Жуткие вещи, которые были разрешены и использовались в прошлом. Что в прошлом не использовалось для письма? Набор охотника на вампиров

"Неясный след далеких писем"(чем запечатывали старинные письма и документы)

"Неясный сле д далеких писем"

"И в этих письмах мы с тобою ищем

Далеких лет теперь неясный след".

Петр Давыдов

Читая в архиве старинные письма 19 века, дневники и разные документы, невольно обращаешь внимание на всякие, казалось бы, мелочи: на какой бумаге писали, какими чернилами, каким был конверт, красива ли марка. А как интересно разглядывать разные государственные печати на важных документах, например, на рескриптах государей или на заграничных паспортах, на графских завещаниях.

Особенно интересны личные вензеля в письме и маленькие печатки, которые вместе с качественной бумагой и чернилами да еще красивым почерком владельца могут сделать обычное письмо предметом эстетического удовольствия. Вот даже так! Постепенно понимаешь, что у всех этих мелочей своя эстетика, которой в 19 веке не пренебрегали.

Архив Орловых-Давыдовых рассматривать интересно, они большее значение придавали внешнему виду своих писем. Бумага, как правило, была высокого качества, чаще всего палевая, в рубчик. Она не выцвела и хорошо сохранилась. Чернила не утратили яркость. «Сегодня исписали семь листов красивой лючировской бумаги», - пишет в дневнике 1862 года Владимир Владимирович Орлов-Давыдов. Даже с кавказской войны он просит матушку выслать им с братом бумагу, потому что она закончилась, а брать в долг у кого-то не хочется.

Достанем из маленького конверта, примерно 12х7 см, заветное письмо кого-нибудь из Орловых-Давыдовых. В верхнем левом углу на бумаге небольшой (в 1 см) оттиск личного вензеля графа или графини

Для таких оттисков был особый инструмент. Он числится в описи вещей одного из Орловых-Давыдовых. У каждого из них были свои печати-штампики с личной монограммой. Такие печати-монограммы обычно были с изящными ручками, выглядели настоящим произведением искусства, их дарили к какой-то дате или просто, чтобы доставить маленькую радость. В одном из писем 1885 года молодой граф благодарит свою маменьку за симпатичную личную печать, присланную ему накануне. Он обещает носить ее всюду на цепочке.

Владимир Петрович Орлов-Давыдов всегда носил на пальце перстень с графским гербом на зеленом камне. Им он запечатывал личные письма. Была у него еще и «большая столовая печать с гербом и вензелем, сделанная в Англии» для особо важных документов.

Оттиск печати с гербом графа Орлова-Давыдова.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов с зеленым перстнем-печатью на пальце.

Для его матушки, Натальи Владимировны Давыдовой, итальянский мастер Cerbara для ее личной печати вырезал на сердолике ее профиль. В первой четверти 19 века печати на сердолике были очень распространены, как и искусные мастера резьбы по камню. Среди вещей в описи Орловых-Давыдовых значилась и «печать с древней резьбой на сердолике в виде купидона, вдевающего нить в иголку».

Перстни с резьбой на сердолике.

Наталья Владимировна Давыдова, урожденная графиня Орлова, матушка Владимира Петровича.

В московских архивах сохранились личные дневники графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Это более 30 толстых тетрадей в плотном кожаном переплете с тиснением и личным вензелем графа. Чем красивее и качественней тетрадь или блокнот для записей, тем большая вероятность их сохранить. Рука не поднимется уничтожить такую красоту и добротность. Дневники сыновей графа обычно велись в небольших карманных блокнотах из натуральной кожи с тиснением и серебряной застежкой сбоку. Такие вещи приятно держать в руках, даже спустя столетия. Насмотревшись всей этой красоты, я заинтересовалась даже особой наукой сфрагистикой . Это наука о печатях, штампах, геммах, оттисках.

