Автоматизация процесса планирования бюджета. Ацк-планирование Автоматизация процесса планирования бюджета

Автоматизация процесса планирования бюджета

«АЦК-Планирование» предназначено для организации и комплексной автоматизации процесса планирования бюджета региона (муниципального образования) на очередной финансовый год и трехлетний период в соответствии с действующим законодательством и ходом бюджетной реформы в стране.

«АЦК-Планирование» избавляет сотрудников финансово-экономических органов, распорядителей и получателей бюджетных средств и других участников, задействованных в процессе планирования бюджета, от работы над рутинной технической частью бюджетного планирования и позволяет более качественно анализировать
прогнозируемые показатели бюджета.

Возможности системы:

Систематизация данных, используемых при планировании бюджета;
Автоматизация процедур:
- сбора, хранения и анализа показателей социально-экономического развития и финансового состояния субъекта РФ (муниципального образования);
- формирования многовариантного финансового плана с заданием различных временных и нормативных параметров;
- планирования доходной части бюджета с применением различных методик, алгоритмов исходя из ставок, нормативов отчислений, уровня собираемости налогов, в разрезе администраторов платежей, территорий и других параметров;
- составления проекта бюджета по расходам с применением различных методов расчета (нормативного, учетного, программно-целевого) и методик в рамках каждого метода (на основе единых показателей и норм, которые могут задаваться как в натуральном (кВт/час, кг, койко-место и т. п.), так и стоимостном выражении, с применением индексов-дефляторов и др.);
- планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг на основании данных о количестве оказываемых услуг и стоимости единицы бюджетной услуги;
- планирования межбюджетных трансфертов на уровне субъекта РФ и на уровне муниципального района с применением различных методик расчетов объемов средств, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований региона;
- внесения изменений в утвержденные параметры бюджета, в том числе учет изменений,
не включаемых в Закон (Решение) о бюджете;
- определения допустимого уровня долговой нагрузки, структуры возможных долговых обязательств бюджета.
визуальное отображение данных планирования бюджета в следующих формах: интерактивное, табличное, текстовое и графическое представление (графики, диаграммы, гистограммы , картография).
создание единой базы данных процесса планирования бюджета, актуальной и достоверной на любой момент запроса информации пользователями системы в рамках их полномочий.

Преимущества «АЦК-Планирование»

В настоящее время в финансово-экономических органах планирование бюджета по каждому направлению (доходы, расходы, дефицита бюджета) осуществляется в основном в таблицах, которые зачастую не связаны между собой. Первичные данные, которые ложатся в основу проекта бюджета, при этом нередко разнятся из-за отсутствия унифицированного подхода при их формировании, отсутствия единых форматов документов и самих показателей. Свод проекта бюджета также осуществляется в таблицах, данные в которые вводятся вручную. Это, во-первых, является весьма трудоемким процессом, а во-вторых, увеличивает вероятность появления, накопления и тиражирования ошибок. Просмотр же планируемых расходов в натуральных показателях зачастую оперативно просто не возможен, так как большинство данных хранится на бумажных носителях в неструктурированном виде. Фактически, при сложившейся ситуации финансово-экономический орган не имеет возможности осуществлять контроль за ходом формирования проекта бюджета и контроль корректности используемых данных, оперативно просматривать необходимые данные и проводить объективный анализ проекта бюджета в целом.

Преимущества комплексной системы «АЦК-Планирование»:

Структурирование и централизация первичной информации по проекту составления бюджета в единой базе данных с едиными форматами документов;
Возможность получения каждым участником процесса планирования бюджета в рамках его полномочий и утвержденного регламента за счет единства базы данных абсолютно достоверной и актуальной информации на любой момент ее запроса;
Оперативное получение и использование аналитических данных, применяемых в процессе подготовки проекта бюджета;
Полная информация о расчетных показателях проекта бюджета не только в денежном, но и натуральном выражении (Гкал, КВт, кг, шт., чел/час, койко-днях, и т. п.);
Возможность выбора метода расчета соответствующей статьи бюджета (нормативный, программно-целевой, учетный, нормативно-подушевой) и методики расчета в рамках каждого метода;
Возможность ситуационного моделирования проекта бюджета по принципу «что-если»;
Одновременная работа с различными версиями проектов бюджета, их сравнительный анализ и выбор наиболее предпочтительного варианта при изменившихся обстоятельствах;
Подключение к единому электронному документообороту системы всех участников процесса планирования вне зависимости от территориальной удаленности;
Контроль соответствия сформированного проекта бюджета соотношениям, установленным Бюджетным кодексом РФ.

