Военный фрегат адмирал эссен. "Адмирал Эссен" - фрегат: история, назначение, технические характеристики

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27 , выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК» , способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Госиспытания второго сторожевого корабля проекта 11356 , построенного на калининградском судостроительном заводе «Янтарь», входящим в Объединённую судостроительную корпорацию, начались 30 января 2016 г.

Такое решение принял председатель госкомиссии, работающей на борту фрегата «Адмирал Эссен». В настоящее время сдаточная команда завода и экипаж корабля готовятся к первому выходу в море, который состоится на этой неделе. Государственные испытания продлятся около месяца, они пройдут на морских полигонах Балтийского флота. Передача корабля Черноморскому флоту России запланирована на апрель 2016 года.

СКР «Адмирал Эссен» был заложен на ПСЗ «Янтарь» 8 июля 2011 года, спущен на воду 7ноября 2014 года, заводские ходовые испытания начались 28 октября 2015 г. По двум контрактам, подписанным с Министерством обороны России, завод «Янтарь» строит серию из шести сторожевых кораблей проекта 11356, разработанного АО «Северное проектно-конструкторское бюро».

Российский флот обойдется без Украины >>

7 июня 2016 года надводный корабль нового поколения фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен» будет принят в состав Военно-Морского Флота. В этот день на корабле у причала калининградского судостроительного завода «Янтарь» состоится торжественная церемония подъема Военно-Морского Флага.

Фрегат «Адмирал Эссен» способен эффективно выполнять широкий круг задач как одиночно, так и в составе разнородных группировок Военно-Морского Флота в ближней и дальней морской зоне. В текущем году, после сдачи всех курсовых задач, фрегат «Адмирал Эссен» совершит переход к постоянному месту дислокации на Черноморский флот. Экипаж фрегата прошел подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ.

Модернизация крейсера проекта «Орлан» >>

P. S. «Адмирал Эссен» (заводской номер 01358) является вторым построенным на ПСЗ "Янтарь" для ВМФ России фрегатом модифицированного проекта 11356 по контракту от 28 октября 2010 года. Корабль был заложен 8 июля 2011 года и спущен на воду 7 ноября 2014 года. Фрегат вышел на заводские ходовые испытания 5 ноября 2015 года и приступил к этапу Государственных испытаний 30 января 2016 года, завершив их 19 апреля. Сдача «Адмирала Эссена» ВМФ России состоялась 7 июня 2016 года.

Появилась фотография новейшего сторожевого корабля "Адмирал Эссен" модифицированного проекта 11356 ВМФ России, находящегося на ремонте в плавучем доке ПД-8 АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" в Калининграде.

При подготовке к переходу на Черноморский флот 10 октября 2016 года "Адмирал Эссен" в Балтийске в результате ошибочного маневра при постановке на бочки получил повреждения винтов и одного гребного вала. В результате намечавшийся на 16 октября выход в переход на Черное море было отменен, и 7 ноября корабль был отведен буксирами на завод "Янтарь", где поставлен в плавучий док ПД-8 для ремонта. Ремонт по предварительным данным продлится до конца декабря.

Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>

Во время инцидента 10 октября на борту "Адмирала Эссена" в качестве старшего находился замкомандира 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота капитан 1-го ранга Виталий Звягинцев (бывший офицер ВМС Украины, перешедший в ВМФ России в ходе Крымских событий весны 2014 года). Вопреки предложению командира фрегата капитана 2-го ранга Сергея Томашкова ввиду неблагоприятных погодных условий дождаться буксиров для постановки корабля на бочки, капитаном 1-го ранга Звягинцевым был отдан приказ самостоятельно швартоваться на бочки силами экипажа. При этом командир фрегата не сдал управление кораблем старшему по званию, как того требует 102-я статья Корабельного устава, а оба офицера продолжили командовать "совместно". В результате неверных действий командования в таких условиях, бочки затащило под винты и корабль получил повреждения обеих винтов и одного из гребных валов.

Капитан 2-го ранга Сергей Томашков ввиду обстоятельств аварии будет снят с должности командира фрегата, однако, по неподтвержденным сведениям, он до сих пор числится в должности командира корабля.