Первые печати, оказывается, появились очень давно, еще до нашей эры. В Ассирии, Вавилоне, Египте они были каменными. Императоры Священной Римской империи использовали красный сургуч для печатей. Он был очень дорогим даже для королей и использовался для самых важных документов. Иногда для экономии только серединка печати делалась из красного сургуча, остальное - из неокрашенного воска.

В Англии короли использовали зелёный, красный, чёрный, жёлтый, коричневый сургуч или воск, каждый для своего вида печатей, у короля было их сразу несколько.

Постепенно выработались правила: в 17 веке зелёный сургуч использовали на документах о даровании прав или обычных хартиях, красный - для печатей на международных договорах, жёлтый - для маловажных бумаг, а неокрашенный белый воск для самых незначительных писем.

А вот во Франции королевская власть традиционно использовала для важных документов зеленый сургуч . К цвету печати относились крайне серьёзно. Скрепить важный договор жёлтой печатью означало проявить пренебрежение к другой стороне.

Интересные факты: любимый дантист Карла V подал прошение и получил от императора право быть единственным человеком, кто использовал синюю печать. Размеры печатей тоже были различными, одна из самых маленьких печатей была у Зигберта III (Австразия) - 1 см в диаметре. Одной из самых больших была печать российского императора Александра II 1856 года - 26 см в диаметре.

Бумажная печать императора Александра II.

На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договоры. В Новгороде найдена печать князя Изяслава Владимировича 10 - 11 века. Старые печати до 15 века были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати. Для печатей использовали глину, металл, воск, воско-мастику, сургуч и даже бумагу.

Описаниям печатей уделил внимание Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского".

Свинцовая вислая печать (С портала Нумизматики)

Княжеская старинная вислая печать (С портала Нумизматики).

История "липовых" печатей.

Замечательное растение липу обидели, сделав символом обмана. Почему?

«Это же явная липа!» — возмущается кто-то, разглядывая сомнительный документ. «Он принёс липовую справку». Печати обычно делали из меди или из полудрагоценного камня.

Но находились жулики, которые подделывали различные грамоты (документы), дающие право на выгодную должность, наследство, получение денег из казны. Текст грамоты и подпись лихие люди копировали легко, но с печатью было сложнее. Гравировать на меди трудно, это занятие требовало умения и специальных инструментов, да и металл это дорогой. Поддельную печать использовали один-два раза, поэтому выгоднее сделать ее из дешевого и легкого в обработке материала. Таким материалом была как раз липа.

Это старинная настоящая сургучная печать.

Как появилось слово «Факсимиле»?

Парижский таинственный фальсификатор по прозвищу Факсимиле работал реставратором и хорошо изучил пигменты, которые использовались художниками XVII века. Поэтому он начал рисовать натюрморты и продавать ихлюбителям, выдавая за картины известных авторов. Эксперты, увидев его работы, признали их подлинниками. Тогда к Факсимиле начали обращаться владельцы картинных галерей с просьбой подготовить для них «оригиналы». Факсимиле, почувствовав надвигающуюся опасность, вынужден был покинуть город.

Вензель графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова.

Личный вензель на письме.

О старых письмах, печатях и монограммах рассказывала Нина Симоненко.

Кое-какие сведения о печатях почерпнула в разных источниках интернета.

Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли.

Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?


Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Берестяная грамота, посвященная сватовству.

Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож - название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня - их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Ваша заявка принята

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

При отправке возникла ошибка

Отправить еще раз

Past Simple Прошедшее Неопределенное Время

Примеры предложений

At the checked-in desk I showed my passport and suitcases, took the boarding pass and proceeded to the departure lounge. В регистрационном столе я показал паспорт и свои чемоданы, взял посадочный талон и пошел в зал ожидания. Molly took some flour, poured in a glass of water, added three eggs and mixed everything. Молли взяла немного муки, влила стакан воды, добавила 3 яйца и все перемешала. I want to go somewhere Я хочу поехать куда-нибудь

Примеры предложений

What music did you like when you were 11 years old? Какая музыка тебе нравилась в 11 лет? When I was a little boy I wanted to be a pilot. Когда я был мальчиком, я хотел быть летчиком. She used to play tennis when she was at school. Она играла в теннис, когда училась в школе.

