Пограничные корабли 205 проекта. Сторожевые катера «Тарантул

Эра ракетного оружия

С конца 1950-х годов мировое военное кораблестроение получило новый толчок к развитию – на вооружении флотов появились управляемые крылатые ракеты (по старой классификации – реактивные снаряды). Фактически это была техническая революция. В то время многим (как у нас, так и за рубежом) казалось, что оснащение кораблей ракетным оружием поставило окончательную точку в развитии морской артиллерии крупного калибра, а также надводной и подводной конструктивной защиты. Все вновь проектируемые в СССР корабли уже не имели ни крупнокалиберной артиллерии, ни бронирования.

В связи с этим к 1958 году у нас расформировали Амурскую и Дунайскую речные флотилии (на базе последней была создана Бригада речных кораблей в составе Черноморского флота) и все находящиеся в строю БКА либо передали пограничникам, либо сдали на слом. Правда при этом отдельные «долгожители» проектов 1125 и 1124 продолжали нести службу вплоть до начала 1970-х годов.

Считается, что несомненное первенство в проектировании и постройке нового класса малых боевых кораблей – ракетных катеров – было у СССР. При этом их появление оказалось тесно связано с насыщением флотов всех стран радиолокационными средствами обнаружения, что ставило под сомнение возможность эффективных атак торпедных катеров (ТКА) – одного из основных ударных средств в прибрежной зоне. Для этого требовалась возможность поражать противника с дистанций, превышающих дальности их обнаружения корабельными радиолокационными станциями (РЛС), а это могло быть обеспечено лишь за счет использования с катеров корабельных крылатых ракет.

Разработка первого отечественного ракетного катера проекта 183-Р велась в ЦКБ-5 (ныне ЦМКБ «Алмаз») на базе ТКА пр.183. При этом из-за новизны разработки и отсутствия аналогов за рубежом конструкторам пришлось выполнить массу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, в том числе и связанных с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет. Первоначально в 1957 году в Ленинграде были построены два опытных катера пр.183-Э. 16 октября того же года на Черном море был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров противокорабельной ракеты (ПКР) П-15.

Официально первый ракетный катер пр.183-Р (на западе получил обозначение Komar class ) был принят на вооружение в 1960 году. Он оснащался двумя пусковыми установками ПКР ангарного типа и 25-мм спаренным автоматом 2М-3М, водоизмещение составляло 66,5 тонн. Всего в СССР на заводах в Ленинграде и во Владивостоке с декабря 1959 г. до конца 1965 года было построено 58 РКА (не считая первых двух опытных) и еще 54 было переоборудовано из ТКА. Позднее часть из них была передана во флоты стран Варшавского договора и некоторым странам Африки и Азии, а в Китае и КНДР было развернуто их серийное производство по лицензии.

Таким образом, в нашей стране появился новый подкласс – ракетный катер, который по определению был малым боевым кораблем, основным вооружением которого являются ракеты и предназначенный для поражения надводных кораблей противника в прибрежных районах моря.

С ракетными катерами пр.183-Р связан и первый в мире опыт боевого применения противокорабельных ракет. Во время арабо-израильской войны 1 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был поражен четырьмя ракетами П-15, запущенными с египетских ракетных катеров пр.183-Р советской постройки. Из 202 членов экипажа «Эйлата» 47 было убито и 91 ранено. Для военно-морских специалистов многих стран это событие стало полностью неожиданным. Однако стоит отметить, что Израиль сумел быстро отреагировать, создав в 1967-68 гг. ракетные катера типа «Саар» (французской постройки) с малогабаритными ПКР «Габриэль» и, таким образом, стал второй страной, которая обзавелась собственными ракетными катерами. В дальнейшем в боях с арабами израильские катера показали большую эффективность.

Тем временем в СССР был начат разработкой специальный РКА проекта 205 (шифр «Цунами») с более мощным по составу ракетным вооружением (4 ПКР П-15), повышенной мореходностью и качественно улучшенными характеристиками. Проектирование велось в том же ЦКБ-5, накопившем богатый опыт при разработке РКА пр.183-Р. Технический проект катера был закончен в 1957 году, одновременно с этим велась доработка ракетного комплекса П-15, позволившая в дальнейшем увеличить дальность стрельбы с 40 до 80 км. Водоизмещение РКА составило 172/209 тонн, скорость полного хода 38,5 узлов, мощность трехвальной дизельной ГЭУ 12000 л.с. Впервые в отечественном кораблестроении были установлены дистанционно управляемые 30-мм автоматы АК-230. Головной РКА Р-36 проекта 205 (Osa class ) был построен в Ленинграде в 1960 году (спустя год после принятия на вооружение первого РКА пр.183-Р), всего же до 1973 года по этому проекту построили 160 катеров и еще два опытных.

Затем проект был значительно доработан под ракету П-15У, которая имела увеличенную дальность и складывающееся крыло, благодаря чему запускалась из компактного цилиндрического контейнера. Проект получил номер 205-У, а всего в 1965-73 гг. по нему построили 32 катера. Водоизмещение выросло до 192/235 тонн, более мощная 15000-сильная ГЭУ позволяла развивать скорость до 42 узлов. Далее строительство велось на экспорт по проекту 205-ЭР до 1984 года. Эти катера отличались экспортным исполнением основных систем и вооружений и имели увеличенное до 243 тонн водоизмещение. Всего было построено 87 единиц.

