Стеклодувный промысел. Как и кто делает новогодние игрушки

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

На красноярской фабрике елочных игрушек «Бирюсинка» начинается горячая пора — приближается Новый год, а соответственно, растет спрос на продукцию фабрики. На «Бирюсинке» игрушки делают практически вручную — выдувают, обжигают, расписывают. Качеством украшений фабрики, основанной в 1942 году, довольны и в Кремле — вот уже много лет главную елку страны украшают именно бирюсинские игрушки.

Фабрика «Бирюсинка» появилась в Красноярске в 1942 году. В настоящее время - это одно из ведущих предприятий в отрасли, на котором выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков.

Фабрика была создана на базе Промкомбината Сталинского района в 1942 году и первоначально называлась «Детская игрушка», затем «Сибирская игрушка». В 1989 году фабрика стала Закрытым акционерным обществом «Красноярская фирма Бирюсинка». За Уралом это единственная фабрика ёлочных игрушек.

Но давайте отвлечемся от истории и посмотрим, как же делают стеклянные новогодние русские игрушки.

Стеклянные елочные игрушки на фабрике делаются вручную. Это очень трудоемкая и тяжелая работа, но в то же время необычайно увлекательная. Даже в создание простенького новогоднего шарика или фигурки нужно вложить много сил. Но обо всем по порядку.



Первый цех фабрики — горячий цех. Здесь в шуме и жаре трудятся женщины-стеклодувы, выдувающие с помощью горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. В результате работы стеклодувов получаются прозрачные елочные фигурки, которые смешно называются - гольё. Рабочий день стеклодува - 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200—250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки. Работницы-стеклодувы получают немного - 10-15 тысяч рублей в месяц. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.



Сложность работы стеклодува заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюден с точностью до 1—2 миллиметров. Если получилось чуть криво, шарик выбрасывают. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течение шести месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве.



Из горячего цеха заготовки поступают в цех металлизации. Металлизация - это единственный автоматизированный процесс на всем производстве. В этом цеху стеклянные шарики помещаются в большие резервуары. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков. Процесс занимает около минуты. Стеклянные формы приобретают зеркальный блеск. Игрушки, покрытые слоем алюминия, попадают в цех покраски. Здесь каждую игрушку сотрудница окунает в бак с краской.



После ванн с краской игрушки кладут сохнуть.



После того, как игрушки подсохнут их собирают в ящики и отправляют в отдел раскраски.



В цехе раскраски художники разукрашивают игрушки. Вручную. В качестве орудий они используют кисточки, которые макают в краску.



Порой на шарик может уходить несколько часов, а то и целый день, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватает. Такому ремеслу научиться непросто.



На столах художников можно встретить гуашь, акриловые краски, мелкие бусинки, серебряную и золотистую пудру.



Готовые, разукрашенные игрушки упаковываются и отправляются на склады, а затем в магазины, где их приобретают российские и иностранные покупатели.

2. В этом цехе делают игрушки из поливинилхлоридного пластизоля.

3. Раствор находится в таких вот резервуарах.

4. Из него изготавливаются части будущих игрушек. Потом части расставляются для сушки.

5. Легендарные весы "Тюмень". Вообще обстановка тут весьма совковая.

6. Затем готовые части раскрашиваются вручную специальной краской.

8. Части тел будущих кукол раскладываются отдельно друг от друга, а затем уже другой человек собирает все вместе и упаковывает.

9. Экскурсовод рассказывает о том, что когда-то на фабрике трудилось около тысячи человек, а сейчас осталось менее ста. Все из-за того, что на игрушки нет спроса. Рынок занял дешевый китайский ширпотреб.

10. А здесь готовится ткань уже для мягких игрушек.

11. Из этой же ткани делаются карнавальные костюмы.

12. Цех мягко-набивной игрушки.

13. Здесь делают даже вот таких больших львов.

16. Оказывается, до сих пор существует такая профессия - стеклодув. Никакой автоматизации - все вручную. Кроме этой фабрики вакансий стеклодувов нет ни в Красноярске, ни в одном дугом ближайшем городе. Получают они немного - 10-15 тысяч рублей. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.

17. За смену стеклодувы успевают сделать около 250 игрушек.

18. Горелки работают на керосине, температура больше тысячи градусов. Работает это все далеко не бесшумно.

19. Для того, чтобы выдуть шарик требуется около 7 секунд. Если работник не успевает, то получается брак - стекло быстро становится твердым.

20. Несмотря на профессионализм, брак случается все-таки нередко.

22. Работают здесь кстати почему-то только женщины.

25. Застывшие изделия складываются вот в такие ящики.