Примеры предложений

The Olympic Games in London took place in 2012. Олимпийские игры в Лондоне прошли в 2012 г. I moved to Milan two years ago and started working there. Я переехал в Милан два года назад и начал там работать. Thomas Edison made the world’s first electric light in 1887. Томас Эдисон сделал первую в мире электрическую лампочку в 1887.

Примеры предложений

Mozart wrote more than 600 pieces of music. Моцарт написал более 600 музыкальных произведений. We didn’t hear the phone. Мы не слышали телефон.

Примеры предложений

The train was going to Manchester from 6 to 8 PM. Поезд был на пути в Манчестер между 6 и 8 часами вечера. He was sitting by the window and was sipping a glass of wine the whole evening. Он сидел у окна и потягивал бокал вина весь вечер.

Примеры предложений

While I was waiting for the bus, it started to rain. Пока я ждал автобус, начался дождь. The car started to make strange sounds when I was driving back home. Машина начала издавать странные звуки, когда я ехал домой.

Примеры предложений

Ann was watching TV while Jane was doing physical exercises. Анна смотрела телевизор, пока Джейн делала зарядку. They were discussing the company’s plans while the secretary was typing a letter. Они обсуждали планы компании, пока секретарь печатала письмо.

Примеры предложений

It was a quiet summer evening in Provence. The sun was going down, the colours were mellowing, the light breeze was blowing, leaves were whispering and the lavender odor was coming into the house. Это был тихий летний вечер в Провансе. Солнце садилось, краски приобретали более мягкий оттенок, дул легкий ветерок, шелестели листья и запах лаванды заходил в дом.

Примеры предложений

The police arrived quickly but the robbers had already gone. Полиция приехала быстро, но грабители уже скрылись. When she got the salary she realized that her boss had given her a pay rise. Когда она получила зарплату, поняла, что начальник повысил ей оклад.

Примеры предложений

The flowers faded because nobody had watered them. Цветы завяли потому, что никто их не поливал. His skin was red and hurt him as he had got a sunburn. Его кожа была красной и причиняла боль, т.к. он получил солнечный ожог.

Примеры предложений

Had you been smoking for 20 years before you decided to give up? Ты курил 20 лет, перед тем как бросить? The children had been playing outside the whole day before it started to rain. Дети играли на улице целый день, до того как пошел дождь.

Обстоятельства времени

Залог успеха для правильного использования прошедших времен - это знание специальных слов-маркеров, которые относятся к конкретному времени. Именно они могут помочь, если мы затрудняемся определить, какое время нужно употребить в английском предложении. Для каждого времени характерны свои слова-указатели времени. Основные приведены в сводной таблице ниже.

Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

Первые чернила

Начиная с XVII-XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт - «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

Первые инструменты для письма

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Первое металлическое перо

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д" Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению - ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению - из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

Первая шариковая ручка

Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея - заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком - была вовсе не нова.

Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро - через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра - братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше - в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей - «биро».

Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

Самый древний письменный прибор

В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный - ни много, ни мало 50 веков.

Как выглядели письма эпохи Пушкина?

Это просто сложенные листочки бумаги, без марки, без номера дома. Дом указывался по фамилии владельца (живёт у Самсона). Нумерация домов, чётной и нечётной стороны, ввелась только с 1834 г.

Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились в 1840 году. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году. История марки – одна из самых больших и интересных страниц истории почты.

Такие привычные для нас конверты тоже были не всегда.

Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти XIX в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» читаем: «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником…»

В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название «испанского воска». Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями.

Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Облатка – «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» – лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча». Облатка – кружок для запечатывания писем. Письма запечатывали сургучом и «лепешечками» (облатками). Облатка облегчала процесс запечатывания писем.

С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба. Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).

Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем – облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.

Татьяна то вздохнет, то охнет;

Письмо дрожит в ее руке;

Облатка розовая сохнет

На воспаленном языке.

Она зари не замечает,

Сидит с поникшею главой

И на письмо не напирает

Своей печати вырезной.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В пушкинское время письменные принадлежности не были столь разнообразны, как сейчас. Современники Пушкина пользовались только гусиными перьями и карандашами. Первые упоминания об употреблении гусиных перьев относятся уже к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало при письме характерный скрип. Гусиные перья поступали в продажу обычно в пучках по 25 штук, обвязанных бечевкой, в поместьях обычно перья не покупали. Пушкин исписывал свои перья почти до основания. До нашего времени сохранились два гусиных пера поэта. Одно из этих перьев заняло свое прежнее место на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе – в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» – перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.

В эпоху почтовых троек, когда письмо шло недели, а ответа приходилось ждать месяцы, писать надобно было тщательно, поскольку ошибку или недоразумение выяснять тоже приходилось месяцами. Поэтому важно было выразиться ясно и четко. Выпускались даже специальные пособия, так называемые «письмовники»:

Из «Письмовника» мы узнаем, какого рода бывали письма, в какой форме и кому следует их адресовать:

«Письма уведомительные», «Письма, совет подающие», «Письма увещательные», «Письма повелительные», «Письма просительные», «Письма рекомендательные», «Письма, предлагающие услугу», «Письма, содержащие жалобу», «Письма, выговор или упрек содержащие», «Письма сатирические», «Письма извинительные», «Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни», «Письма, содержащие простую учтивость», «Письма поздравительные», «Письма утешительные», «Письма благодарительные», «Письма шутливые», «Письма похвальные», «Письма о делахъ», «Письма ходатайственные», «Письма любовные», «Письма остроумные», «Письма к незнакомым», «Когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз», «Письма смешанные», «Письма ответные».

Вот, например, «Письма любовные». «Сии письма совершенно отступают от слогу писем. Одна страсть должна везде управлять пером. В них не должно быть приметно ни малейшей натяжки; их пишут в самом движении страсти. Жар, с которым начато письмо, должен быть чувствителен до самого конца, не уменьшаясь ни мало; излишние замысловатые выражения были бы не кстати. Редко вырываются острые выражения, когда сердце истинно тронуто и наполнено нежностию; впрочем, надо истинно чувствовать страсть, чтоб уметь хорошо изобразить ее на бумаге».

Но и сейчас существуют шаблоны для создания писем различного типа: деловых, сопроводительных, коммерческих, рекомендательных и т.д. Их можно легко найти в Интернете. Существуют также инструкции, как правильно написать электронное письмо. Электронное письмо по содержанию и структуре не имеет принципиальных отличий от обычного: не следует забывать о вежливости, о приветствии в начале письма и о прощании в конце, о проявлении интереса к делам того, кому вы пишете и т.п.

Мы видим, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка. Письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.

В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание.

Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова- значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. Иногда запись была очень длинная и занимала много глиняных табличек. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.


В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС. Толстые стволы разрезали на полоски и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка обычно длиной около 6 метров.


После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Много веков люди пользовались папирусами. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались свитки 45- метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.


Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.








Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего"




На смену папирусу и бересте пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное долговечнее папируса и бересты. Но это был очень дорогой материал. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!


По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поэтому даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым материалом.


Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетради он», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. И называлась такая книга «КОДЕКС».


Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.




«Остромирово Евангелие»- это самая древняя русская рукописная книга. Написана она в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец успевал написать не более 3 страниц.


Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.


Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.


Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» или «буквицу» – чаще всего писали красного цвета. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.












Во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренности коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили секрет производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.




Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.


Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. Каждая летопись начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщается о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было). Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец автор первой истории русского государства – Повести временных лет.










Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.








19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.




Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.


Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Поэтому шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.


А еще Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Страница из первого печатного букваря Ивана Фёдорова 1574 года



…Большое видится на расстоянье... Современникам увы! не дано по достоинству оценить смысл и значение события, которое совершается у них на глазах. Это относится и к возникновению книгопечатания, свершившего подлинную революцию в распространении информации, а значит и в развитии культуры, научного знания, литературы и искусства.


Сегодня процессы изготовления книги автоматизированы. Но и сегодня книга проходит определенный путь прежде чем попасть к нам в руки. 1. Прежде всего автор пишет свое произведение. 2. Сдает его в издательство. 3. Здесь корректор проверяет и исправляет ошибки в тексте 4. Редактор проверяет и готовит текст к печати 5. Художник создает иллюстрации к книге 6. И тогда рукопись попадает в типографию Здесь она пройдет ещё множество автоматизированных процессов





Электронные книги (e- books) относят к специальным планшетным компьютерам для отображения текстовой информации, которая представлена в электронном виде. Термином «электронная книга» называют как устройства для чтения, так и сами книги в электронном виде.


Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. К тому же современные электронные книги часто оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций. Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано в 1996 году. Но оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.


Большую популярность получили модели, использующие электронную бумагу в качестве экрана. Такие модели электронных книг стали выпускаться в 2007 году. Появились уже современные модели с цветными экранами. Электронную книгу с таким экраном можно испльзовать и для других целей. Например для работы в интернете или просмотра видео.


Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты считают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках.



Кто хочет стать миллионером? 14.10.17. Вопросы и ответы

Программа «Кто хочет стать миллионером?»

Все вопросы и ответы:

Леонид Якубович и Александр Розенбаум

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

1. Как называют водителя, совершающего поездки на большие расстояния?

· стрелок · бомбардир · дальнобойщик · снайпер

2. Какой эффект, как говорят, производит покупка дорогой вещи?

· щёлкает по барсетке

· бьёт по карману

· стреляет по кошельку

· шлёпает по кредитке

3. Как зовут поросёнка, героя популярного мультфильма?

· Франтик · Финтик · Фантик · Фунтик 4. Как заканчивался лозунг эпохи социализма: «Нынешнее поколение советских людей будет жить…»?

· не тужить

· долго и счастливо

· при коммунизме

· на Марсе

5. На что, согласно законам физики, действует подъёмная сила?

· крюк башенного крана

· крыло самолёта

· звонок будильника

· рост производства

6. Как называется склад имущества в воинской части?

· жаровня

· парилка

· каптёрка

· сушилка

7. Какую часть имбиря чаще всего используют в кулинарии?

· корень

· стебель

8. Сколько миллиметров в километре?

· десять тысяч

· сто тысяч

· миллион

· десять миллионов

9. Что «разгорелось» в куплетах из фильма «Весёлые ребята»?

· утюг

· папироса

10. Где покоится прах американского астронома Юджина Шумейкера?

· на Марсе

· на Юпитере

· на Луне

· на Земле

11. С какой болью сравнил любовь поэт Герих Гейне?

· с головной

· с поясничной

· с зубной

· с фантомной

12. Какую должность при дворе царицы Тамары занимал Шота Руставели?

· казначей

· придворный поэт

· главный визирь

Выигрыш игроков составил 200 000 рублей.

Александр Ревва и Вера Брежнева

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

1. Куда во время чаепития обычно кладут варенье?

· в розетку

· в штепсель

· в удлинитель

· в тройник

2. О чём говорят: «Ни свет ни заря»?

· о потухшем костре

· о раннем утре

· о закончившемся фейерверке

· о перегоревших пробках

3. Какую карточную масть часто называют «сердечками»?

· червы

4. Какими бывают хранилища данных в Интернете?