Катера проектов 205 и 205-У активно несли службу на всех четырех флотах ВМФ СССР. В 1990-94 годах большая их часть была списана, и лишь несколько «дожили» до 2000 года, после чего также были выведены из состава флота. В разные годы РКА поставлялись на экспорт в следующие страны: Алжир: — 3 единицы, Ангола – 4, Бенин – 2, Болгария - 6, Вьетнам – 4, ГДР – 15, Египет – 17, Индия – 16, Ирак – 13, Китай — 7 единиц (также китайцы наладили собственное производство), КНДР – 16, Куба – 26, Ливия – 12, Польша – 14, Румыния – 6, Северный Йемен — 2 (поставлены в 1982, возвращены в 1985), Сирия — 16 (один был потоплен в 1973 израильтянами), Сомали – 2, Финляндия – 4, Эфиопия – 4, Югославия – 10, Южный Йемен – 8. И еще после распада СССР 1 РКА достался Азербайджану и 3 – Латвии.

Однако рассказ о ракетном катере пр.205 будет неполным, если не упомянуть о пограничном сторожевом корабле (ПСКР), созданном на его базе и ставшим не менее массовым представителем артиллерийских катеров.

Еще с довоенных лет в нашей стране сложилась практика создания пограничных катеров на базе кораблей флота (обычно малых и больших охотников за подводными лодками и сторожевых). Поэтому не было ничего необычного, когда ЦКБ-5 получило в 1963 году ТТЗ на разработку ПСКР проекта 205-П (шифр «Тарантул») с максимальным использованием корпуса, двигателей и агрегатов от пр.205. По большому счету «пограничник» отличался от РКА составом вооружения и более развитой надстройкой. Вместо пусковых установок ПКР на нем были установлены четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата (ТА) для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя, а также добавлена опускаемая гидроакустическая станция (ГАС) «Шексна». Головной ПСКР-600 вошел в строй в 1967 году (получил на западе обозначение Stenka class ). Всего в период 1967–1989 гг. для морчастей погранохраны КГБ СССР было построено 130 кораблей этого проекта на заводах в Ленинграде и Владивостоке, при этом около двадцати из них были переданы ВМФ, где они уже числились как артиллерийские катера.

В дополнение к этому в 1984-85 годах в Ленинграде была построена экспортная серия из 7 артиллерийских катеров проекта 02059, на которых отсутствовали торпедные аппараты, бомбосбрасыватели и ГАС. Эти корабли поставлялись на Кубу (3) и в Камбоджу (4). Кроме того, в опытном порядке был разработан и построен артиллерийский катер АК-225 проекта 205-ПЭ, вооруженный 57-мм и 30-мм артустановками. В 1991 г. он был списан.

Таблица 3

Основные тактико-технические характеристики советских ракетных катеров

Проект (шифр)

205 (Цунами)

Западное обозначение

Komar class

Osa class

Osa-II class

Годы постройки

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

Размерения, м:

– ширина

– осадка

четырехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 5000 или 3 х 6000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

Вооружение

ПУ ПКР П-15 – 2х1

25-мм 2М-3М – 1х2

ПУ ПКР П-15 или П-15Т – 4х1

30-мм АК-230 – 2х2

ПУ ПКР П-15У – 4х1

30-мм АК-230 – 2х2

РЛС «Рангоут»

РЛС «Рангоут»

РЛС УАО* «Рысь»

РЛС «Рангоут»

РЛС УАО* «Рысь»

* РЛС управления артиллерийским огнем

Таблица 4

Основные тактико-технические характеристики советских послевоенных пограничных сторожевых кораблей (артиллерийских катеров)

Проект (шифр)

205-П (Тарантул)

Западное обозначение

Stenka class

Stenka class

Годы постройки

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

Размерения, м:

– ширина

– осадка

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 4000 или 3 х 5000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

Вооружение

30-мм АК-230 – 2х2

400-мм ТА – 4 х 1

2 бомбосбрасывателя

30-мм АК-230 – 2х2

(на некоторых впоследствии заменялись на 23-мм ЗУ-23 и 40-мм Бофорс)

РЛС «Рейд»

ОГАС «Шексна»

на некоторых СОКС МИ-110К

ГАС МГ-11 (противодиверсионная)

РЛС УАО «Рысь»

РЛС «Ксенон»

РЛС УАО «Рысь»

ОГАС – опускаемая гидроакустическая станция

СОКС – станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок

Пограничные сторожевые катера класса «Тарантул», известные в классификации НАТО как «Stеnka», занимают особое место в истории отечественного флота. Проект 205П (пограничный) унаследовал лучшие качества своих предшественников: от морских «охотников» за подводными лодками - скорость полного хода, а от сторожевых кораблей - автономность и мореходность.

Начиная с конца 60-х и до конца 80-х годов морские части погранвойск КГБ СССР получили большое количество небольших, но серьезно вооруженных кораблей, способных осуществлять как длительное патрулирование в морской экономической зоне, так и поиск, уничтожение подводных лодок противника.

В России первые пограничные сторожевые катера (ПСКР) специализированной постройки появились в 1904 году, когда нью-йоркская фирма «Flint&K°» предложила построить для российского императорского флота серию лодок береговой обороны известного американского инженера Льюиса Никсона.