26. Эти ящики переносятся в цех металлизации елочных украшений.

27. Стеклянные шарики помещаются в большие резервуары.

28. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков.

29. Процесс занимает около минуты.

32. На некоторые игрушки вместо алюминия наносится краска.

33. Раскрашивается все тоже вручную.

34. Перед Новым годом на фабрике постоянно проводятся экскурсии, и все фотографируют. Естественно работникам это порядком надоедает..

37. Делают и совсем эксклюзивные рисунки - например с красноярской символикой.

38. Выполняется много корпоративных заказов - например от Флампа:)

40. Игрушки можно купить на самой фабрике, чем участники экскурсии с удовольствием воспользовались.

41. Кроме того, за дополнительные 10 рублей можно попросить написать что-нибудь на своей игрушке.

Рынок новогодней продукции обладает определенной спецификой, а процесс производства стеклянных елочных украшений требует не сложного и дорогостоящего оборудования, а квалифицированных кадров – специалистов в своем довольно редком деле, что создает дополнительные трудности.

Несмотря на все эти факторы, отпугивающие инвесторов, емкость этого рынка довольно велика, а при выборе пока еще пустующей ниши «елочный» бизнес может принести неплохую прибыль. Однако для этого придется полностью изменить концепцию производства и сбыта сезонной игрушечной продукции.

В начале 2000-х годов производство елочных игрушек в нашей стране сократилось по сравнению с объемами начала 90-х годов в 5-6 раз.

Отечественная база производителей елочных игрушек насчитывает несколько десятков компаний различного масштаба и столько же оптовиков, которые занимаются реализацией такого товара. Причем большую часть своей продукции отечественные производители экспортируют за рубеж, и доля экспорта некоторых компаний составляет более 90%.

Объем выпуска елочных украшений одной крупной фабрикой достигает 350-500 тыс. единиц в год. Таким образом, в наши дни ежегодно производится около 15-20 миллионов елочных игрушек, что составляет меньше 40 % рынка. Оставшаяся часть приходится на долю импорта.

Крупных отечественных производителей стеклянных шаров и прочей новогодней атрибутики можно пересчитать по пальцам. К примеру, на долю крупнейших и наиболее известных компаний ОАО «Елочка» (Клинский район, г. Высоковск) и ЗАО «ПК Иней» (Павло-Посадский район, д. Данилово) приходится около 15-20% всего российского производства.

Однако отечественные производители елочных украшений постепенно сдают свои позиции под натиском китайской продукции. КНР экспортирует в другие страны новогодние украшения и аксессуары на $1,5-2 млрд. в год. Больше половины произведенной в Китае елочной продукции реализуется в США. Так что конкурировать с дешевыми китайскими елочными игрушками очень сложно.

Тем не менее, это возможно, ведь российские елочные украшения отличаются более высоким качеством и тонкостью исполнения, разнообразием дизайна и своей уникальностью. Постепенно отечественные производители начинают искать новые решения, внедрять автоматизированное оборудование на определенных этапах производства и новые технологии, задумываются о регулярном обновлении ассортимента, отслеживая модные тенденции в новогодних декорах. Потребители такие инновации воспринимают крайней положительно.

Как показывают опросы, за последние десять лет покупатели устали от штампованных и некачественных изделий, постепенно возрождается мода на классические, знакомые всем с детства, стеклянные шары и винтажные игрушки, растет спрос на продукцию российского производства.

В последнее время активно развивается сегмент дорогих подарочных наборов, выпускаемых штучными тиражами. Таким образом, несмотря на то, что импортные товары, по-прежнему, преобладают на рынке елочных украшений, несомненно, есть потенциал для развития и расширения отечественного производства.

Процесс производства елочных игрушек

Процесс создания стеклянных елочных шаров – самой популярной продукции из всего новогоднего ассортимента – мы привычно называем «производством». Но на самом деле, эти изделия даже на крупных фабриках создаются практически полностью вручную.

Стеклодувы при помощи газовой горелки выдувают стеклянные елочные шары из заготовок – стеклянных трубок. Для создания игрушек-фигурок используются специальные клещи-формы.

Эта работа требует предельной аккуратности и сноровки. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, равномерность вращения – все это производится «на глаз» с использованием минимального количества подручных приспособлений и материалов. Причем допустимая погрешность составляет всего 0,2 мм.

Так как стекло очень быстро остывает, что создает внутреннее напряжение внутри изделия, для получения стеклянного шарика с тонкими стенками требуется большой опыт работы. Поэтому, прежде всего, для создания собственного производства елочных игрушек вам понадобятся опытные и квалифицированные стеклодувы.