Особенности «АЦК-Планирование»

Работа с единой базой данных.
В комплексной системе «АЦК-Планирование» реализована возможность проведения интерактивного мониторинга процесса планирования бюджета, формирования абсолютно достоверных и актуальных сведений в оперативном режиме (режиме реального времени) за счет получения данных из единой для всех пользователей базы, хранящей всю первичную и производную информацию о ходе такого процесса.
Все данные, отражающие многоступенчатый иерархический процесс планирования бюджета, находятся в единой базе, сохраняя историю обработки. Благодаря единству базы данных все участники процесса планирования бюджета используют унифицированные форматы документов, единую нормативно-справочную базу, стандартизированный финансово-экономическим органом подход к формированию проекта бюджета.
Включение всех участников процесса планирования бюджета в единый документооборот.

Все участники процесса планирования бюджета подключаются к единому электронному документообороту системы. В электронном документообороте комплексной системы «АЦК-Планирование» задействованы:

Финансово-экономический орган (ФЭО);
Распорядители бюджетных средств (РБС);
Получатели бюджетных средств (ПБС);
Прочие ведомства и учреждения, участвующие в процессе планирования бюджета.

У каждого участника процесса планирования бюджета устанавливается свое автоматизированное рабочее место (АРМ). Все АРМы объединены в единую систему электронного документооборота с помощью транспортной подсистемы.

Функционирование конвейера обработки документов
В комплексной системе «АЦК-Планирование» создана единая технологическая цепь движения документов за счет интеграции всех составляющих процесса планирования бюджета. Первичный документ попадает в систему единожды и является начальным документом определенного маршрута обработки. При этом первичный документ может вводиться в систему вручную или попадать в нее по электронному каналу связи (за счет возможности интеграции системы с другими программными комплексами). На их основе автоматически, без дополнительного ввода данных , создаются новые документы, которые уже будут являться производными документами. Рабочее место каждого сотрудника представляет собой набор специализированных списков, в которых находятся документы, направленные к нему для обработки. По окончании определенной стадии обработки документ становится автоматически доступен для другого сотрудника, который отвечает за следующий этап обработки. При этом каждому сотруднику в рамках его полномочий обеспечивается доступ к проведению определенных операций с документом, видимость результата и маршрута обработки документа. В итоге полностью обработанный документ попадет в архив, сохраняя всю историю обработки. Такой механизм позволяет существенно упорядочить процесс планирования бюджета, максимально его оптимизировать, сократить количество ошибок, а также уменьшить ручной непроизводительный труд специалистов финансово-экономических органов с его переориентацией на аналитические, управленческие функции.

Многоверсионность проекта бюджета
Комплексной системой «АЦК-Планирование» поддерживается возможность формирования нескольких версий проекта бюджета, их сохранение и работа с различными версиями одновременно. На основе сравнения данных этих версий бюджета проводится аналитический анализ и принимается решение о целесообразности использования того или иного варианта проекта бюджета.
Комплексной системой «АЦК-Планирование» предусмотрена возможность формирования разными пользователями проекта бюджета на очередной финансовый год и трехлетнего финансового плана (т. е. задание различного временного периода) с использованием принятых нормативов с различными схемами согласования и утверждения.

Ситуационное планирование («что-если»)
В системе предусмотрена возможность задания некоторых данных проекта бюджета в виде переменных, требующих ввода их значений в интерактивном режиме, и получение результирующих итогов (подитогов) различных показателей. Полученные данные выводятся непосредственно на экране, без формирования дополнительных табличных форм и отчетов. Это обеспечивает возможность моделирования различных версий проекта бюджета.

Гибкая адаптация к изменениям
Комплексная система «АЦК-Планирование» нацелена на перспективу и дальнейшее развитие. За счет ее построения в трехуровневой архитектуре обеспечивается легкая и гибкая адаптация к новым тенденциям управления, к любым изменениям в законодательной базе и деятельности финансово-экономических органов, к растущим потребностям пользователей. Такое свойство системы является особенно актуальным в свете текущих изменений бюджетного законодательства и перехода к среднесрочному планированию.

В комплексной системе «АЦК-Планирование» для реализации этой цели предусмотрены следующие механизмы:

Формирование проекта бюджета на 3 года,
Формирование среднесрочного финансового плана,
Формирование бюджетов действующих и принимаемых обязательств.
Формализация критериев оценки выполнения субъектами бюджетного планирования задач, направленных на повышение результативности бюджетных расходов (при предоставлении таких критериев финансово-экономическим органом);
Применение экономико-математических методов при формировании различных показателей планирования бюджета.