Основным достоинством данных 35-тонных лодок с малой осадкой и высокой скоростью, автор проекта подчеркивал в наличии новейших, по тем временам, бензиновых двигателей, преимуществом которых перед паровыми машинами было производство большей мощности, в сравнении с последними, а также меньшее число команды. Всего по заказу Комитета прибрежной обороны для защиты морских портов и минных заграждений было построено 9 катеров Никсона.

Следующими наиболее удачными пограничными катерами стали « » за подводными лодками типа МО-4 и «большие охотники» проекта 122А, разработанные в 30-е годы. Эти сторожевые катера неплохо зарекомендовали себя в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Однако появление новых технических и стратегических концепций ведения войны на море уже не отвечали требованиям современности. Поэтому в первую послевоенную десятилетнюю программу 1946-1955 годов в Советском Союзе приступили к строительству откорректированных проектов и к созданию новых переходных типов кораблей.

Еще в 1944 году Горьковское ЦКБ-51 начало разработку улучшенного большого сторожевого катера проекта 122бис с усиленным вооружением, более совершенной радиолокационной и гидроакустической станциями, а также с увеличенной дальностью плавания.

На смену малым охотникам типа МО-4 был разработан проект 183П и 199 на базе корпуса и энергетической установки торпедного катера проекта 183 «Большевик». В период с 1954 по 1955 год в Ленинграде на заводе № 5 было построено пятьдесят два сторожевых катера.

Однако противолодочникам не понравились катера проекта 199. При высокой скорости полного хода эти корабли владели очень небольшой дальностью плавания на малых ходах, что являлось серьезным недостатком, так как поиск подлодок осуществлялся именно на этих скоростях. Данное несовершенство стало следствием принятия для МО-4 глиссирующих обводов корпуса торпедных катеров проекта 183. Этот и другие изъяны и привели к ограниченному строительству данных сторожевых катеров с последующей их передачей морским частям пограничных войск. Первыми послевоенными специально спроектированными морскими охотниками за подводными лодками стали катера проекта 201.

Дальнейшим шагом в развитии проекта 201 стало создание малого противолодочного корабля проекта 204 с оригинальной движущей установкой. Но сформированная с довоенных лет практика создания пограничных катеров на базе морских охотников, больших охотников и сторожевых катеров в проекте 204 реализована не была. Морским частям погранвойск требовался специальный корабль, с улучшенными характеристиками.

пограничный сторожевой катер проекта 205

На базе корпуса очень удачного ракетного катера проекта 205 был создан пограничный сторожевой катер по проекту 205П «Тарантул». Тактико-техническое задание на разработку ПСКР проекта 205П было выдано проектно-конструкторском бюро «Алмаз» 1963 года. Пограничный катер создавался в корпусе с энергетической установкой ракетного катера проекта 205 и отличался от последнего составом вооружения и более развитой надстройкой. Вместо противокорабельных крылатых ракет П-15 были установлены четыре однотрубные 400 мм торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя. К радиотехническому вооружению были добавлены две ГАС «Геркулес» и «Бронза». Всего по проекту 205П с 1967 по 1981 год морским частям Пограничных войск и ВМФ СССР было построено 117 катеров. Также пограничные катера типа «Тарантул» проекта 205ПЭ экспортировались на Кубу и в Камбоджу.

Корпус пограничного катера выполнен из стали и имеет особые формы обводов в носовой и кормовой части. Как показала практика, это способствовало улучшению мореходности, а также обеспечило возможность использования оружие при волнении моря до 4 балов и высоте волны 2 метра на скорости до 30 узлов - без ограничений. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Чтобы надстройка была более прочной, ее внешние стенки выполнены в гофрированном виде, полости которых заполнены негорючей и нетоксичной тепло- и шумоизоляционными материалами. Для того, чтобы корпус пограничного катера не деформировался при вхождении на большую волну, в его кормовой части был применен так называемый «шов, который растягивается».

Основу силовой установки составляют три высокооборотные дизели типа М-504Б четырехтактные с наддувом и реверсивными муфтами свободного хода с встроенными редукторами, которые работают каждый на свой вал. Мощность одного мотора составляет 5000 л.с. при 2000 оборотов в минуту коленчатого вала. По своим характеристикам дизели М-504 не имеют себе равных, как среди отечественных производителей, так и зарубежных образцов. Управление энергетической установкой выполняется системой «Орион-2С». Время подготовки главных двигателей к пуску 1 минута. Время развития полных оборотов в экстренном режиме из положения «корабль остановлен» - около двух минут. Управление катером осуществляется автоматически и в ручном режиме с помощью аварийного привода в ахтерпику.

К вспомогательному оборудованию сторожевого катера относятся спасательные средства - надувные спасательные плоты. Они штатно размещены на левой стороне надстройки и могут принять весь личный состав катера. Кроме того, для досмотровых команды на борт имеется скоростной катер проекта 1397.

Основным вооружением пограничного катера проекта 205П является противолодочные 400 мм торпеды, выстреливающиеся из четырех 400 мм однотрубных торпедных аппаратов, которые не наводятся.

