1 таможенные платежи. Таможенные платежи и их взимание

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Виды таможенных платежей

Под таможенными платежами подразумеваются всевозможные пошлины, сборы и налоги, взимание которых возложено на работников таможни. Обязанность их уплаты возникает при перемещении транспортных средств и грузов через границу с применением различных таможенных процедур и режимов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством. Они регулярно пересматриваются. Теперь, подробнее о разновидностях таможенных платежей.

Ставки пошлин регулярно пересматриваются.

Существует список товаров, подпадающих под льготные тарифы. Льготы по уплате платежей устанавливаются Правительством РФ.

Собственно говоря, к таможенным платежам относятся проценты, пени и штрафы за задержку или уклонение от их уплаты. Но коротко на эту тему будет сказано ниже.

Порядок уплаты

Создан специальный счёт таможни, предназначенный для этих целей, можно оплачивать в кассу. Оплата производится по кодам, классифицирующим вид пошлины, сбора или налога. После чего у плательщика должен остаться на руках один из двух экземпляров подтверждения платежа. Второй останется в таможенном органе.

Статья 190 ТК ТС указывает, что таможня не имеет права на отказ в принятии декларации, если лицо не предъявило платёжные документы. То есть, декларацию можно подавать до оплаты таможенных платежей.

Выпуск грузов возможен только после погашения таможенных платежей, как указано в подп. 3, пункта № 1, 195 статьи ТК.

Исключение составляет выпуск грузов под определённые гарантии со стороны декларанта. То есть, при .

Обратите внимание, что сумму таможенных платежей плательщик должен рассчитывать самостоятельно или обратившись к услугам специалистов.

Ему необходимо знать код товара ТН ВЭД, а остальные действия смотрите в . Кстати, таможенные платежи взимаются и с физических лиц в форме таможенных сборов.

Важную роль играет валютные курсы на день расчёта, что усложняет авансовую форму расчёта с таможенными органами. Кто и как может распоряжаться суммами авансовых платежей, . В этой статье вы найдёте интересную информацию о целесообразности такой формы расчётов и уплаты таможенных платежей в 2015 году.

Сроки уплаты

Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

  • Ввоз . 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
  • Вывоз . Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
  • Изменение таможенного режима . Оплата производится в день завершения изменения.
  • Нецелевое использование товаров после выпуска . Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
  • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам . Также в день совершения нарушения.
  • Незаконный ввоз грузов . Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

Процедура возврата переплат по таможенным платежам

При выявлении переплаты таможенных платежей, плательщику необходимо обратиться к сотрудникам таможни с документами, подтверждающими этот факт. Как составить заявление на возврат таможенных платежей смотрите .

Предусмотрены сроки возврата переплат, которые нужно учитывать, если конечно, вы не желаете, чтобы ваши деньги ушли в бюджет безвозвратно.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню.

Уклонение от уплаты

Мы не сомневаемся в том, что наши читатели не планируют уклоняться от уплаты налогов, пошлин и сборов, но никто не застрахован от просрочек, возникающих в результате сбоев в организации расчётов с контрагентами или других проблем.

Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

  • производится списание необходимых средств со счетов юрлица;
  • оплата осуществляется за счёт имущества, в том числе товаров, в отношении которых образовалась задолженность;
  • уплата выполняется в судебном порядке.

Если денег на счетах плательщика недостаточно, то таможенный орган наделён правом взыскания сумм с денежного залога или с авансового платежа.

Помните, что за уклонение от уплаты платежей в таможню в РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 194 УК).

Таможенные платежи отправляются в бюджет РФ. Установление ставок на таможенные сборы, пошлины и налоги — прерогатива Правительства России, а их выплата ложится на плечи участников ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность, теоретически, выглядит крайне привлекательно. Этот бизнес позволяет создавать рабочие места, расширять и укреплять предприятие, увеличивать доходы предпринимателей. Но на деле, международная торговля в нашей стране — очень сложное поле деятельности.

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

22. Таможенные платежи - налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)Раздел 2. Таможенные платежи

"Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)Раздел III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Раздел II. Таможенные платежи

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 23.09.2011) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки"

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин"

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Функции таможенных платежей

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

    1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время года, т.е. являются круглогодичными.

Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно утверждена в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались большой тамгой. И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия на внешнюю торговлю сменилась общепризнанными в мировой практике относящиеся к экономике методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в которых принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой - направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в .

Таможенные платежи - это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 34 таможенные органы пользуются правами, и исполнять обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов.

Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ).

