затратную модель бюджетирования, которая основана на детальном контроле и управлении расходами. В основе данной модели заложено сметное финансирование, которое предполагает лишь управление бюджетными ресурсами. При использовании данной модели основной задачей управленческого учета является контроль затрат в разрезе экономической классификации расходов. Более предпочтительной моделью бюджетирования является модель, ориентированная на управление результатами деятельности образовательной организации. При данной модели отслеживается взаимосвязь «средства - результат», при этом результатом является конкретное исполнение цели, ради которой были получены средства . Данная мо-

дель может быть использована и при наличии бюджетного и внебюджетного финансирования и она позволяет не только определить результат деятельности, но и дать оценку ее эффективности.

Генеральный бюджет образовательной организации представляется собой совокупность двух бюджетов:

Операционного бюджета, который детализируется через отдельные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов образовательной организации;

Финансового бюджета, включающего бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и прогнозный бухгалтерский баланс.

Структура генерального бюджета образовательной организации представлена на рисунке 2.

Операционный оюджет Финансовый бюджет

Генеральный оюджет

Рис. 2. Структура генерального бюджета образовательной организации.

Операционный бюджет отражает прогнозируемые объемы услуг на предстоящий год по направлениям деятельности и состоит из отдельных бюджетов, отражающих доходы и расходы образовательной организации. Операционный бюджет образовательной организации состоит из бюджета услуг, бюджета обеспечения услуг, бюджет общих и административных расходов, бюджет коммерческих расходов.

Бюджет услуг является отправной точкой бюджетирования, он составляется на основе планируемых показателей по основным направлениям доходов организации. Доходы образовательная организация получает от оказания образовательных услуг, от выполнения научно - исследовательских работ (НИР) и от прочих сопутствующих видов деятельности. Прочими доходами для образовательной организации являются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы

по совместной деятельности, доходы от общежития, столовой, издания учебных пособий, доходы от зон отдыха, спонсорская помощь и др. Бюджет услуг составляется исходя из плана набора по всем формам, уровням образования и видам обучения, плана НИР и плана прочих доходов.

Бюджет обеспечения услуг представляет собой совокупность расходов направленных на оказание образовательных услуг, выполнение НИР и на прочие виды деятельности. Он включает в себя расчет расходов на оплату труда научно - педагогического персонала, отчислений на социальные нужды, материальных расходов, расходов на выплату стипендий и других материальных поощрений обучающихся, коммуникационных расходов (связь, интернет), издательских и др.

КОНЯЕВ А.А. - 2010 г.

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: АВВ-МЕТОД

    СТЕРЛЯДЕВ С.А., ФЕДЮКОВА К.В. - 2012 г.

  • Рассмотрены некоторые проблемы организации управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении.

    Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (СИБУП) - образован в 1995 году.

    СИБУП ведет подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области экономики, юриспруденции, психологии и лингвистики в соответствии с современными потребностями экономики.

    Организационная структура института представлена на рисунке 1 из которого видно, что в институте отсутствует служба управленческого учета.

    Для совершенствования управления институтом необходимо создать службу управленческого учета, которая будет координировать, интегрировать деятельность Вуза и способствовать достижению целей. Важнейшими целями управления являются повышение уровня потенциала и проведение диверсифицированной рациональной финансовой политики, направленной на расширение и повышение качества образовательных услуг. Для их достижения необходимо внедрение системы управленческого учета, которая позволит установить контроль за величиной себестоимости и получить всю необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

    Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл оказания услуг может состоять из нескольких различных этапов, за каждый из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости услуги, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными подразделениями (центрами ответственности).

    Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Следовательно, необходимо организовать на предприятии учет по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и определить финансовую структуру предприятия (организации).

    Для формирования финансовой структуры предприятия (организации) сначала необходимо провести анализ организационной структуры предприятия, в процессе которого выделить ЦФО и определить их тип.

    Рассмотрим формирование финансовой структуры на примере негосударственного образовательного учреждения «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (см. табл. 1). Основным видом деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг. Так же к ним относится как научная деятельность факультетов и кафедр, так и организация работы различных подразделений, задачей которых являются поддержка и обеспечение функционирования учебного заведения.

    Центры ответственности НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» были классифицированы по выполняемым функциям и ответственности.

    В результате проведенного анализа выделены:

    центры затрат (ЦЗ) – подразделения, руководство которых отвечает только за затраты;

    центр выручки (ЦВ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за выручку, а не за затраты;

    центр инвестиций (ЦИ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за прибыль и за ее инвестирование.