В дополнение к торпедному оружию катера типа «Тарантул» могут быть вооружены двумя съемными бомбосбрасывателями, каждый из которых может принять до 6 глубинных бомб массой 160 кг каждая. Кроме того ПСКР проекта 205П вооружен двумя артиллерийскими установками АК-230 калибра 30 мм с дистанционным наведением. Данные комплексы размещены в диаметральной плоскости в носу и в корме корабля, что обеспечивает наибольшие углы обстрела по горизонту. Темп стрельбы одного автомата - не менее 1000 выстрелов в минуту. Питание: непрерывное, ленточное, из магазина емкостью 500 выстрелов в ствол. Управление стрельбой осуществляется системой МР-104 «Вьимпел» - в автоматическом и в ручном режиме от визирной колонки.

Обеспечение освещения подводной обстановки осуществляет радиолокационная станция «Баклан», принятая на вооружение в 1959 году. Дальность обнаружения воздушных целей - 300 км, надводных - до 35 км. Навигационную обстановку обеспечивает РЛС «Ксенон» с дальностью обнаружения целей до 10 км. Гидроакустическое вооружение представлено на катере проекта 205П пидкильной гидроакустической антенной «Геркулес», дальность обнаружения подводных целей, в режимах шумопеленгации составляет от 2 до 3,5 км, и опускающейся антенной «Бронза» с дальностью обнаружения подводных целей от 2 до 8 км.

В виду своей многочисленности сторожевые катера проекта «Тарантул» получили ряд модификаций. В1970 году на Приморском заводе в Ленинграде в качестве эксперимента по проекту 205 ПЭ (патрульный, эскортный) был построен артиллерийский катер АК-225. Этот катер имел измененную форму надстройки и ходового мостика, на вооружении у корабля находилась артиллерийская установка АК-725 и АК-630. В 1977 году вместо АК-725 была установлена экспериментальная артиллерийская установка АК-157, которая показала на корабельных испытаниях недостаточную мощь артиллерийского огня, и поэтому в серийное строительство не пошла.

Модификацией можно назвать также артиллерийский катер «Батуми» ВМС Грузии, полученный после раздела ВМФ СССР.

Сторожевой катер «Тарантул» был с демонтированными артустанвоками АК-230. На их место установили два 37 мм автомата 70-К времен Великой Отечественной войны.

пограничный сторожевой катер «Николаев»

В апреле 1987 года на стапеле Приморского судостроительного завода производственного объединения «Алмаз» был заложен пограничный сторожевой корабль с заводским номером 210. Ровно через год, 10 апреля 1988, пограничный сторожевой катер был спущен на воду и после завершения достройки в июне 1988 года на Красногорской мерной линии успешно прошел ходовые испытания. Дата подписания приемного акта 28 июня 1988 года. 14 июля 1988 года на ПСКР-722 был поднят флаг пограничных войск КГБ СССР, после чего с 26 июля до 20 августа катер выполнил переход по внутренним водным путям из Балтийского моря в Черное море, где и был включен в состав 5-й отдельной бригады сторожевых кораблей Пограничных войск КГБ, дислоцированной в Севастополе, бухта Балаклава. С этого дня после сдачи всех курсовых задач, ПСКР-722 заступил на охрану экономической зоны СССР в северной части Черного моря. За годы своей морской службы ПСКР неоднократно пресекал браконьерский вылов рыбы.

8 августа 1995 с целью возрождения морских традиций приказом председателя Государственного комитета - командующего Пограничными войск Украины № 314 ПСКР-722 получил название «Николаев». Также на счету пограничного сторожевого катера «Николаев» спасение рыболовного сейнера «Арагон». В феврале 2000 года морские пограничники за считанные минуты покинули место дислокации и успели спасти и взять на буксир рыболовный сейнер, которому к скалам оставалось всего 50 м. Никто из рыбаков не пострадал. Боевая вахта ПСКР «Николаев» продолжается.

Говоря о проекте «Тарантул», их командиры в одни голос выражают положительную оценку этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность и хорошие бытовые условия. Безусловно, данные сторожевики были образцом передовой техники своего времени. Фактически корабль с малым водоизмещением имел вооружение малого противолодочного корабля проекта 204 и поэтому смело мог принять бой с подводной лодкой противника. На пограничном катере удачно скомпонована система ПВО, за счет которой корабли этого проекта вполне могут осуществлять проводку небольших конвоев, высаживать и поддерживать тактические десанты. К недостаткам проекта 205П можно отнести слабый радиус действия РЛС и ГАС, а также малый моторесурс дизелей М-504. В заключение необходимо отметить, что «Тарантул» задумывался как специализированный корабль для борьбы с нарушителями территориальных вод СССР. Как показал опыт служб, эта цель была достигнута.

Ну вот, наконец, и свершилась заветная детская мечта автора - я выхожу на самую настоящую границу! И не просто так, а в море - на пограничном корабле "ПСКР 205 П" что по американским военным шифровкам звучит грозновато - "Тарантул".

Если тараторить сухим уставным языком, то граница Российской Федерации - это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства); другими словами - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Как я попал к морским погранцам - это отдельная детективная фишка, а сейчас философствовать некогда: у нас на командирских часах обозначено точное время выхода из Высоцка, где с 1940 г (приказ НКВД СССР от 11.05.) для охраны водного участка Выборгского и Финского заливов располагается соединение пограничных кораблей:

Запускайте три главных! Баковым - на бак! Форма одежды - штормовая! С якоря сниматься!

