Капитан бармин. Танкерное наступление

В Астрахани поставлен в строй каспийского нефтеналивного флота самый крупный танкер "Капитан Бармин". Он станет флагманом российских судов на международных каспийских маршрутах. После взрыва у берегов Йемена французского танкера "Лимбург" нефтеперевозчики придают особенное значение вопросам безопасности. "Капитан Бармин" - самое большое судно пароходства. Его грузоподъемность - 5700 тонн, своими габаритами и осадкой оно более всего подходит для условий судоходства на Каспии. Большинству нефтеналивных судов, работающих здесь под российским флагом (а их насчитывается два десятка), - лет по двадцать. Но получается, что только эти "танкеры-ветераны" и выходят сейчас в дальнее зарубежье. Строительство танкера началось в 1992 году в Астрахани, потом было надолго "заморожено" и только пару недель назад завершилось в Рыбинске. На достройку потребовалось 4,5 млн долларов. Сейчас судно передано астраханскому представительству "Волготанкера", что считается своего рода знаком обновления. Первый заместитель министра транспорта Вячеслав Рукша сказал "Известиям", что в Каспийском бассейне самая лучшая в этом смысле ситуация и именно здесь "Волготанкер" победил в конкуренции с азербайджанским "Каспаром" со счетом 60 на 40 (по объемам перевалки). Нефтепоток по Каспию увеличивается с каждым днем. Порт Махачкала, специализирующийся на наливе, будет переваливать в 2003 году 5-6 млн тонн. В Астраханской области, в поселке Ильинка, МПС и "ЛУКОЙЛ" строят нефтеналивной терминал мощностью 10 млн тонн и подъездные пути к нему. Ожидается, что первая очередь будет пущена в первом полугодии 2003 года. Все эти объекты готовятся к приему большой нефти с морских месторождений Казахстана и России, где сейчас идет поисково-разведочное бурение. При этом вопросы безопасности мореплавания и предотвращения разливов нефти встают в полный рост. Сегодня для этого на Каспии нет ни материальной, ни юридической базы. Хотя у этого водоема уже давно не два (СССР и Иран), а пять государств-хозяев, действие ряда морских конвенций на него не распространяется. Советская система мониторинга разрушена, а ведь Каспий - море суровое, со штормами, ледовыми торосами, да и соседство "горячих точек" дает о себе знать. Как сказал "Известиям" начальник морской администрации порта "Астрахань" Виктор Пащенко, необходимо распространить на весь Каспий юрисдикцию Астраханского морского спасательно-координационного отряда, поскольку сейчас только он может здесь осуществлять весь комплекс спасательных работ. До окончательного урегулирования на политическом уровне статуса Каспия необходимо выработать и принять соглашение по морскому мореплаванию. За это высказались вчера в Астрахани участники международной конференции "Север - Юг - Транзит". Моряки также считают, что им нужен свой Каспийский меморандум. По словам Вячеслава Рукши, он должен быть подобен Парижскому или Токийскому и служить инструментом повышения качества судоходства и охраны окружающей среды. На российском Каспии хотят работать по единым цивилизованным стандартам, но пока не могут. Сегодняшний российский каспийский флот, в том числе танкеры, не выдержит требований меморандума из-за своей старости.

В Атлантическом океане пока безуспешно пытаются найти пропавшую подлодку. По мнению экспертов, она и весь ее экипаж погибли мгновенно. Чудом спаслись только двое

Подлодка «Сан-Хуан». Фото: Armada Argentina/Reuters

Два моряка сошли с подлодки «Сан-Хуан» за несколько дней до ее исчезновения. Подлодка ВМС Аргентины пропала в Атлантическом океане 15 ноября.

Как сообщил представитель военно-морских сил страны, в Мар-дель-Плате на борт поднялись 45 человек, но один из них сошел с судна в Ушуайе по личным причинам — из-за болезни матери, а второй — лейтенант — остался на берегу, поскольку на борту подлодки его место занял другой моряк.

Точную причину аварии аргентинские власти пока не назвали. По некоторым данным, трагедия могла произойти из-за проблем с аккумуляторами. Но есть и другие версии — взрыв на борту или некачественный ремонт судна. Есть ли надежда?