Корабли Северного флота отправились к берегам Сирии >>

28 апреля 2017 года пресс-служба Южного военного округа подтвердила , что второй фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен», построенный для Черноморского флота, начал межфлотский переход с Балтийского флота к месту постоянного базирования в Севастополь.

Фрегат вышел в переход на Черноморский флот из Кронштадта еще вечером 18 апреля 2017 года. 27 апреля командующий ВМС Нидерландов и Адмирал Бенилюкса генерал-лейтенант флота Роб Веркерк на своей странице в twitter сообщил, что «Адмирал Эссен» находится на переходе в Северном море и вблизи голландского побережья сопровождается десантным вертолетным кораблем-доком L 800 Rotterdam ВМС Нидерландов.

Новым командиром «Адмирала Эссена» был назначен капитан 2-го ранга Антон Куприн, ранее служивший старшим помощником командира ракетного крейсера «Москва» проекта 1164 Черноморского флота.

Фрегат «Адмирал Макаров» приступил к госиспытаниям >>

Головной фрегат ВМФ России модифицированного проекта 11356 «Адмирал Григорович» прибыл с Балтики на Черноморский флот 9 июня 2016 года, став первым крупным надводным боевым кораблем, пополнившим Черноморский флот с 1983 года. С сентября 2016 года он активно используется для боевой службы у берегов Сирии.

Третий построенный фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров» находится на заводских, а затем и Госиспытаниях с июля 2016 года. Сейчас предполагается, что корабль будет сдан ВМФ РФ в мае 2017 года, после чего до конца года также перейдет на Черноморский флот. По имеющейся информации, затягивание Государственных испытаний «Адмирал Макарова» связано с испытаниями новой зенитной управляемой ракеты 9М317МА с активной радиолокационной головкой самонаведения, вводимой в состав .

Сами моряки характеризуют этот корабль не просто как мощное, маневренное судно, а как «суперэффективный и юркий фрегат».

История корабля

Фрегат «Адмирал Эссен» является одним из шести «сторожевиков», которые, согласно двум контрактам, заключенным Министерством обороны РФ с судостроительным заводом «Янтарь», должны до 2020 года войти в состав и усилить ВМФ нашей страны.

Постройка корабля началась в 2011 году. В 2014 его уже спустили на воду. А летом 2016 года, после прохождения гос. испытаний, сторожевой фрегат «Адмирал Эссен» занял свое место среди кораблей военного флота России.

Название корабль получил в честь великого флотоводца Российской империи, человека, который практически возродил Балтийский флот после Цусимской трагедии и впоследствии стал его командующим, Николая Оттовича фон Эссена.

«Адмирал Эссен» - фрегат, являющийся аналогом трех кораблей, относящихся к проекту 11356, построенных специально для ВМС Индии, но при этом имеющий свой, измененный состав вооружения, требуемый для российского флота.

Назначение судна

"Адмирал Эссен" - фрегат, который является многоцелевым сторожевым кораблем, предназначенным для выполнения боевых задач и ведения боевых действий как в составе соединений кораблей, так и самостоятельно.

Благодаря заложенным возможностям фрегат способен:

  • выполнять поиск субмарин противника с последующим их уничтожением;
  • в составе эскорта осуществлять эффективную защиту судов не только от подводных и надводных плавсредств противника, но и от воздушного нападения;
  • осуществлять огневую поддержку с моря боевых действий, ведущихся сухопутными войсками, а также обеспечивать доставку и высадку морского десанта;
  • вести дозорную службу, патрулирование, а также охрану морских коммуникаций.

Фрегат "Адмирал Эссен", фото которого представлено вашему вниманию выше, обладает мощными техническими характеристиками.

Технические характеристики

Габариты фрегата составляют (м) 124,8 х 15,2 х 4,2 (длина, ширина, осадка).

Водоизмещение корабля - 4035 т.

Предельная ходовая скорость - 30 узлов.

Максимальна дальность плавания составляет 4850 морских миль.

Продолжительность времени автономного похода - 30 суток.

Экипаж - 170 человек.

«Адмирал Эссен» - фрегат, который оборудован энергетической газотурбинной установкой, состоящей из четырех двигателей: 2-х форсажных и 2-х маршевых, общей мощностью в 56000 л. с. Электрообеспечение корабля осуществляется 4-мя дизель-генераторами суммарной мощностью в 3200 кВт.