Это задиристо кроет с ходового мостика обыденными командами кап-три Александр Викторович Лыков, он же и товарищ начальник - господин командир "Тарантула", заступающего на охрану государственной границы России в экономическом районе №32, как в обыденном служебном просторечии обзывается привычный питерскому слуху Финский залив. Матросики в оранжевых спасательных нагрудничках враз заширкали, загрохотали каблуками форменных башмаков по серым палубам, и наш корабль 3 ранга, водоизмещением 240 т, обдав причалы Транзунда обильной затяжкой густого и смачного дыма сразу трех дизелей, отвалил как минимум на две недели в море-океан. Транзунд - добольшевистское название Высоцка, где сегодня обитает лишь 1100 жителей, причем ровнехонько половина их принадлежит к гуманоидам армейской расы, хотя в дореволюционном "далеко" тут безобидно здравствовало более 36 000 мирных финских подданных российской короны.

Кроме этих ревущих 5000-сильных 56-цилиндровых чудовищ (7 блоков по 8 цилиндров, расположенных "звездой" - дизель исключительно компактный и мощный, в мире аналогов не существует), вращающих на пограничном ваньке-встаньке три солидных гребных винта; в другом отсеке работают два дизеля поменьше - на 136 л. с., это генераторы.

"Неваляшкой" спецы обзывают наше почтенное судно - проект № 205 1958 г. постройки - за исключительную мореходность, ибо перевернуться "Тарантул" ни за какие коржи и ни под какими волнами не может (очень хочется верить!). Американцы - отнюдь не любители зря расточать комплименты, и то считают данный проект одним из достижений советского кораблестроения (авторствовал Антон Павлович Городенко не без участия Евгения Ивановича Юхнина). Как никак за 35 лет на базе данного корпуса было спущено на воду около 40 различных моделей кораблей!

Это Викторыч имел в виду идущие мимо суда, которые обязательно должны бить эфирным челом российскому морскому дозору, а не то...

Большинству законопослушных граждан-Северо-Запада России и в ум-то никогда ни войдет, что совсем неподалеку от их пятиэтажек и бревенчатых домишек, устало глазеющих в похотливые туманы Финского залива, располагается самая что ни на есть настоящая государственная граница. Стоит летом без всяких задних мыслей выйти на какой-нибудь плоскодонке и окунуть разгоряченные телеса в воды чуть западнее Зеленогорска, и вы уже - почти готовый нарушитель этой границы, если, конечно, нету специального пограничного малинового папира или достойной данного случая государевой должности. Может, вам неведомо, что все выходы в наш местный "океан" на расстояние свыше 3 км от береговой линии строго регламентируются постановлением губернатора Ленинградской области № 261 от 13.08.1999 г "О погранзоне и пограничном режиме". Например, малые яхты и прогулочные катера без специального пограничного оформления могут ходить лишь до линии Толбухина маяка, крейсерские же - до западной границы крепостной зоны Кронштадта (линия Систа-Палкино).

Согласно нормативным документам, для прохода всех рыболовных, спортивных и других маломерных судов, выходящих за линию островов Козлиный, Соммерс, Мощный, мыс Кургальский, устанавливается коридор, ограниченный линиями, соединяющими точки с нижеследующими географическими координатами:

  • A. Северный проход: с юга - 60°05’06" с. ш. и 27°45’05" в. д.; с севера - 60°08’00" с. ш. и 27°43’09" в. д.
  • B. Южный проход: с востока - 59°56’03" с. ш. и 28°01’02" в. д.; с запада - 59°56’04" с. ш.
Пересекать эти линии и идти вне установленного коридора категорически запрещается за исключением случаев бедствия или штормовой погоды. В этих зонах противопоказан и выход в море в темное время суток; впрочем, возбраняется также ночевка на воде и на островах вне отведенных мест.

И когда вы ежедневно наблюдаете на заливе вроде как значительную судовую активность, то знайте, что владельцы современных галеонов не за здорово живешь шлепают "туда-сюда", а обратились к погранцам за разрешением минимум за 24 часа до выхода. Это для нас с вами Финский залив - лишь место воскресных увеселений, а для пограничников - уже исключительная "экономическая зона РФ". Здесь полновластные хозяева - ребята в камуфляже из Федеральной Пограничной Службы (ФПС), которой три года назад были переданы все права по охране биоресурсов.


А контролировать есть что - территория на берегах залива буквально нашпигована рыболовецкими артелями, рыбколхозами и всевозможными акционерными обществами (например, у ЗАО "Петротрал" из Приморска под ружьем 22 промысловых судна, у колхоза "Прогресс" - 18). Не отдыхают и браконьеры, вольготно жирующие в лабиринтах несовершенства законов и МРОТовской безнаказанности (в нормальный месяц разрыхлить по карманам 30 000 рублей для них плевое дело).

Пограничники во все века были вроде как и не армия; ведь даже ностальгически обыденный дисциплинарный армейский устав начал действовать в здешних епархиях только с 1887 г. (воинские звания появились двумя годами ранее), а подчинялись камуфлированные добры молодцы в полный рост только министру финансов. В 1920 г их запихнули в особый отдел ВЧК, освободив при этом от таможенного надзора.

О дальнейшем вы хорошо знаете из множества телепостановок и художественных фильмов.