    В качестве центров слаборегулируемых затрат (ЦЗс) были выделены: бухгалтерия, планово – экономический отдел, административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр. Для данных подразделений не существует прямой зависимости между затратами и результатами деятельности. Их руководители отвечают за соблюдение бюджета и за качественные показатели работы.

    При организации управленческого учета одними из наиболее важных этапов являются:

    Формирование финансовой структуры предприятия;

    Построение системы бюджетирования.

    В рамках формирования системы бюджетирования рекомендуется:

    Составление смет затрат и отчетов об их исполнении по подразделениям предприятия (организации);

      разработка аналитических регистров управленческого учета с целью распределения косвенных затрат по центрам финансовой

    Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

      ответственности и формирования более точной информации о затратах отдельных подразделений;

    Выбор соответствующих баз распределения для каждой статьи таких затрат;

    Разработка аналитических регистров учета отклонений фактических прямых материальных затрат от нормативных.

    Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем направлениям или функциям деятельности план работы организации.

    Деятельность каждого вида центров ответственности планируется с помощью различных бюджетов. Далее необходимо определить какие бюджеты будут вестись по каждому центру финансовой ответственности в институте.

    Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты таких структурных подразделений как, ректорат, бухгалтерия, планово- экономический отдел, Административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр, приемная комиссия, сектор инновационного развития, юридическая клиника.

    Затраты факультетов отражаются в бюджетах общепроизводственных затрат, прямых трудовых и прямых материальных затрат. Эти бюджеты формируются на основе бюджета продаж и бюджета производства, которые для Вуза совпадают.

    Данные бюджеты составляются с участием следующих центров финансовой отчетности: ректорат, приемная комиссия, планово – экономический отдел, факультеты.

    Организация управленческого учета в вузе должна стать неотъемлемой частью всей автоматизированной информационной системы управления его деятельностью. Причем, поскольку ведение бухгалтерского учета строго регламентировано государственными стандартами, в отличие от деятельности большинства других структурных подразделений, можно с уверенностью говорить о приоритетной роли этого сектора деятельности вуза.

    Применение управленческого учета, прежде всего при решении финансовых вопросов, позволит вузу повысить экономическую эффективность, развивать его образовательный и научный потенциал, увеличить производительность труда управленческого персонала, исключить дублирование ввода данных и уменьшить объем бумажного документооборота, оперативно формировать управленческую отчетность и др.

    Таким образом, внедрение системы управленческого учета позволяет планировать и контролировать величину затрат, получить информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений, и повысить рентабельность основной деятельности института.

    © Ткаченко О. Н., 2013

    Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

    А. В. Шарапова

    Сибирский государственный аэрокосмический университет

    имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск

    Т.В. Варкулевич канд. экон. наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита

    ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

    Владивосток
    Данная статья посвящена вопросам актуальности внедрения в систему управления деятельностью государственных учреждений управленческого учета, способного обеспечить системное управление затратами на оказание образовательных услуг и повышение эффективности деятельности учреждения в целом.

    В жизнь Российских субъектов хозяйствования управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. И это вполне понятно, ведь в условиях жесткой конкуренции от правильных, адекватных вызовам внешней среды управленческих решений зависят, зачастую, не только экономическое и финансовое благополучие субъектов хозяйствования, но и само их существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его диверсификации, а, следовательно, в формировании новых отделов, служб как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне организации в целом.

    Рыночные экономические отношения в России, глубоко и устойчиво внедрившиеся и в систему образования , наряду с безусловно имеющимися позитивными результатами в формировании механизмов системы высшей школы на базе новых экономических отношений обусловили возникновение многих проблем и негативных тенденций в использовании накопленного в социалистический период ресурсного и кадрового потенциала.

    В условиях рыночной экономики задачи вузов по обеспечению развития образования, науки и культуры по существу не изменились, однако они вынуждены искать и применять подходы, основанные на коммерциализации многих видов деятельности, а сама деятельность приобретает черты рыночных рисковых предприятий, часто требующих нестандартных решений. Это ведёт к необходимости внедрения более эффективных методов хозяйствования и выдвигает на первый план необходимость разработки системы управления его финансовыми ресурсами, направленной не только на их привлечение и повышение эффективности их использования, но, главным образом, на создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих их экономное и рациональное использование.

    Рыночные отношения изменили порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений. Теперь они не только имеют возможность оказывать образовательные услуги на платной основе, но последние зачастую превалирует над услугами, финансируемыми из государственного бюджета. Между тем, возможность получать средства из внебюджетных источников стимулирует образовательные учреждения развивать новые образовательные услуги для потребителя и, вместе с тем, брать на себя обязательства по гарантиям обеспечения их качества.