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Эссен", фото которого вы видите выше, создавался с использованием технологии, обеспечивающей высокую живучесть судна, включая защиту от химического и ядерного оружия, кроме того, максимально снижена акустическая заметность корабля.

Вооружение фрегата

Основное ударное представляет «Калибр-НК» - комплекс, способный поражать надводные, подводные, а также наземные стационарные и ограниченно подвижные цели с известными координатами расположения, причем в условиях активного направленного огневого и радиоэлектронного подавления. В состав комплекса входят 8 фугасно-проникающих ракет с системой самонаведения.

Для круговой защиты от воздушных нападений, включая массированные авиационные и ракетные атаки, а также совершения ударов по военным объектам противника на воде и на суше, корабль оснащен ЗРК «Штиль-1».

Помимо того, на фрегат установлена одноорудийная артустановка А-190, калибром в 100 мм, способная вести высокоэффективный огонь не только по морским и воздушным, но и по береговым объектам. Установка снабжена системой управления стрельбой, обеспечивающей автоматический поиск и захват цели с дальнейшим ее сопровождением. Скорострельность орудия составляет 80 выстрелов в минуту при дальности стрельбы до 20 км.

Для борьбы с субмаринами корабль оснащен парой торпедных аппаратов калибром 533 мм, а также реактивной установкой бомбометания РБУ-6000.

Для защиты от высокоточного оружия, в том числе и противокорабельных ракет, а также для поражения малогабаритных целей, на фрегат установлен зенитно-ракетный арт. комплекс «Каштан», в котором совмещены зенитные ракеты с системой управления и два автомата с шестью стволами на каждый, калибром 30 мм.

Также в комплекс вооружения фрегата входит вертолет из серии «Ка» (28 или 31), для которого на корабле устроена вертолетная площадка с крытым ангаром.

Помимо всего, фрегат оборудован системой включающей в себя установки пуска ложных целей и противоторпедную защиту «Удав».

«Требование-М»

«Адмирал Эссен» - фрегат, который может успешно вести бой одновременно сразу против нескольких целей. Для сбора и обработки боевой информации специально для фрегатов проекта 11356 была разработана система «Требование-М», которая способна самостоятельно ставить задачи для всего его вооружения. То есть она, исходя из сложившейся ситуации, определяет необходимое количество пусков ракет и выстрелов, при этом контролируя состояние боевых средств судна и передавая при этом необходимую информацию системам защиты корабля.

Не забыли разработчики проекта 11356 и о повседневном быте экипажа фрегата, обеспечив ему максимально возможный уровень жизнедеятельности и комфорта. Кстати, это первое боевое судно ВМФ, на камбузе (кухне) которого установлены хлебопечь и гриль.

На судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде передан в состав Черноморского флота фрегат серии 11356Р/М "Адмирал Эссен". Тем самым он составил компанию однотипному кораблю "Адмирал Григорович", вместе с которым теперь образует хоть пока и маленькое, но уже ударное соединение. А таковое, по мнению специалистов, безусловно, необходимо сегодня на Черном море, где в последнее время на глазах возрастает натиск НАТО что в море, что на суше, что в электромагнитном поле противоракетной обороны.

"США, Запад всеми способами стремятся к более массивному, постоянному присутствию сил НАТО в Черном море, - отметил в разговоре с +Царьградом+ информированный эксперт по военно-морским вопросам, главный военный советник Минобороны РФ адмирал Иван Васильев. - Как откровенно провозглашает руководство НАТО, "с особым упором на морские возможности". В мае Эрдоган заявил, что Черное море превращается в российское озеро, что якобы Россия угрожает единству НАТО и целостности альянса в этом регионе. А президент Румынии говорит, что надо создать флотилию под эгидой и руководством НАТО".

Это все элементы долговременной стратегии НАТО по полному господству в черноморском бассейне, полагает адмирал: "Именно поэтому они и стремились в Севастополь, именно поэтому они теперь и окучивают Одессу".