Сегодня ФПС, созданная по президентскому указу от 30.12.93, - это отдельный, со своим директором, департамент, структурно никакого отношения не имеющий к КГБэшному прародителю.

Я вырос в семье офицера и много потерся юными годами по военным городкам, наблюдая засахаренный армейский дубизм. Вдобавок, в последние годы из синюшных экранов ТВ да журнальных молний всех нас обильно кормили десертами, где все, что было связано с армией, уменьшительно-ласкательно называлось упадком и коррупцией.

Именно с таким богатейшим идеологическим саквояжем я добровольно заступил на охрану морской госграницы в ноябре 2001 г. Представьте теперь авторское изумление, когда ни на корабле, ни на береговых базах я ни разу не вкусил ни перла, ни дважды вареной квашеной капусты, ни положенных хрящей в алюминиевой тарелке, что обычно братья-хохлы заботливо кладут вместо мяса в промасленные банки свиной тушенки.

А на затравочку фуршета твердо скажу, что и матросы и офицеры с 205-го пограничного питались из одного котла, да так отменно, что я невольно принялся вспоминать достойное повестей Анатолия Рыбакова пионерское детство. В 8 утра и 10 вечера полагался горячий чай с булками и солидной намазкой, ну а в полдень и шесть часов - полноценные обед и ужин. Профилакторий, да и только.

Хлеб с боровой корочкой пекут на "Тарантуле" свой. Прямо диво, как 20-летние ребята-срочники могут замешивать такую вкуснотищу в корабельных условиях. Да и штатного кока на судне не оказалось, обычно кашеварил рулевой Алтын из Башкирии.

У нас любой - на все руки мастер, как никак второй год у них пошел, - улыбался в усищи старейшина экипажа - 43-летний боцман Юрий Дмитриевич. - По первости то рис разварят, то картофель у них пригорит, возьмут да и выкинут за борт. Ничего, посидят на норме денька два-три, мгновенно продукт уважать начнут!

На "Тарантуле" вышли в море 5 офицеров, 2 мичмана и 2 контрактника (так по штату положено на кораблях третьего ранга), остальные на вечерней поверке значились обычными матросами срочной службы.

Офицеры вечерами вслух мечтали о пенсии, хотя старшему - приписному штурману Андрюхе Воробьеву - всего 29. Приписной он потому, что служивых недокомплект, и его сдернули с другого корабля на этот выход.

Получаю всего-то 100 долларов в месяц, знакомые девчонки смеются...

Тут мне вспомнились слова комбрига, капитана первого ранга Александра Сытника: в 2000 г. из 20 молодых лейтенантов шестеро сразу уволилось в беспогонье. Ведь в войсках остаются либо дети военных, либо выходцы из таких затерянных на карте местечек, где уход в военное училище приравнивается селянами к зачислению в отряд космонавтов.

На "Тарантуле" у меня мгновенно появился закадычный приятель - матрос Денис Батраков, я натыкался на него постоянно, казалось, будто он нес вахту 24 часа подряд одновременно везде - и на камбузе, и в машинном отделении, и у руля в штормягу.

Последнее событие запомнилось особо, ибо между Гогландом (тут на высшей точке Ленобласти, маяке Северном Гогландском, инженер Попов когда-то испытывал свое радиоизобретение, а в последнюю войну у фрицев располагался санаторий люфтваффе) и Мощным наш кораблик поймал на клюв такую болтанку, что некрупный ростом старпом Боря принялся тотчас нервно теребить коричневые четки на засаленной тесемочке, что сразу же выдало в нем мусульманина Ага-Баба Нурутдиновича, лакца по национальности, хотя и потомственного моряка.


- Градус левее по компасу. На румб два градуса. Машинам полный вперед! - Командир Лыков уверенно вглядывался в липкую чернь ноябрьской ночи, а по рубке тем временем, точно вечерние беззаботные сверчки, порхали стулья, карты, циркули и линейки, что в озорстве девичьего флирта без спросу соскочили со штурманского стола. Конечно, то был еще не ураган (по шкале ветров это свыше 29 м/с), но и 21 м/с заставляет любого свободного от вахты зашхериться как можно глубже и параллельно происходящим событиям. По моим наблюдениям, кроме командира и боцмана в тот вечер "умерли" все корабельные пограничные персоны. Хотя службу и продолжали нести, внешне, правда, более похожими на тень отца Гамлета, чем на защитников Родины.

Не придавал значения происходящему только белесый кот Степаныч, облюбовавший для безмятежной жизни пункт управления дизелями. Он спокоен и уверен, он знает, что бежать от сытой жизни некуда - на гражданке не забалуешь, да там и Шариковых полно в каждой подворотне, поэтому шторм надо терпеть.

Ты выдыхай поглубже, когда корабль сваливается в яму! - пытался подучить питерского корреспондента командир Лыков. - И всего делов-то...

Я отшучивался часа полтора, наивно надеясь, что морская болезнь обойдет мою персону дальним кордоном. Тем временем опытный командный состав незаметненько расползся по норкам. ("С курсантских годов так не травил, лет десять, наверное", - после болтанки втихаря поведал штурман Воробьев).