Сергей Бармин капитан второго ранга, бывший подводник «Ее найдут рано или поздно. Но то, что кто-то есть в живых, честно говоря, лично я уже не уверен. Во-первых, это не атомоход, то есть у него запас кислорода ограничен, у него нет достаточного количества энергии, чтобы вырабатывать из забортной воды кислород, он ограничен у них, он у них в виде механических пластин обычно, то есть он у них давно уже закончился. Если не всплывают, значит, что-то случилось серьезное, значит, или пожар, или поступление воды. Но то, что они утонули, однозначно, было поступление воды. Так долго находиться под водой без кислорода — уже все, десять суток ведь уже прошло. Если бы они были живы, они бы наверняка выпустили аварийно-спасательный буй, они бы подавали сигналы о своем местоположении, они хотя бы могли масляные пятна, что угодно могли выбрасывать, есть специальные сигнальные патроны, ничего это не выбрасывалось, никаких следов вообще не обнаружено. Мое мнение, что корабль погиб вместе с людьми достаточно быстро».

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан» построена в Германии 34 года назад. Длина — 66 метров, экипаж — 44 человека, максимальная скорость — 45 километров в час.

Ранее родственники моряков обвинили руководство ВМС Аргентины во лжи. Они утверждают, что субмарина находилась в аварийном состоянии и могла затонуть еще в 2014 году. На фоне скандала в отставку ушел начальник базы военно-морских сил Аргентины в городе Мар-дель-Плате контр-адмирал Габриэль Гонсалес.

Россия оказывает помощь Аргентине в поисковой операции. На место пропажи субмарины отправили самолет Ан-124 с необходимой техникой, а также океанографическое исследовательское судно «Янтарь».

Первый пароход, доставивший в 1820 году на Нижегородскую ярмарку партию астраханской рыбы, не сразу глянулся купцам - был он слишком громоздким и неуклюжим. Понадобилось двадцать с лишним лет, чтобы пароходы прочно обосновались на русских реках. Чернореченцы не остались на обочине прогресса: те, кто побогаче, обзаводились собственным паровым флотом, другие служили на волжских пароходах капитанами, лоцманами, матросами...

Купеческие флотилии

Расторопно действовало купечество, когда выгода сама потекла в карман. В 1843 году в Нижнем Новгороде приступило к работе первое пароходное общество «По Волге», в 1853-м начинает действовать акционерное общество «Кавказ и Меркурий», чуть позже - первое пассажирское - «Самолет». Купец-промышленник Н.А. Бугров владел в 90-е годы XIX века несколькими речными судами, причем один из мощных буксиров назывался «Сейма». Свое пароходство имел и торговый дом купца Башкирова, а также другие купцы-нижегородцы. Не отставало от них в приобретении флота чернорецкое купечество (купцы-выходцы Чернорецкой волости). Волжские просторы и Каспий бороздили суда частного пароходства Михаила Степановича Солина из Желнина, которые в 90-е годы перешли в руки сына - Алексея Михайловича. Один из его грузовых пароходов носил красивое имя «Мария Солина». Судовладелец Иван Степанович Рябиков пароход именовал названием родного села «Желнино», на борту другого красовалось имя владельца. Братья Рябиковы имели десять пароходов. Братья Комовы - семь буксиров.

Купцы из Желнина вели свои торговые дела в Астрахани, в Нижнем Новгороде, занимаясь рыбным промыслом, перевозкой зерна, нефтяных продуктов, на свои суда приглашали работать преимущественно земляков. Большинство из нанятых капитанов, лоцманов, матросов были крестьяне приречных селений Оки.

К примеру, в записях расчетной книги конторы пароходного общества М.С. Солина за 1911 год значится немало чернореченцев: лоцман парохода «Геркулес» П.И. Левашов из д. Юрьевец, лоцман судна «Вульф» П.А. Пегеев, М.П. Бурлаков из Желнина... Славились мастерством и умением судовождения также волгари из Катунок, Василевой слободы, Кадниц, Работок, Горбатова, Избыльца, других селений губернии. Однако наивысшую репутацию на Волге, Каме, Оке, Вятке имели речники из селений Черное, Растяпино, Юрьевец, Бабино, Колодкино, Желнино, Бабушкино, Игумново.