Как в случае любой другой почти полностью ручной работы, производительность одного рабочего не велика и составляет не более 200-250 шаров в день.

На следующем этапе охлажденная стеклянная заготовка покрывается тончайшим слоем металла (чаще всего, алюминия, реже – серебра) для придания блеска. Все это происходит в емкости с реактивами, а затем в ванне с горячей водой.

Внутрь игрушки впрыскивается особый состав (к примеру, окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции), а затем она помещается в горячую воду, под воздействием которой происходит реакция и серебро осаждается на стенках.

После процесса металлирования игрушки поступают в цех окраски. Здесь шар ожидает первичная фоновая покраска и сушка. Красят елочную игрушку при постоянном вращении, чтобы под слой краски не попал воздух, что приводит к появлению пузырьков и портит покрытие. Елочные украшения окрашиваются нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.

При составлении красок и лакировании используется метод творческого варьирования, что делает каждое изделие уникальным и неповторимым.

Иногда шары лакируются в кабинах с вытяжкой и емкостью с лакокрасочным материалом. И этот процесс также проводится вручную. Изделие погружается в краску постепенно и с одновременным вращением, чтобы под пленкой не остался воздух.

После лакировки игрушка устанавливается строго вертикально, чтобы избежать затеков в лотки сушильной камеры-печи, заполненные песком или опилками. Затем с декоративного лакирующего слоя вручную с помощью ветоши удаляются остатки песка и опилок, и игрушки либо отправляются на обрезку, либо проходят следующий этап – художественного оформления.

Как можно ожидать, это тоже осуществляется вручную – художники наносят на шар рисунок и при необходимости посыпают его блестками. Скорость разрисовки шариков намного ниже скорости работы стеклодувов и составляет всего 50-100 шариков в день с человека.

На последнем этапе с помощью алмазного круга от шарика отрезается кончик, на место отреза надевается колпачок с петелькой, и игрушки упаковываются в картонные коробки.

Упаковка для елочных украшений

Упаковка заслуживает особого внимания. Ее изготовление, как правило, передают сторонним подрядчикам. Обычно картонные упаковки, в которых продаются стеклянные украшения, носят скорее декоративный характер. Между тем, многие оптовики, закупающие продукцию напрямую у производителя, жалуются на большое количество боя.

Практически ни одна партия не доходит до розничного продавца в целости и сохранности. Однако снизить риск потерь совсем несложно – достаточно разработать более безопасную упаковку, даже если это немного повлияет на себестоимость изделия в сторону его увеличения.

Персонал для производства елочных игрушек

Очевидно, что основная проблема при организации производства елочных игрушек – это поиск квалифицированных кадров. Специалистов в такой области явно недостаточно, а работа по созданию стеклянных украшений требует определенных знаний и, главное, опыта.

К примеру, для того чтобы стать хорошим стеклодувом, придется учиться не меньше полугода, а потом еще не менее двух лет отработать на производстве. Не менее сложная и кропотливая работа по росписи шаров тоже требует сноровки и опыта.

Если вам посчастливилось найти таких специалистов, то большая часть работы уже сделана. Зарплата стеклодува составляет в регионах (а именно там располагается большинство российских фабрик по производству елочных игрушек) от 10 тыс. руб./мес.

Расходы на приобретение необходимого оборудования составят 50-100 тыс. руб. Примерно столько же уйдет на сырье и материалы. Кроме того, понадобится производственное помещение.

Главное требование к нему – хорошая вентиляция (вытяжки), так как большая часть работы со стеклом проходит при высоких температурах.

Рентабельность фабрик, производящих елочные игрушки, составляет 15-20 процентов при обороте около 3 миллионов долларов в год.

Однако есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Из-за сезонности этого вида бизнеса большую часть года многие предприятия работают фактически в кредит. Оптовые продажи игрушек начинаются не раньше сентября-октября. Поэтому компания приходится занимать средства, а затем возвращать займы по мере реализации товара. С этим связаны определенные риски. Кроме того, розничная цена на стеклянный «эксклюзив» отечественного производства слишком низкая, чтобы обеспечить должное развитие всей отрасли.

Ставить более высокие цены (по примерным подсчетам хотя бы на 60-70 % дороже) производители опасаются из-за необходимости конкурировать на рынке с дешевой китайской продукции.

Практически все крупные компании пытаются пробиться на внешний рынок (европейские страны, Израиль и т. д.). В этом случае заказы обычно формируются на международных выставках. Однако объемы производства при этом намного ниже и составляют всего несколько десятков тысяч, а не миллионов, игрушек в год. Но есть и несомненный плюс – при работе на экспорт некоторым предприятиям даже удается полностью обходиться без кредитов.