Одна из последних созданных подсистем – формирование и ведение реестра источников доходов при планировании и исполнении бюджета. Реестр источников доходов представляет собой свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета. В соответствии с законодательными требованиями за субъектами и муниципалитетами РФ закреплена обязанность формирования реестров источников доходов бюджетов и предоставления этих реестров одновременно с проектом Закона (решения) в Законодательный (представительный) орган. Подсистема позволяет загружать перечни источников доходов из ГИИС «Электронный Бюджет» и выгружать реестр источников доходов субъекта РФ и свод реестров источников доходов муниципального образования в Минфин России .

Возможность по формированию и ведению региональных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ разработана компанией БФТ для реализации последних законодательных требований Бюджетного кодекса РФ. Пользователь может интегрировать процесс формирования и ведения региональных перечней в общий процесс формирования государственных и муниципальных заданий учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений и расчета субсидии на выполнение государственных и муниципальных заданий. Функционал также взаимодействует с сайтом системы «Электронный бюджет» в части загрузки общероссийских перечней услуг.

Для реализации последних законодательных требований бюджетного законодательства БФТ расширила функциональные возможности системы планирования бюджета «АЦК-Планирование». В составе решения появилась возможность формирования и ведения региональных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ.

Среди возможностей формирования и ведения региональных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ:

  • автоматическое и ручное формирование региональных услуг;
  • согласование региональных услуг со стороны органа исполнительной власти и финансового органа субъекта РФ, присвоение каждой услуге реестрового номера;
  • подписание реестровой записи усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • внесение изменений в региональный сегмент базового перечня услуг.

На основе услуг общероссийского и регионального сегментов базового (отраслевого) перечня услуг в системе производится формирование и доведение до учреждений государственных (муниципальных) заданий.

Ранее эксперты БФТ создали модуль «Формирование и ведение реестра источников доходов бюджета субъектов РФ (муниципального образования)». Он соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ (ст.47.1 и ст.184.2), Постановления Правительства РФ № 868 от 31.08.2016 и Приказа Минфина России № 164н от 23.09.2016. За муниципальными образованиями и субъектами РФ законодательно закреплена обязанность формирования реестров источников доходов бюджетов и предоставления этих реестров одновременно с проектом Закона (решения) в Законодательный (представительный) орган.

Модуль «Формирование и ведение реестра источников доходов бюджета субъектов РФ (муниципального образования)» обеспечивает:

  • автоматическое формирование реестров источников доходов на основании электронных документов систем АЦК;
  • формирование в системе реестра источников доходов в виде Приложения к Закону (Решению) о бюджете;
  • информационный обмен перечнями и реестрами источников доходов между системами АЦК;
  • использование централизованного решения для ведения реестров источников доходов бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

По факту принятия соответствующих нормативно-правовых актов (форматы и правила взаимодействия с ГИИС «Электронный бюджет» для загрузки данных Перечня источников доходов в Региональные информационные системы управления государственными и муниципальными финансами субъектов Российской Федерации пока еще не утверждены) подсистема позволит загружать перечни источников доходов из ГИИС «Электронный Бюджет» и выгружать реестр источников доходов субъекта РФ и свод реестров источников доходов муниципального образования в Минфин России.

2010: Выпуск модуля «WEB-интерфейс АЦК-Планирование»

В октябре 2010 года было объявлено о выпуске нового модуля «WEB-интерфейс АЦК-Планирование», расширяющего возможности работы пользователей с комплексной системой автоматизации и оптимизации планирования бюджета «АЦК-Планирование».

Использование WEB-интерфейса обеспечивает возможность: быстрого и массового подключения пользователей; работу в системе с любого ПК, подключенного к Интернет; использования любого Интернет-браузера под управлением любой операционной системы.

Пользователи WEB-интерфейса получат оn-line доступ к актуальным справочникам в финансовом органе и к отчетам, возможность для ПБС отслеживать состояние документов при их обработке в финансовом органе в режиме On-line, сквозной доступ от сводных показателей до первичных документов. «WEB-интерфейс АЦК-Планирование» - это возможность работы в «АЦК-Планирование» с любой рабочей станции с мобильным или сеансовым доступом к Интернет; кросс-платформенность; возможность использования свободного программного обеспечения. Теперь доступ к системе «АЦК-Планирование», как и к «АЦК-Финансы», возможен по трем каналам доступа: WEB, On-line и Off-line.

Разработанные специалистами Компании БФТ новые продукты и услуги направлены на обеспечение возможности эффективно и своевременно решать задачи государственного (муниципального) управления с применением качественных и надежных информационно-технологических инструментов. Так, в системе планирования бюджета «АЦК-Планирование» финансовым органам доступна подсистема «АРМ руководителя», предназначенная для контроля выполнения графика разработки проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части соблюдения сроков выполнения основных этапов подготовки проекта бюджета. Подсистема в автоматическом режиме информирует исполнителей о наступлении сроков выполнения мероприятия, задаваемом в расписании, а также контролирует объем выполнения работ в соответствии с указанным планом-графиком. По итогам выполнения работ исполнителем руководитель может просматривать прикрепленные отчетные документы к проекту Закона (решения) о бюджете и других отчетных форм в виде файлов в форматах Word , Excel .