На заработки - на Волгу

По сведениям второй половины XIX века, волжским промыслом было занято около 80 процентов трудоспособного мужского населения Чернорецкой волости.

А в селениях Колодкино, Черное, Юрьевец, Растяпино на заработки на Волгу уходило почти все мужское население. Этим особенно отличилось семейство Александра Сергеевича Бармина.

В начале XX века он сам и двое из его шестерых сыновей служили на волжских пароходах капитанами, другие сыновья - штурвальными, а жена и две дочери работали матросами. Месячный доход «волгарей» в начале XX века за одну навигацию у матроса в среднем составлял 60 рублей, штурвального - более 70, лоцмана - более 300, капитана - до 500 рублей.

Нелегко было дослужиться до звания капитана самоучке. Приходилось медленно подниматься по ступенькам служебной лестницы, годами приобретая необходимые знания. Однако из чернорецких селян немало выбилось в капитаны, особенно славен ими род Барминых из Растяпина (ныне пос. Дачный). Из той же деревни стали капитанами на волжских судах Ф.И. Хахалин, М.Ф. Богатов, в Колодкине - П.Ф. Маркитантов, М.И. Бровин, П.Ф. Бочкарев, в Игумнове - З.Я. Сухарев, в Юрьевце - Петелины, Пегеевы, Опарины, в с. Черное - Коротковы. Родоначальником речников Барминых в Черноречье значится крестьянин из деревни Растяпино Иван Артемьевич Бармин, родившийся в 1798 году в семье выходца из Сибири. Иван, как и его земляки, начал «волгарить» с простого матроса на расшиве, с годами получив опыт, стал одним из лучших капитанов пароходного общества «По Волге».

Капитан Александр Бармин

Более чем за сто лет корень фамилии дал не одно поколение профессионалов-речников. Последним из династии стал капитаном А.А. Бармин. Родился Александр Андреевич 12 ноября 1880 года в селе Черное. После окончания двухклассного начального Чернорецкого училища, подростком работал на пристани. Смекалка и страстное желание стать водником дали свои результаты: спустя год Александр служил уже штурвальным на баркасе «Василий Марков» и одновременно учился в Нижегородском речном училище, окончил его в 1903 году. Бармин прошел путь от штурвального до капитана, в разное время командуя судами «Княгиня», «Самодержец», «Дворянка», «Боярышня», «Императрица», «Граф».

Был капитан Бармин не из робкого десятка - не растерялся, когда случился пожар на буксирном пароходе «Фельдмаршал Гурко» во время его заправки на Сормовской нефтестанции. Капитан «Боярышни» дал команду подойти к горящему судну, пришвартовался и отвел в безопасное место. Хотя пламя реально могло перекинуться с охваченного огнем парохода, отважный капитан, рискуя репутацией и жизнью своей команды, спас буксир. Нижегородское общество взаимного страхования, в котором было застраховано судно, Александра Андреевича за смелый поступок наградило золотыми часами.

С 1915 года А.А. Бармин - капитан парохода «Баян», построенного по заказу судоходного общества «По Волге» на Сормовской судоверфи и признанного лучшим грузопассажирским судном того времени. Трудился вплоть до ухода на заслуженный отдых. «Баян» и его капитан стали широко известными и потому, что в 1919 году здесь несколько месяцев работал кочегаром будущий известный летчик Валерий Павлович Чкалов. Именно с палубы «Баяна» однажды он увидел гидросамолет «М-9» и твердо решил стать летчиком. Будучи уже знаменитым, Чкалов дружбы с Барминым не прерывал, своего первого капитана узнал спустя почти двадцать лет в одном из своих дзержинских избирателей, поддержавших его выдвижение депутатом в Верховный Совет СССР. Георгий Байдуков в своей книге «Чкалов» так написал об этом: «Выступая на тридцатитысячном митинге в городе Дзержинске, Чкалов увидел близ трибуны седоусого старика в форме речника. Сбежав с трибуны, Валерий с неподдельным восхищением и радостью обнял старика и крикнул окружающим: «Вот товарищ Бармин, мой бывший капитан парохода «Баян», на котором я кочегарил, плавая по Волге».