    Однако тот же рынок предопределил необходимость решения ранее не свойственной вузам государственной системы высшего профессионального образования проблемы завоевания и расширения рынка сбыта образовательных услуг, выживания в условиях жестокой конкуренции .

    Тем временем, для повышения конкурентноспособности оказываемых государственными образовательными учреждениями услуг необходимо определить основные факторы, влияющие на их качество, и к числу основных, по мнению автора, относятся:


    • квалификация профессорско-преподавательского состава;

    • внедрение новых, в том числе информационных технологий;

    • внедрение новых образовательных программ;

    • состояние аудиторного фонда;

    • оснащенность учебных аудиторий современным оборудованием;

    • оснащенность университетской библиотеки;

    • комфортные условия для проживания иногородних студентов в общежитии,

    • качество предоставляемых вузом социальных программ.
    Совершенно очевидно, что повышение качества любого из вышеперечисленных факторов влечет за собой и увеличение, по меньшей мере, материальных затрат. А так как именно затраты оказывают огромное влияние на вырабатываемую вузом стратегию ценообразования, основной задачей в решении данной проблемы является их минимизация в процессе оказания образовательных услуг.

    Для того чтобы иметь возможность следить за издержками и доходами вуза, выявлять возможные резервы повышения эффективности его деятельности по всем направлениям, необходимо деятельность университета, связанную с оказанием образовательных услуг рассматривать как единый производственный процесс.

    Одним из способов оптимизации затрат, а следовательно, повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в целом может стать управленческий учет, актуальность которого на предприятиях, занятых производственной деятельностью, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Однако давно миновали те времена, когда считалось, что прибавочный продукт создаётся только в материального- производственной сфере. Услуги, в том числе и образовательные, заняли достойное место в иерархии общественного производства. Ввиду чего, образовательное учреждение в данном контексте не только не является исключением, а, напротив, все чаще рассматривается как производственный комплекс, специализирующийся по «производству» образовательных услуг, перечень которых в одном среднестатистическом вузе может достигать свыше 50 наименований, не считая программ дополнительного образования.

    Все чаще в терминологии государственных вузов употребляются понятия экономической эффективности, доходности, рентабельности, прибыльности, финансового результата и др., ранее не свойственные государственным учреждениям.

    Что же представляет собой управленческий учет в вузе и зачем он нужен государственному учреждению высшего профессионального образования? Как в сложившихся экономических условиях руководство учреждения может обладать необходимой управленческой информацией, чтобы не ошибиться в принятии верного управленческого решения?

    Задачу предоставления необходимой информации решает именно управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности , доходах и затратах подразделений – Центров ответственности, ориентированная на потребности высшего руководства и менеджеров по направлениям в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

    Сегодня существует три основных вида учёта, так или иначе присутствующие на всех крупных предприятиях: бухгалтерский, налоговый и управленческий. В контексте нашего исследования налоговый учет интереса для нас не представляет, ввиду чего на его основных чертах и особенностях в данной статье автор решила не останавливаться. Что касается бухгалтерского и управленческого учета – то они очень тесно взаимосвязаны, но каждый имеет свои особенности. Так, бухгалтерский учёт ведется, в основном, в интересах собственников организации и внешних пользователей, поэтому информация из него, попадающая в последствии в бухгалтерскую отчетность, в принципе, не является закрытой. Само же ведение учета регламентируется целым перечнем законодательных и нормативных документов, разрабатываемых государственными органами и общественными для всех предприятий.

    Система правленческого учета может быть подчинена только внутренним регламентам, и формируется с акцентами на потребности менеджеров организации и в соответствии со спецификой ее деятельности.

    Предметом управленческого учета в образовательном учреждении является деятельность университета и его отдельных структурных подразделений, называемых центрами ответственности. При этом организация системы управленческого учета зависит от организационной структуры университета. Объектами же управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) и результаты финансово-хозяйственной деятельности как всего учебного заведения, так и отдельных центров ответственности а так же внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность.