Следующим новым технологичным решением Компании является «Поэтапный переход к программному бюджету». Решение предназначено для подготовки к переходу муниципальных образований к программно-целевому принципу формирования бюджета в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации. В состав решения включены как консалтинговые услуги (разработка стратегии развития на долгосрочный период и программы социально-экономического развития, проведение семинаров и консультирование по вопросам программно-целевого бюджетирования, разработка муниципальных и экспертиза утвержденных программ и т.д.), так и реализованная в системе «АЦК-Планирование» подсистема «Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по программам». Указанная подсистема позволяет формировать перечень целей и задач органов местного самоуправления, перечень муниципальных программ, подпрограмм и основных мероприятий с указанием ответственных исполнителей, гибко распределять суммы бюджетных ассигнований, утвержденные на очередной финансовый год и плановый период, формировать проект программной классификации расходов, также формировать приложения к Решению о бюджете в программном представлении.

  • Структурирование и централизация первичной информации по проекту, составление бюджета в единой базе данных с едиными форматами документов.
  • Организация юридически значимого электронного документооборота в процессах планирования бюджета.
  • Возможность определения и выбора метода расчета для любой статьи бюджета.
  • Одновременная работа с различными версиями проектов бюджета, их сравнительный анализ и выбор наиболее предпочтительного варианта при изменившихся обстоятельствах.

Заходим в программу АЦК - Планирование. Выбираем актуальный год (2014) и бюджет (Планируемый областной бюджет) для заведения документов.

В главном меню необходимо выбрать пункт меню «Расходы», затем «Бюджетные заявки». Откроется окно «Бюджетные заявки» (Рис.2.) .

https://pandia.ru/text/78/356/images/image004_12.png" width="38" height="51">.jpg" width="624" height="401">

Рис.4. Окно «Справочник Бланков расходов»

В окне «Версии планирования расходов» (Рис.5.) необходимо выбирать актуальную версию, она выделена жирным шрифтом относительно других версий.

Рис.5. Окно «Версии планирования расходов»

Для создания бюджетных строк бюджетной заявки необходимо нажать кнопку «Новый» в окне «Новая бюджетной заявки» (на рисунке 3 эта кнопку обведена квадратом) и откроется окно «Новая строка бюджетной заявки» (Рис.6.) . В этой форме обязательны для заполнения следующие поля:

1. «Полномочие, расходное обязательство» (выделено овалом)

2. Заполнение классификации (выделено красным квадратом)

3. Занесение сумм по годам

Бюджетная классификация" href="/text/category/byudzhetnaya_klassifikatciya/" rel="bookmark">бюджетной классификации необходимо выполнить одно из возможный действий:

1. Выбрать их из справочника кодов по кнопкам «…»

2. Указать вручную (если такого кода не будет, система укажет на это ошибкой)

После ввода РО и КБК вводим суммы по проекту бюджета на очередной плановый/текущий период в полях «Сумма (1-й год планирования)», «Сумма (2-й год планирования)», «Сумма (3-й год планирования)»

Для сохранения введенным сумм нажимаем кнопку «ОК».

Документ бюджетная заявка может быть многострочным, и для того, чтобы не набирать много раз одинаковые коды следует воспользоваться кнопкой «Создать с копированием» (Рис.7.). Окно «Новая строка бюджетной заявки» будет иметь в себе уже заполненные коды, необходимо просто поменять нужный код и заполнить поля с суммами.

https://pandia.ru/text/78/356/images/image014_7.png" width="106" height="26">.png" width="86" height="19 src=">

https://pandia.ru/text/78/356/images/image019_37.jpg" align="left" width="196" height="150 src=">

Для обработки документов «группой» следует воспользоваться вторым вариантом обработки. В окне «Бюджетные заявки» пометить «птичками» (на рисунке 12 «птички» выделены красными квадратами) необходимые для обработки заявки, правой кнопкой мыши открываем всплывающее меню и выбираем действия согласно рисункам 9 и 11.

Рис.12. Обработка документов «пачкой»

Создание сводной бюджетной заявки выполняется через пункт меню «Расходы – Распорядитель – Формирование сводных бюджетных заявок» (Рис.13.) . Для этого бюджетные заявки должны находиться на статусе «Согласование» (Рис.14.) .

Рис.13. Формирование сводных бюджетных заявок

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.