Причерноморские страны стали усиленно втягивать в НАТО, хотя едва ли можно было предполагать в конце 1990-х - начале 2000-х годов, что Россия когда-нибудь могла бы стать в регионе угрозой даже для Болгарии или Румынии, не говоря уже о Турции, чей флот в разы превосходил российский ЧФ. К последнему еще в советские времена прилипло прозвище "чи флот, чи не флот", а в российские его просто стали называть домом сирот и престарелых. И даже такие остатки былой нищеты в перспективе запирались в неудобьях Цемесской бухты в Новороссийске (с одновременным раздеванием российского бюджета на оборудование базы флота с нуля). И ведь Россия даже на это соглашалась! В Новороссийске действительно начались безразмерно затратные работы по созданию новой базы флота, который в перспективе рано или поздно выводился из Севастополя.

Церемония передачи фрегата "Адмирал Эссен" Военно-морскому флоту в Калининграде. Фото: Виталий Невар/ТАСС

К сожалению для наших "партнеров" из НАТО, политическая "крыша" этого военного блока в лице политиков США слишком поторопилась. "Зеленый свисток" на государственный переворот в Киеве по каким-то причинам прозвучал рано. Да и сам переворот был исполнен грубо, с выплеском на улицы насилия со стороны пребывающих в нацистской экзальтации толп. Украинские политики тоже были грубы и откровенны, а потому планы НАТО по "чистому отъему" Севастополя были озвучены даже и с воодушевлением.

Это вообще оказалась большой проблемой Запада, не раз указывали политологи, - его ставка на внешне полезных, но маргинальных "туземных" политиков. Не начни в Грузии Саакашвили карательную экспедицию против Южной Осетии в 2008 году, не доскачись "свидомые" в Киеве до разорвавшего Украину нацистского переворота, - с чисто военной точки зрения Черное море уверенно превращалось бы в перспективе в "натовское озеро", а вся военно-морская инфраструктура России в его бассейне зажималась в хлипких волноломах Цемесской бухты.

"Активное проникновение НАТО в Черное море - это один из элементов холодной войны, причем очень опасный, - подчеркивает адмирал Васильев. - Ибо море, в отличие от суши, где есть границы между странами, - это зона непосредственного соприкосновения с вероятным противником. Буквально в пределах видимости. Поэтому возникновение конфликтной ситуации становится более вероятным, а главное - более опасным, ибо может сразу перейти в "горячую" фазу".

Вот от подобного "фазового перехода" и должны предохранять небольшие - 4035 тонн водоизмещения, - но подвижные и "зубастые" фрегаты из "адмиральской" серии. При экипаже в 180 человек (плюс 20 морпехов) "Адмирал Эссен" вооружен 8 противолодочными или противокорабельными ракетами "Калибр-НК", 2 зенитными ракетно-артиллерийскими модулями "Кортик" или "Палаш" на 6 тысяч выстрелов и 64 ракеты, зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) "Штиль-1" (еще 36 ракет), 8 ЗРК "Игла-1", артиллерийской установкой калибром 100 миллиметров, 48 противолодочными ракетами, торпедными установками и вертолетом.

"Комплексный корабль, - охарактеризовал это великолепие адмирал Васильев. - Ударная мощь у него приличная. Одна ракета "Калибр" сегодня гарантированно уничтожает любой надводный корабль. Залп "Калибрами" - гарантированное уничтожение авианосца. Еще бы - если боезаряд в 220 килограммов "морской смеси"! Помимо этого - мощная ПВО и мощное противолодочное вооружение".

При этом, дополнил военный эксперт, известно, что ракету "Калибр" трудно сбить: мало того что она захватывает цель на расстоянии 60 километров, то есть не входя в зону противоракетной обороны вражеского судна, но у нее еще и 15 точек коррекции маневра.

А всего таких кораблей на Черноморский флот будет поставлено 6 единиц, отмечают представители ВМФ, - вся "адмиральская" серия. Даже любопытно было бы посмотреть на - условный, конечно же! - бой между "Эссеном" и только что прошедшим через проливы американским эсминцем "Портер" (Porter). Он примет участие в учениях черноморских стран НАТО. По скорости достигает 32 узлов - на 2 больше нашего фрегата, 90 ракет "Иджис", легко заменяемых крылатыми ракетами "Томагавк", 74 зенитных ракеты "Стандарт-2", 2 установки противокорабельных ракет "Гарпун", противолодочное вооружение тоже на уровне. И вертолет тоже есть.