· облачными

· тучными

· дождевыми

· радужными

5, сообщает сайт. Что стало жилищем героев известной песни «Битлз»?

· синий троллейбус

· жёлтая подводная лодка

· зелёный поезд

· последняя электричка

6. Что в прошлом не использовалось для письма?

· папирус

· бумазея

· пергамент

· глиняные таблички

Популярное Надежда крупская - биография, информация, личная жизнь Человеку, который имеет свой плей л...

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

Сейчас уже никто и не представляет, что когда-то не было такого разнообразия канцелярских товаров. Если провести опрос у современных школьников, то вряд ли найдутся те, кто ответит на вопрос о первоначальных источниках письменности и истории их появления.


Самый далекий предок ручки и карандаша

К самой глубокой древности в качестве пишущих материалов можно отнести примитивные головешки от костра. Именно ими рисовали на скалах. Далее появились стилосы или писала, представляющие собой остроконечные стержни из кости или камня. Другой конец у них был закругленный, чтобы можно было стирать написанное. Ими рисовали на восковых табличках и бересте.


Гусиное перо

Первыми перьями начали пользоваться в 600 году. Это было обыкновенное перо птицы, а именно, гуся. Перед использованием перо проходило несколько этапов подготовки. Сначала его мыли, затем высушивали. Далее, обрезали ножом, очень острым. Кончик надрезали вдоль. Пишущая часть могла быстро размокать, если много писали. Тогда перо начинало оставлять нечеткий, толстый след и требовало ремонта. От пера отрезали небольшой кончик наискосок. Пока перо не стало коротким, так и продолжали делать.

К сожалению, из много количества перьев, для письма годилось лишь несколько экземпляров. Был у таких перьев огромный недостаток - это скрип. Но, несмотря на это, гусиное перо стало основным инструментом для письма. А хорошие перья преподносили в качестве подарка.

Первая перьевая ручка в металлическом корпусе появилась только в 1803 году. Но суть не изменилась, то есть в качестве стержня использовалось все тоже перо. Металлический корпус служил футляром для него. Позволить себе такие ручки могли только богатые люди.


Металлическое перо

Следующим достижением человека стало изобретение металлического пера. В истории это открытие начало упоминаться примерно с VI века. Описаны перья из меди, бронзы, серебра. Первое стальное перо изобрел Йоханнес Янссен в 1748 году.. Массовый выпуск данных изделий для письма пришелся на 1818-1820 годы. Эти предметы письменности стали очень популярны. Впоследствии такие перья изготавливались из золота и серебра.


Графитовый карандаш

Самое первое описание графита и карандаша из него приходится на 1565 год. История началась с того, что было обнаружено месторождение черного минерала, ранее неизвестного. Поначалу его приняли за уголь, но он не горел. Были и другие предположения, но все они были опровергнуты. Оказалось, что это графит. Из него начали делать тонкие палочки с заостренным концом, но они быстро крошились или ломались, также очень пачкали руки. Тогда эти палочки догадались вставлять в трубки из тростника или дерева. Так и появился первый карандаш из графита. А уже в 1719 году появилось первое предприятие по производству таких карандашей.


Шариковая ручка

Сейчас ручка - это предмет, без которого сложно представить нашу жизнь. Но мало кто знает, что этому предмету более 60 лет. На первый взгляд, может, показаться странным, что ручка появилась во время Второй мировой войны. Но это событие, наоборот, подвигло к этому, так как военным нужно было писать чем-то надежным.

Идея была запатентована еще в далеком 1888 году, но производство началось только в 1945 году. К 1950 году на рынке появилось много некачественных ручек. На некоторое время это привело к возвращению перьев. Но уже к 1960 году ситуация изменилась, прогресс победил и шариковые ручки вытеснили перья.

Много тысяч лет прошло до появления таких привычных нам предметов. В современном мире даже представить сложно, как можно обойтись без ручек и карандашей. Письменные принадлежности - это одно из важнейщих изобретений человека!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.