    Для понимания природы управленческого учета в государственном учреждении, в ходе исследования были выявлены следующие его отличия от бухгалтерского учета,

    Таблица 1. Различия между Бухгалтерским и Управленческим учетом в государственном образовательном учреждении




    Критерии

    Бухгалтерский учет

    Управленческий учет

    Потребители информации

    Государственные органы, внешние пользователи

    Руководство учреждения, менеджеры образовательных программ

    Свобода выбора

    Учет организуется строго в рамках Бюджетного Кодекса, инструкций и положений в области бюджетного учета

    Полная свобода в выборе схем и формировании системы управленческого учета

    Измерители

    Рубли и натуральные единицы

    Любая удобная единица

    Группировка затрат

    По статьям бюджетной классификации

    По статьям затрат, определенных для «объекта учета»

    Основной объект учета

    Учреждение в целом

    Отдельные образовательные программы

    6.

    Точность показателей

    Необходима абсолютная точность учета всех объектов

    Допускается использование приблизительных величин

    Обязательность ведения

    Ведение обязательно в соответствии с нормами действующего законодательства

    На усмотрение руководителя учреждения

    Таким образом, управленческий учёт внедряется для повышения эффективности управления образовательным учреждением, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например, органами Федерального казначейства или налоговой инспекцией, в чем его принципиальное отличие.

    Формируя систему управленческого учета в государственном учреждении, в финансовой его политике необходимо использовать механизм сегментарного учета, являющийся важнейшей составляющей управленческого учета. Его можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений вуза и реализуемых образовательных программах. Информации сегментарного учета может стать базой для построения системы управленческого контроля. Данные сегментарного учета будут удовлетворять информационные потребности менеджмента на всех управленческих уровнях, а так же внутривузовского управления в целом, и позволят, в итоге, контролировать затраты на всех уровнях их возникновения и формировать сегментарную отчетность.

    Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, дает возможность руководителям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций - функцию контроля за эффективным и рациональным использованием ресурсов, посредством получения и детального анализа следующей информации:


    • какова себестоимость образовательной программы с учетом всех потребляемых на ее реализацию ресурсов;

    • какие ресурсы и в какой степени необходимы и потребляются для реализации образовательной программы;

    • какие центры затрат вовлечены в процесс реализации программы, какие ресурсы и в каком объеме они используют ;

    • какие процессы при реализации программы можно оптимизировать;

    • какие из затрат можно подвергнуть коррективам с целью их минимизации без ущерба качеству программы.
    Детальный анализ позволит произвести группировку затрат и определить их роль в себестоимость образовательной услуги таким образом, чтобы руководитель мог увидеть насколько выгоден тот или иной вид деятельности, на сколько рентабельна та или иная образовательная программа, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно изменить и в каком направлении продвигаться.

    Однако для этого менеджеры образовательного учреждения должны понимать преимущества, которые даёт грамотно поставленный управленческий учёт, испытывать интерес к нему и хорошо понимать сущность этого процесса.

    Ведение управленческого учета в вузе необходимо в разрезе каждого образовательного продукта; с помощью информации, формируемой в рамках управленческого учета, можно оперативно проанализировать и определить, какой финансовый результат получен при реализации той или иной программы, а при выявлении убыточных программ, выяснять причины их убыточности и принять своевременный комплекс мер по исправлению положения, либо обоснованное решение о прекращении их реализации.

    Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что при грамотном подходе к формированию его системы, управленческий учет способен:


    • обеспечить высший уровень менеджмента в вузе информацией о консолидированных результатах коммерческой деятельности, состоящих из результатов по отдельным ее сегментам - образовательным программам;

    • отразить результаты деятельности от реализации отдельных образовательных программ;

    • показать результаты работы структурных подразделений, реализующих те или иные образовательные программы;

    • осуществить контроль над затратами путём их учёта по видам и местам возникновения;

    • дать возможность планировать и контролировать выполнение бюджетов как по отдельным образовательным программам, так и деятельности университета в целом.
    Внедрение управленческого учета в образовательном учреждении обеспечит решение проблемы учета и контроля производственных процессов, позволяет повысить обоснованность принимаемых решений, улучшить информационную структуру за счет повышения к ачества , оперативности и достоверности информации, обеспечит дисциплину принятия решений и управленческую деятельность образовательного учреждения в целом.
    Список литературы:

    1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: Постановка и внедрение / И.В. Аверчев М.: Вершина, 2009. - 512 с. - ISBN 978-5-96260436-7

    2. Борисов Р.В. Организация управленческого учета: методология, методика. Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2006

    3. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. пособие/ ред. Васильева Л.С.–2-е изд. перераб.и доп.-М.:Эксмо,2009.-544 с.

    4. Варфоломеев В.Н., Умрихина С.В., Современные проблемы методов и способов организации управленческого учёта в компании/ В.Н. Варфоломеев, С.В.
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.