А Балтика загуляла не на шутку, даже зачалились мы только с помощью стальных тросов, ибо толстенные веревочные концы рвались той ночью быстрее ниток чулочноносочной фабрики "Красное Знамя". К тому же о ржавый док мы в хлам разбили свой привальный брус, это уж не говоря о каютном и камбузовом шурум-буруме, когда все, что не приколочено, в беспорядке валялось мятое и битое на полу. На ходовом мостике качкой сорвало радиостанцию и накрепко заклинило ее между радаром и командирским креслом.

Тварь ты неблагодарная, донести не мог! - Это уже доносятся с нижней палубы бранчливые речи боцмана. Значит, кто-то из молодых мариманов по-сезановски наивно и в полутонах разукрасил желудочными соками коридор. Грубее этого душевного хлопка я более на корабле ничего и не слышал. Однажды, правда, вестового Серегу пообещали вывалить за борт с вещами, когда тот что-то напортачил в японском видике. Но это так, в шутку. Без видака на судне и совсем кранты. Конечно, есть и библиотечка, где яркой вязью пестреет даже религиозная литература, но командный состав по-уставному насупленной библии явно предпочитал мультяшки или последние КВНы.

Не обнаружил я на судне и никакой дедовщины. Зато, как сказали бы в брежневские годы, у нас на борту собрался полнейший интернационал: старпом Боря - лакец из Дагестана, начальник ПУД Валера - белорус, мичман Расул - карачаевец, рулевой Алтын - башкир, ну а боцман и вообще украинец. И никто ничего не делил, по лицу грязной тряпкой в злобе не тыкал, даже не верилось, что мы столь мирно сосуществуем в смутную годину самоопределений и развала единой общности людей, которая на партсъездах гордо называлась "советским народом".

Может потому, что на границе люди занимаются конкретным нужным делом, цели и средства общие, да и продукты на камбузе одни и те же. Это доброе чувство семьи не покидало меня до последнего дня. Так всегда и бывает, когда незнакомец появляется в дружной команде и вынужден выпендриваться лишь по писаным тут законам. А уж какие они - дурные или знатные, не тебе решать!

Какое счастье, что далеки от правды оказались рассказы об армейских буднях последних лет!

У боцмана Давыденко сегодня день рождения, и мы по случаю с утреца немного глотнули ее, родимой, а вот теперь, с качкой, дружно отдаем превосходно печеное мясо и пирожные прочь, прочь - стихиям и лупоглазым рыбам, что завсегда любили нагуливаться в Кингисеппском районе. Все большие острова в нашенском "финском" укрепрайоне административно отчислены Кингисеппу. Сам Кингисепп, хоть и был эстонским коммунистом, но, к большому счастью, не успел здесь ничего напортачить. А не то лишились бы мы своего Канарского архипелага в Ленинградской области.

Из крупных земельных пупырок-островов - Гогланд, Мощный, Малый, Сескар и оба Тютерса. Хозяйничают тут моряки, пограничники и гражданские философы-маячники, которые по уставному ранжиру принадлежат уже Гидрографической службе ВМФ.

Наш "Тарантул" прячется в укромной бухточке острова Мощный, где есть пирс и проржавевший трофейный плавучий док. По флотским наставлениям, корабль данного класса может искать укрытия уже при ветре 12 м/с, ну а у нас на экзаменационном столе третьи сутки не менее 17, хлещет препротивный дождюга, Балтика недружелюбно кучерявится нескончаемыми стадами лобастых волн-баранов. Так всегда случается по осени, только Александра Сергеевича не хватает, дабы все вокруг подкрасить болдинскими палитрами.

Вместе с любезными моими сослуживцами мнут бока в бухте Окольной еще три мелкие посудины - серый вэмээфовский гидрограф, грузовой пограничник "Канин" (не очень удачный проект, родом из Северодвинска; служивые рассказывали, что эту тихоходную, с максимумом в 9.5 уз плоскодонку, в шторм может раскачать даже до 50°) и рыбацкий МРТК из Ломоносова. У вояк в море год идет за полтора, так что можно и расслабиться, ну а рыбачкам простой ни к чему, тем более что на берег им спускаться не разрешено пограничными нормами. Все одно мы их дотошно прошмонали, а сегодня, как уже было упомянуто, одна из задач ФПС как раз и состоит в пресечении незаконного вылова биоресурсов "внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ". В среднем ежедневно в данном пространстве всей России ведут промысел до 700 своих и более 300 иностранных судов. У пограничников же работают более 300 инспекторов государственных морских инспекций. Есть он и у нас на судне - это Игорь Шеврыгин. Для промысловиков наличие рыбинспектра не есть хорошо; он с пристрастием тормошит лицензии и требует документы на вылов, причем со всеми дотошными послесловиями - как никак 15 лет работы в заливе.

Замучили проверками, ежегодно требуется куча новых удостоверений, а это как минимум 50 баксов отстегни! - С пафосом жалуется солидных размеров Геннадий Старовойтов - капитан "мртэшки", доставая из ящиков документы и учетные книжки.

Конечно же, он лукавит, впрочем как и положено всем рыбакам в мире, профессия у них такая! Ведь уже Петр Великий в указе № 1669 требовал: "Торговля рыбой - дело исконно воровское, а посему жалование положить им мизерное. Да по одному в год вешать, дабы другим не повадно было!" У капитана Старовойтова по бумажкам вроде все в порядке, хотя улова на борту нет никакого - все сдано в закрома родины. В ноябре "МРТК 0706", принадлежащее рыбколхозу "Прогресс", ежедневно удачит тралом салаку и кильку, и, по мнению Шеврыгина, соотношение учетных данных в журнале вылова (70% кильки и 30% салаки) никак не соответствует действительности: салаки должно быть, как минимум, все 50%. Просто лимит на вылов данного вида у промысловиков заканчивается, вот и заменяют ее в отчетах килькой.