В настоящее время к таможенным платежам относятся:

Ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
налог на , взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
таможенные сборы.

Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ из перечня были исключены такие таможенные платежи, как плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах и др.

Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги, пошлины и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории «налог», поскольку исходя, из определения пошлина предполагает, оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размер сбора за таможенное оформление, который устанавливается Правительством РФ, ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 тыс. руб. Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния перемещения.

Так, за таможенное сопровождение расстоянием до 50 км взимается сбор в размере 2 тыс. руб., от 50 до 100 км - 3 тыс. руб., от 100 до 200 км - 4 тыс. руб., свыше 200 км - 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, не менее 6 тыс. руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 тыс. руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу последней. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам. По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

Вывозные (экспортные) - взимаются при вывозе товаров с таможенной территории государства;
ввозные (импортные) - взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах;
транзитные - взимаются за провоз товара по территории страны. В фискальных целях используются лишь некоторыми развивающимися странами.

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России вместо действовавшего ранее налога на экспорт. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.

Ввозные (импортные) пошлины в России не применялись. Действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций по товарной номенклатуре (ТН) ВЭД. Был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин - 5, 10, 15 и 20%. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

По целям взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной , имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

В целях защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые имеют временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к иностранным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров могут быть установлены предварительные специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать 6 месяцев в году. С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет.

Основные элементы и порядок уплаты таможенных платежей

Во взаимоотношениях с зарубежными странами, в том числе со странами СНГ, при взимании косвенных налогов Российская Федерация применяет принцип страны назначения товаров. Согласно этому принципу, налогообложение НДС экспортируемых товаров производится по нулевой ставке, подакцизные товары при экспорте освобождены от уплаты акциза, а при ввозе товаров на территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются в порядке, предусмотренном налоговым и таможенным законодательством.

В соответствии с НК РФ в состав плательщиков НДС и акцизов включены лица, признаваемые плательщиками этих налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Согласно ст. 328 ТК РФ, плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате. Например, таможенный брокер - при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада - в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения. Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Таким образом, в отличие от уплаты косвенных налогов при реализации товаров на территории РФ плательщиком НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ выступает не продавец, а покупатель-импортер.

При взимании косвенных налогов по ввозимым товарам применяются единые ставки акцизов (установлены ) и НДС (10 и 18%), действующие на территории РФ. При этом ставки таможенных пошлин, налогов не подлежат изменению в зависимости от статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов. При ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от уплаты НДС.

В настоящее время ставки ввозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства № 718 «О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Ставки вывозных пошлин установлены многочисленными постановлениями Правительства РФ и объединены в Приказе ГТК России № 865 «О ставках вывозных таможенных пошлин».

Срок уплаты. При ввозе товаров в РФ таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган вместе их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. В случае Нарушения сроков уплаты таможенных платежей взимаются пени в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ от суммы недоимки за каждый день просрочки. По письменному заявлению налогоплательщика при наличии оснований, предусмотренных таможенным законодательством РФ, сроки уплаты таможенных налогов могут быть изменены. Формами изменения сроков их уплаты являются отсрочка или рассрочка, которые предоставляются на срок от 1 до 6 месяцев.

Основаниями для предоставления отсрочки (рассрочки) являются:

Причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;
осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

В случае получения отсрочки или рассрочки декларант обязан обеспечить уплату таможенных платежей одним из следующих способов: залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, внесением в кассу, на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) или поручительством. Размер обеспечения в этом случае определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения. За предоставление отсрочки (рассрочки) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки (рассрочки).

Порядок уплаты. Уплата таможенных платежей производится таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ. По желанию плательщика таможенные налоги уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных платежей не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты. Таможенные платежи могут быть уплачены как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных валютным законодательством РФ. В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей в РФ введена технология расчетов с применением таможенных карт.

Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, или внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа, в случаях зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных налогов, авансовых платежей и других сумм обеспечения уплаты таможенных платежей.

Особенности исчисления таможенных платежей при различных таможенных режимах

Ввоз и вывоз товаров может преследовать различные цели и задачи. В этой связи законодательством разработаны различные таможенные режимы. Таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие виды таможенных режимов:

Основные режимы - выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;
экономические режимы - переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления и переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
завершающие режимы - реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
специальные режимы - временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы.

Если товары ввозятся для производственных нужд организаций, а также для реализации населению, применяется таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления. В соответствии с требованиями этого режима ввозимые товары которые остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе при условии уплаты в полном объеме ввозной таможенной пошлины, акцизов и НДС.