"Нет, это опасные корабли, - отвергает "боевитые" фантазии советник Минобороны Иван Васильев. - И их недаром обкатывают в Черном море, подбирают состав для создания объединенной натовской флотилии. Он располагает приличной ударной мощью".

Но главная опасность, по мнению эксперта, в другом. Американские и натовские стратеги не отказывались и не отказываются от своих планов по тотальному контролю над Черным морем. После возвращения Крыма в состав России самый главный бриллиант черноморской военно-морской глобальной стратегической "короны" из-под хищных пальцев Вашингтона ушел.

"Но страны НАТО заинтересованы в том, чтобы теперь закрепиться в Черном море при посредстве и поддержке Украины, - убежден адмирал Васильев. - И заход американского ракетного эсминца "Портер" - это очень серьезное дело. Американцы участвуют в создании морской и береговой инфраструктуры на Украине".

И для этого Украине достаточно, говорят моряки, иметь даже такие легкие, "москитные" посудинки в 50 тонн водоизмещения, как катера типа "Гюрза". Они могут только обозначать свое якобы национальное присутствие, предоставляя свои порты и берега кораблям НАТО на "двусторонней основе".

Военных, которые тоже участвовали в операции против террористов, встретили в Севастополе. Туда прибыл фрегат «Адмирал Эссен», применявший крылатые ракеты «Калибр».

Ждет Севастополь, «Сметливый» и флагман - ракетный крейсер «Москва». В сопровождении буксиров свое место в парадном строю кораблей Черноморского флота занимает «Адмирал Эссен» - фрегат новейшего поколения. Едва сдерживая слезы, родные пытаются разглядеть на огромной палубе знакомые лица.

За долгие месяцы ожидания родные экипажа, кажется, стали одной большой семьей. Самый трогательный подарок приготовили мамы с детьми. «Здесь корабль нарисован, на котором служит мой папа. Очень скучали!» - рассказывает девочка.

Кто-то не виделся семь месяцев, а кто-то - два с половиной года, с момента спуска фрегата на воду в Калининграде. Изредка говорили по телефону. О том, что экипажу предстоит боевой поход, родные узнали только из новостей.

«Леплю пельмени, Первый канал, новости. И все, начала плакать, это же мой сынок где-то стреляет», - вспоминает мама военнослужащего Светлана Романова.

«Просто не передать, как это переживательно за наших дорогих мужчин, не только за своего мужа, а за весь экипаж. Но они славные ребята, русские моряки, настоящие черноморцы, ждем с нетерпением их на берег родной», - говорит жена военнослужащего Оксана Харламова.

О том, что сегодня они вернутся домой, своим матерям и женам моряки рассказали в последний момент – военная тайна.

По дороге в Севастополь - родной порт приписки - фрегат прошел боевое крещение. Находясь в Средиземном море, «Адмирал Эссен» выполнил запуск крылатых ракет «Калибр». Запуск был выполнен из пусковых шахт или люков. Последний - всего две недели назад. Тогда эти кадры облетели весь мир.

В ходе недавней операции с этого корабля было выпущено шесть «Калибров». Ракеты отечественного производства в НАТО прозвали «испепелителями». Два адмирала - фрегаты «Эссен» и «Григорович» - вместе с подводной лодкой «Краснодар» уничтожили крупные склады вооружения и боеприпасов террористов в двух провинциях Сирии.

Кроме этого, «Адмирал Эссен» несет на борту современный противовоздушный комплекс «Штиль», противолодочные торпеды, вооружен пушками, пулеметами и гранатометами новейших образцов.

«К нам было пристальное слежение, за нами пытались следить и подводные лодки, и корабли, но мы выполняли задачи, которые нам поставлены, и помешать нам никто не сможет», - сказал командир фрегата «Адмирал Эссен» Антон Куприн.

«Адмирал Эссен», впервые зашедший в севастопольскую бухту, встречают с оркестром. Экипажу по военно-морской традиции передают каравай и жареного поросенка. Торжественная церемония - на палубе. Здесь расположена вертолетная площадка. С поставленными задачами, как отметил командующий Черноморским флотом, экипаж справился на отлично.

Задачи и цели определены. В порту приписки «Адмирал Эссен» долго не задержится. Вскоре экипаж снова отправится на выполнение боевых задач в Средиземное море. А третий по счету серийный фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров» в Севастополе встретят уже в этом году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.