Протокола составлять не стали - нарушение недоказуемо, да и настроения для фискальных выпадов нету. Вдобавок с 2001 г. и экономических стимулов для активной работы абсолютно никаких - все штрафы и суммы за ущерб по выловленной рыбе, поступающие на счета пограннадзора в результате применения санкций к нарушителям, в конце концов бесследно уходят в бюджет. Хотя в большинстве стран мира службы береговой охраны активно поощряются как раз за счет средств, отмусоленных с законоослушников. И у нас, при царе-батюшке, отличившийся пограничник получал до 60% от взысканного штрафа. Например, за задержание беглого или бродяги платили 3 рубля, за государственного преступника - уже 50, а за особо важного бритоголового - и все 100.

Как сказал начальник морской инспекции Алексей Гоник, "сегодня налицо тенденция к уменьшению показателей в нашем регионе. Если в 2000 г. было составлено 308 протоколов на сумму 132 000 рублей, то почти за 11 месяцев 2001 г. еле вылезли на цифру в 100 000".

На Мощном я чувствовал себя, точно в кремлевском государственном заповеднике. Что там Юрмала и финский Турку! Такой красотищи не увидишь и в клубе путешественников имени Ю. Сенкевича. Тут и бесконечные девственные песчаные пляжи со стайками непуганых лебедей, спокойно кучкующихся невдалеке от берега перед долгим зимним перелетом, и повсюду невысокие сосны, раскинувшие балетистые ветви навстречу задиристым гулякам - западным ветрам. Какая здесь рыбалка, какие грибы с ягодами!

Щука, окунь, лещ, сиг, балтийский лосось. А воспоминания о вяленой килограммовой плотве на столе у островных моряков потянут не менее десяти аксаковских страниц под пиво "Красная Бавария". Даже удивительно, что никто из современных, постперестроечных бармалеев еще не построил на острове правительственной сторожки или гостиницы, ведь Курголовский полуостров - просто рукой подать (от Соснового Бора не более часа ходу на моторке с "тридцаткой").

При финнах на Мощном (Лавенсаари) проживало 139 семей, были и два магазина, аптека, больница, школа, кирха, рыбоперерабатывающий цех и даже морской вокзал. Сегодня в наличии: кладбище, семья маячника Громова (во главе с обильно намакияженной супружницей Любой), небольшой гарнизон ВМФ и застава ФПС под командованием старлея Игоря Ветрова. И несметные полчища тараканов.

Ребята-пограничники с 40-метровых вышек секут за проходящими по фарватерам судами и докладают о бортовых номерах куда следует. (Забравшись на одну из них, я обнаружил, что попытки дозвониться до Питера по хваленому GSM тщетны, на острове нормально работает лишь "Дельта".)

Задача их - контролировать, чтобы в заливе было все "путем". Впрочем, серьезных инцидентов не происходит уже с 1995 г., когда пограничный корабль "Алмаз" прихватил на контрабанде алкоголя бравых заморских купцов. С исчезновением коммунистической идеологии навсегда затерялась на страницах отчетов и детективов идеологическая составляющая погранслужбы. Никто более не тащит на одну шестую часть Земли запрещенных прокламаций и глянцевых журналов с голыми грудастыми тетками - у нас у самих красавиц немерено, только оттопыривай карман. Иногда кто-нибудь по пьянке залетит на мель, вот и все огрехи современной границы.

Сегодня как таковых нарушений границы нет, - неторопливо грузит за вечерним чаем старпом Боря, он же Ага-Баба, - есть лишь ошибки в оформлении документов. Другое дело рыбаки, что тралят Балтику от Выборга до Ивангорода - заходи на огонек, дорогой товарищ!

Контроль рыбацких игрищ усложнен еще и тем, что разрешения на вылов рыбы выдаются Севзапрыбводом, а морская инспекция ФПС заранее не имеет понятия кому, сколько и чего может быть разрешено.

Просто удивительно, что столь богатый и перспективный с рекреационной точки зрения регион совершенно не используется жителями города и области - только отдельные пестрые личности иногда проникают секретными тропиночками на эти Канары областного подчинения. Тут просто райские места для водномоторников и яхтсменов и, конечно же, для почитателей лососевого троллинга. По моим данным, российская квота вылова лососевых в Финском заливе не используется полностью, лишь пять или шесть судов промышляют ярусами, хотя спортивный лов, как давно установлено зарубежными научными Сократами, приносит их капиталистической казне, как минимум, в восемь раз больше дивидендов.

А сколько любителей активного отдыха добровольно отдают свой посильный денежный ясак в экономику отдельных местностей (например, только в Кольский полуостров любители-лососятники из Питера вливают около 200 000 долларов ежегодно) и зарубежных курортов, трудно посчитать. Да и надо ли?

Наш верный "Тарантул", вроде, наконец-то прочно заякорился на банке "Черепашьей" - невдалеке от основного фарватера. Мы "границу служим", нам не до кроссвордов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.