Исчисление ввозной таможенной пошлины производится по формуле:

По адвалорным ставкам:

Пu = Тс х Сn%

Где Tc - таможенная стоимость товара; Сn% - ставка пошлины в процентах;

По специфическим ставкам:

Пu=О х Сn х Ke,

Где О - количественная характеристика товара в натуральном выражении;

Cn - ставка таможенной пошлины евро за единицу товара; Ke - курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

При применении комбинированных ставок сначала определяется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке, затем по специфической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин или их сумма - в зависимости от вида применяемой комбинированной ставки.

Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в их стоимости. Однако в случаях использования таких товаров в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров суммы акциза, уплаченные при их ввозе в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат налоговому вычету. Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободное обращение. Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт и грузовую таможенную декларацию (или копии), а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске ввезенных товаров в свободное обращение на территории РФ.

Исчисление НДС по ввозимым товарам производится по следующей формуле:

H= (Tc + Пu + A) х Сн

Где H- сумма налога на добавленную стоимость; Tc - таможенная стоимость ввозимого товара; Пu- сумма ввозной таможенной пошлины; А - сумма акциза; Cн - ставка НДС.

Таможенный режим временного ввоза применяется в случаях, когда иностранные товары находятся на таможенной территории РФ в течение ограниченного периода времени с условием последующего вывоза. Разрешение на временный ввоз предоставляется таможенным органом РФ на срок не более двух лет. При временном ввозе предусмотрено полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов. Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов определяются Правительством РФ.

При частичном освобождении расчет общей суммы таможенных платежей производится по формуле:

Собщ = (Пu + НДС + A) x 3% x М1,

Где Пu, НДС, А - суммы ввозной таможенной пошлины, НДС и акциза соответственно, рассчитанных по ставкам, действующим на день принятия грузовой таможенной декларации в режиме временного ввоза; М1, - количество месяцев временного ввоза.

Исчисление НДС и акцизов при помещении товаров под другие таможенные режимы следует осуществлять с учетом особенностей, установленных Таможенным и Налоговым кодексами РФ. При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта беспошлинной торговли, свободного склада, перемещения припасов, уничтожения и отказа в пользу государства таможенные пошлины и налоги не уплачиваются.

Существенным моментом для практики таможенного налогообложения является то, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат налоговому вычету. Это относится к товарам, которые приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи. При этом налоговый вычет производится по мере принятия товаров к учету вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам.

В заключение следует отметить, что новации в области таможенного налогообложения, предусмотренные в новом Таможенном кодексе РФ, существенно упрощают таможенные процедуры и направлены на расширение института последующего таможенного контроля с учетом дифференцированного подхода к его осуществлению, а также способствуют созданию наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

В целях дальнейшего совершенствования таможенного налогообложения представляется целесообразным предусмотреть в порядке уплаты таможенных платежей их зачисление непосредственно в федеральный бюджет, минуя промежуточную стадию прохождения по счетам таможенных органов. Вместе с тем необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников таможенных органов, учитывающие качество исполнения ими обязанностей по контролю над соблюдением таможенного законодательства, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в бюджет.

Введение

Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Таможенные платежив большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих их функций. Их уплата - одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства. Именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов.

Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс Российской Федерации, в статье 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются другими нормативно-правовыми актами, такими как Налоговый кодекс РФ и другие.

1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Уплата таможенных платежей является одним из условий осуществления операций, связанных с внешней торговлей.

Система таможенных платежей установлена статьей 318 ТК РФ

Таможенная пошлина - обязательный платеж немалого характера в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Таможенная пошлина причислена к числу неналоговых доходов федерального бюджета.

Определить ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

ТН ВЭД - документ, утверждаемый Правительством Российской Федерации и основанный на Международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации, должен быть однозначно отнесен к той или иной группировке, что отражает код ТН ВЭД. Коду соответствует:

) подробное описание товара в зависимости от вида и степени промышленной переработки;

) ставка таможенной пошлины.

Код ТН ВЭД следует отличать от штрих-кода, поскольку последний применяется в целях определения страны происхождения и конкретного производителя товара.

Свод ставок таможенных пошлин по всем товарным позициям представляет собой таможенный тариф.Таможенным тарифом называют также таможенную пошлину для конкретного товара.

В Российской Федерации законодательно закреплено 2 вида таможенной пошлины: ввозная и вывозная. Транзитные пошлины практически не встречаются в практике международной торговли.