Все больше российских фабрик использует еще один источник доходов, проводя для всех желающих платные экскурсии по производству и предоставляя посетителям возможность собственноручно создать стеклянный елочный шарик.

При небольших вложениях можно организовать при производстве целый туристический комплекс с музеем, магазинами и кафетериями, как, например, сделала финская стеклодувная фабрика, заручившись поддержкой национального совета по туризму Финляндии.

Видеосюжет о производстве елочных игрушек


Что поможет сделать новогодние праздники волшебными, что изменит интерьер, превратив в сказку даже самую обычную комнату? Только елочные игрушки, сделанные специально для вас!
Авторские игрушки из цветного стекла в технике фьюзинг уникальны и неповторимы. Смешные и милые Дед Мороз и Снегурочка, птицы и зверушки, сказочные человечки, рождественские носочки и леденцовые палочки - это сказка, застывшая в стекле. Украшения на елку из стекла принесут в ваш дом радость и создадут праздничную атмосферу, помогут ощутить всё волшебство новогодней ночи.

Ватная игрушка

Потребность в вате для производства игрушек, особенно елочных, очень велика. Вообще, елка - крупный потребитель ваты, из которой делаются не только игрушки, но и снег, столь украшающий елку.
Ватная игрушка до последнего времени вырабатывалась весьма кустарным способом и только недавно открылись новые возможности и горизонты в этом производстве. Пионером в этой области явилась ленинградская фабрика «Гигровата» .
Руководители фабрики нашли людей, которые показали на практике, что из ваты низких сортов можно делать высококачественные игрушки. Серия моделей, выполненных энтузиастами этого дела, В.В.Осиповой и О.Н.Траубер , показала, что ассортимент ватной игрушки может быть сильно увеличен по сравнению с существующим.

Эта статья - экскурсия в мастерскую , в процесс, в этапы создания от чистого листа до воплощения. Рассказ о том, как появляются мои работы, как и что делают руки, как из маленького эскиза, из почеркушек, заметок на полях, зыбких образов и большого желания - рождаются маски .
Эта статья не является мастер классом, но я надеюсь, быть может она вдохновит вас на творческие поиски или создание работ по своим технологиям.
Эта статья моя маленькая ода выбранной профессии, возможности воплощать задуманное и счастливо жить в творчестве.

Традиционное украшение новогодней елки - фигуры, ставящие­ся под елкой. Обычно, это «деды-морозы» и «снегурочки».
Сами по себе фигуры «деда-мороза» и «снегурочки» достаточно поэтичны и красивы, их любят наши советские дети.
Высота этих изделий от 25 см до 2 м, в зависимости от высоты елки. Фигуры делаются на каркасе, изготовленном из древесных реек, закрепленных на деревянной устойчивой подставке.
О технологии изготов­ления фигур, изображающих «деда-мороза» и «снегурочку», мы расскажем в настоящей статье.

С точки зрения производственной елочный ассорти­мент делится на следующие группы: 1) изделия стек­лодувные и из литого стекла; 2) картонажно-бумажные - штампованный картонаж, клееный картонаж, игрушки из бумаги; 3) из ваты; 4) из папье-маше и пла­стических масс; 5) из воска и желатина; 6) из тек­стиля; 7) из мишуры, плющенки и канители; 8) из де­рева; 9) из металла; 10) из туалетного мыла; 11) сахар­но-пряничные изделия.
Не исключена возможность кроме этих основных групп ввести в елочный ассортимент и изделия из дру­гих материалов.

Елочные украшения, сделанные на станке-веретене , должны быть просты и выразительны по форме, ярки по росписи.
Чтобы выполнить эти требования, нужно обратиться к традициям народных мастеров вятской глиняной игрушки, бабенской и загорской токарной игрушки. Техника токарного станка и станка-веретена сходна. Она позволяет создавать изделия только сферической формы с очень скупыми линиями, например, в человеческой фигурке лицо и затылок, спина и грудь определяются только росписью. Однако, при всем этом, на станке-веретене могут быть созданы разнообразные и красивые елочные украшения.

Изготовление фигур на картонном шаблоне с применением литографированной маски

Фигуры на картонном шаблоне с применением литографированной маски крайне просты в производстве и не требуют большого исполнительского мастерства. Шаблон обеспечивает воспроизводство правильных по типажу фигурок «снегурочки», «деда-мороза», плясуна, жар-птицы, коня-пряника.
Технология изготовления ватных елочных изделий на картонном каркасе применяется издавна; ее преимущества перед фигурами, изготавливаемыми на проволочном каркасе, заключаются в высокой производительности труда работника и легкости дублировки. Применение же в орнаментальном украшении «печатки» открывает богатые возможности создания художественных елочных изделий.