Закон о таможенном тарифе содержит виды ставок таможенных пошлин в зависимости от способа взимания.

адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара; специфические устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара (например, за 1 кг);

комбинированные ставки сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг).

На уровень таможенного обложения оказывает влияние страна происхождения товара. В ТН ВЭД обычно указывается минимальная ставка таможенной пошлины, применяемая в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

Отдельные страны, перечень которых устанавливает Правительство РФ, пользуются системой преференций, льгот в таможенном обложении. Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: от минимального уровня таможенного обложения вычитается 25%.

Применение специальных защитных пошлин, которые являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх таможенного тарифа, является примером карательных Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными. В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные).

НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу России, действует три вида ставок (ст. 164 НК РФ): нулевая, 10% и 18%. Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются (ст. 191 НК РФ): объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а их предельный размер не должен превышать 100 тыс.руб. Объем таможенных сборов за таможенное сопровождение варьируется не только от длины пути, но и от вида транспортного средства (ч. 1, 2 ст. 357.10 ТК РФ).

Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день (ч. 3 ст. 357.10 ТК РФ).

. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

таможенный платеж

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима (ст. 320).

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Если лица приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для целей их исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методика определения таможенной стоимости для ввозимых товаров устанавливается положениями закона о таможенном тарифе, для вывозимых - постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Таможенные пошлины, налоги (ст. 324 ТК РФ) исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление производится в российской валюте. При этом, как правило, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации.

Пересчет иностранной валюты осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.

Под сроком уплаты таможенных платежейследует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Ст. 329 ТК РФ установлены различные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, за таможенное сопровождение - до начала его фактического осуществления, за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 ст. 330 ТК РФ).

Таможенные платежи подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации. Обязанность по их уплате признается выполненной (ст. 332 ТК РФ):

с момента списания денежных средств со счета плательщика

с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иной имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

Перечень оснований для изменения срока уплаты таможенных платежей является исчерпывающим (ст. 334 ТК РФ):

причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета;

перемещение скоропортящихся товаров;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства (ч. 1 ст. 335 ТК РФ).

Перенесение срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей позволяет плательщику определенный период времени (от 1 до 6 месяцев) пользоваться государственными средствами. Поэтому на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в период рассрочки или отсрочки (ст. 336 ТК РФ). В целях усиления гарантии уплаты таможенных платежей и процентов, таможенный орган требует также обеспечить их уплату (например, поручительством).

. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

Принудительное взыскание таможенных платежейприменяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам также относятся ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК РФ). Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Срок уплаты пени - одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой уплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный орган обязан представить плательщику требование в виде письменного извещения о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание производится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым.

. Обеспечение уплаты таможенных платежей

В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; условного выпуска товаров; перевозки и (или) хранения иностранных товаров; осуществления деятельности в области таможенного дела; осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны требуется обеспечение исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены, обеспечение также не требуется (схема 2).


Выбор конкретного способа обеспечения уплаты таможенных платежей - право плательщика.

Залог- есть одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 340 ТК РФ). Залоговые отношения имеют гражданско-правовой характер и в целом регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект внешнеторговой деятельности).

При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.

Банковская гарантиякак способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом, в отношении которого представляется такая гарантия. В качестве гарантов перед таможенными органами могут выступать банки, а также кредитные или страховые организации, включенные в Реестр ФТС России.

Отношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются положениями законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

Денежный залогпредставляет собой внесение денежных средств (в валюте Российской Федерации) в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 345 ТК РФ). Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, индексация внесенных сумм не производится.

В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка.

Поручительствооформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем (ст. 346 ТК РФ, ст. 361-367 ГК РФ).

В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее 3 дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является такое обеспечение.

Заключение

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ. Исследуемый в курсовой работе вопрос о порядке и особенностях уплаты таможенных платежей представляет интерес с научно-прикладной точки зрения, поскольку обобщение накопленного опыта, применение научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о таможенном деле повысят эффективность деятельности таможенных органов и субъектов хозяйствования в данной области.

При написании данной курсовой работы, мы рассмотрели самые главные стороны таможенной политики в отношении таможенных платежей. Поняли, что установление таможенных пошлин, налогов и сборов представляет собой сложный процесс, за счет уплаты которых пополняется казна федерального бюджета, осуществляется защита внутреннего рынка.

В ходе подготовки курсовой работы основой явилось изучение действующего российского и международного законодательства. Наряду с источниками, непосредственно относящимися к исследуемой проблеме, широко использовалась литература по конституционному, гражданскому и другим отраслям права. Настоящая курсовая работа представляет собой комплексное исследование таможенных платежей, порядка и сроков уплаты таможенных платежей.

Список использованных источников

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. - 2011.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.11.2009 N 290-ФЗ).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 года № 243-ФЗ).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 года N 352-ФЗ).

5. Бакаева О.Ю. Таможенное право. / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272с.

Егиазаров В.А. Транспортное право. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: «О Юстицинформ», 2008. - 592с.

Таможенное право. / Чинько В.А. - М.: Эксмо, 2007. - 32с.

Таможенное право. / Под общ. ред. Андриашина Х.А. - М.: «ЗАО Юстицинформ», 2006. - 264с.

Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Зерцало-М», 2006. - 440с.

Таможенные платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты таможенных платежей:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610

КПП 773001001

р/с 40101810800000002901

БИК 044501002

Таможенные платежи могут быть уплачены двумя способами:

  • платежными поручениями,
  • с использованием электронных терминалов.

В платежном поручение необходимо заполнить:

  • КБК - код бюджетной классификации согласно Приказ ФТС России от 17.02.2014 № 231 «Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации»;
  • поле 107 - номер таможенного органа;
  • назначение платежа. В зависимости от вида платежа различают авансовые платежи, ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные сборы, НДС, пени, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (Приказ ФТС России от 30.12..2010 г.. N 2747). Соответствующий код вида платежа указывается в 47 гр. ДТ.

Денежные средства после оплаты в банке поступают на счет таможенного органа на следующий день после обеда.

Денежные средства, уплаченные на счет таможенного органа, являются имуществом лица, внесшего платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу.

Срок использования платежного поручения составляет три года со дня последнего списания денежных средств. Если списания не проводились, то с даты платежного поручения.

Оплата таможенных платежей с использованием электронных терминалов , установленных в местах таможенного оформления, производиться с помощью пластиковой карты ООО «Таможенная карта». После указания всех необходимых данных электронный терминал распечатывает чек и подтверждение кассации. Денежные средства сразу появляются в таможенной системе АИСТ-М. Номер чека отображается четырьмя цифрами.

Как оплатить таможенные платежи средствами таможенного представителя?

Для оплаты таможенных платежей денежными средствами таможенного представителя необходимо зарегистрировать договор на брокерское обслуживание в отделе таможенных платежей. В случае, если декларант не оформлялся ранее в таможенном органе, надо предоставить следующие документы: ОГРН, справка ИНН/КПП, справка ГОСКОМСТАТ.

Как выяснить, почему деньги не были учтены в счет оплаты таможенных пошлин?

Таможенная система АИСТ-М идентифицирует платежные документы по ИНН и КПП. Если участник ВЭД меняет КПП необходимо заново регистрироваться. Платежные поручения со старыми данными программа не идентифицирует, поэтому необходимо предоставить в таможенный орган письмо с просьбой объединить лицевые счета.

Как физическому лицу можно оплатить таможенные пошлины?

Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

По письменному заявлению лица, внесшего денежные средства, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и (или) подтверждение уплаты таможенных платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению.

Как оформить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Оплата обеспечения может производиться только с платежного поручения с КБК авансовых платежей. В подтверждение внесения денежного залога выдается таможенная расписка. В случаи неисполнения обязательств, денежный залог списывается таможенным органом, а также выставляется требование об уплате пеней.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет ФТС России (Приказ ФТС России от 06.04.2012 № 666). Исключение банка, иной кредитной организации или страховой организации из Реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем.

Как определить сумму таможенных пошлин, если нет точных сведений о товаре?

Если невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок.

Как вернуть уплаченную сумму таможенным органам?

Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств делят на:

  • возврат авансовых платежей;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств;
  • возврат денежного залога.

Для возврата необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением. В зависимости от вида возврата заявление заполняется по соответствующему приложению Приказа ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520.

К заявлению о возврате авансовых платежей необходимо приложить следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств;
  2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  3. копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  5. образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.

Если в таможенный орган эти документы уже предоставлялись ранее, то лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив об этом таможенному органу.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  1. документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  2. документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

К заявлению о возврате денежного залога прилагаются следующие документы:

  1. все документы, необходимые для возврата авансовых платежей;
  2. таможенная расписка;
  3. документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом.

Возврат производится на счет плательщика, указанный в заявлении о возврате. Возврат таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов определенного таможенного документа.

Возврат таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.