Из отходов бус, стекляруса, обрезанных пулек, соединённых с другими материалами, можно монтировать красивые ёлочные изделия. Елочной лабораторией Института игрушки разработан большой ассортимент ягод из отходов стеклодувной мастерской: вишня, китайские яблочки, смородина, барбарис, виноград, декоративные ягоды. Стеклянные декоративные изделия исключительно эффектны на ёлке и просты в производстве.
Из бумажных отходов типографий - срезов, срывов - так же можно сделать ёлочные изделия - бумажные фонарики и т.п.

О производстве игрушек из папье-маше

Летом 1937 года я предложил правлению артели персональных пенсионеров «Игрушка» (Москва) перейти на производство елочных украшений из папье-маше. Произведенная в этом отношении опытная работа дала прекрасные результаты. Фрукты (яблоки, груши, лимоны), изготовленные из папье-маше, оказались более прочными и красивыми, чем ватные фрукты, и совершенно безопасными. На изготовление фруктов из папье-маше расходовались, главным образом, производственные бумажные и мучные отходы.

Существующие методы изготовления гипсовых отливок-форм не обеспечивают достаточной твердости и прочности: модели хрупки и ломки, а формы, применяемые для массовых вылепок из папье-маше, быстро разрушаются под влиянием влаги, выделяемой формующимся материалом.
Техно-химическая лаборатория Института игрушки разработала новый способ укрепления гипсовой формы для изделий из папье-маше. Формы и модели, обработанные этим способом, служат в десять-пятнадцать раз дольше, чем обычные, не требуют лакировки и дают лучшую продукцию.

Разрисовка и окраска елочных украшений. Г.Фактор

В прежнее время стеклянные елочные украшения (шары, верхушки, грибки и различные формовые изделия) чаще всего серебрили и лишь изредка раскрашивали или окрашивали целиком прозрачными лаками.
Около двух лет назад получил широкое распространение новый вид елочных шаров, окрашенных в кроющие (непрозрачные) краски, с изображением на их фоне различных рисунков или узоров.
Эта статья имеет целью передать опыт, накопленный фабрикой игрушки Баумановского промтреста (Москва) по художественной разрисовке и окраске стеклянных елочных украшений.

В предыдущей статье мы рассказали о технологии приготовления массы папье-маше для черновой лепки. Теперь же остановимся на рецептуре и технологии приготовления массы, которая предназначена для лепки тонких деталей и чистовых объёмов (высыхают на воздухе, несложные в приготовлении из дешевых и легко доступных компонентов).
Полученную массу можно достаточно долго хранить в полиэтиленовом пакете, предварительно обильно смазав её обычным клейстером. Лучше рассчитывать так, чтобы масса была израсходована в течении месяца.

В этой статье мы расскажем о процессе приготовления массы папье-маше для изготовления елочных украшений.
Также данная масса может использоваться для черновой работы при создании основы будущих изделий (кукол). Это масса применяется для черновой лепки (дешевая, простая по составу, но грубоватая по фактуре, после высыхания прочна и сравнительно лёгкая по весу). Её стоит применять для лепки крупных объёмов основ будущих изделий (например, Дедов Морозов) или болванчиков для кукол.

Сделайте обычную заготовку и кончик одной из ее оттяжек обломайте (никогда не забывайте: нагревание запаянного сосуда может привести к взрыву). Потом возьмите заготовку за оттяжки и разогрейте по окружности участок трубки длиной 20-30 миллиметров.
По мере размягчения стекло будет осаживаться; не препятствуйте этому, не растягивайте трубку, а даже слегка поджимайте ее. При этом стенки размягченного участка будут складываться в «гармошку» и постепенно утолщаться. Помните: поджимать трубку надо очень медленно, точно с такой же скоростью, с какой размягченные стенки «поглощают» стекло.

Ne`Qwa - китайская техника росписи , при которой рисунок на игрушке выполняется не поверх, а изнутри стекла, что позволяет достичь блеска и изысканности рисунка, недоступной при обычной наружной росписи. Техника Ne`Qwa очень стара и насчитывает более одной тысячи лет. Роспись выполняется через отверстие в верхней части игрушки специальной кистью с изогнутым концом. В процессе работы первоначально наносится основной рисунок, а затем фон, причем в зеркальном отображении. Если стекло не прозрачное, а матовое, то в процессе работы художник не видит конец кисти, и получается, что он рисует вслепую.
Роспись одного елочного украшения в зависимости от сложности формы изделия и самого рисунка может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.