«Дядя лоцман»

Лоцманы пользовались в среде речников и моряков особым уважением. Для них очень важно было уметь все мели, как тогда говорили, «счесть по пальцам на руке», провести судно по руслу реки, не зацепив днищем дна. Но все равно время от времени корабли зарывались в песок. О таком казусе рассказывал очевидец: «Огромный пассажирский колесный пароход общества «По Волге» «Императрица Александра» первую навигацию плававший по Волге, перенаселенный пассажирами и набитый грузами до отказа, только отошел от Нижнего Новгорода. А так как пароход отошел поздно ночью, пассажиры почти все спали. Проплыли всего 1,5 часа. Толчка от столкновения с мелью никто не слышал. Поутру пассажиры проснулись и с недоумением обнаружили: вдали красовалась нижегородская пристань, с которой они вчера простились. Пришлось немало потрудиться подошедшим на помощь буксирам, пока не стащили пароход с мели».

Ремесло лоцмана было наследственным, навыки передавались от отца к сыну, от сына к внуку. Пароходные компании старались переманить лучших знатоков к себе. Не перечислить всех фамилий лоцманов из селений Чернорецкой волости: Бармины, Пегеевы, Королевы, Пырьевы, Сорокины, Власовы, Праздниковы, Бровины, Сухаревы, Постновы и многие, многие другие. На Волге, Оке важная должность широко бытовала вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Эти люди в совершенстве знали все плесы и мели на Волге. Река капризничала, часто менялся ее фарватер. Потому зорким и наблюдательным должен быть лоцман. Зрительная память и внимание - вот и вся его наука, приобретаемая исключительно практикой, никаких специальных школ тогда и в помине не было. В лоцманах ходили мужчины от сорока лет и старше, внешне выделявшиеся среди судовой команды степенным видом, солидностью и строгостью. Звали их обычно «дядя лоцман». Лучшими специалистами в этом деле считались чернопенские, кадницкие и, конечно, наши - чернорецкие.

Не знали ни праздников, ни выходных...

Чернореченцы четвертого поколения водников приобретали водные специальности в Нижегородском речном училище, которое открылось 18 октября 1887 года. Новое учебное заведение ставило целью «сообщение озерным и речным судоходам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности». Обязательного специального образования стали требовать от капитанов пассажирских судов, тогда как грузовыми еще долго управляли практики. Результаты опроса 1901 года служащих на судах волжского бассейна выявили, что по сословному составу 88,3 процента из всех работавших там были выходцами из крестьян, неграмотных - 26,4 процента. Тяжела работа судовой команды - матросов, механиков, кочегаров, масленщиков... В продолжение всей навигации они не знали ни праздников, ни выходных, находились в постоянном физическом и нервном напряжении. Среди команды, как правило, поддерживалась строжайшая дисциплина: штрафовали за малейшее нарушение, а допустивших провинность повторно увольняли без промедления. Зато по осени возвращались наши волгари-капитаны, лоцманы в родное Черноречье с немалыми по тем временам денежками. Заработок обеспечивал безбедную жизнь многочисленному семейству речника-капитана. Привозили с собой с низовьев Волги запасы дешевых на юге продуктов - муку, крупы, подсолнечное масло. На скопленный годами капиталец строили добротные дома в два этажа, откладывали часть средств на «черный день», детям на женитьбу, замужество.

Байка от старого речника

Зимой скучно бывалому волгарю. Соберутся вместе - и нет конца байкам, шуткам, воспоминаниям о минувших навигациях. Вот одна из них, поведанная старым речником Ежовым. Как-то у купца на пароходе запил машинист, а трюмы полны рыбой. В Астрахани в эту пору машиниста не найдешь. Что делать? О своей печали рассказал купец за вечерним чаем приятелю-трактирщику. За соседним столиком человек неказистого вида сидел, тоже чайком баловался. Встает человек, подходит к купцу и спокойно так говорит: «Я машинистом, пожалуй, к вам пойду при одном условии - если масленщик у тебя справный». Обрадовался купец, говорит: «Масленщики у меня Емельян да Яшка - славные ребята».

Вот идет пароход по Волге - вдруг бежит масленщик Яков. «Плохо, говорит, дело - труба домогарная потекла». А машинист спокойно так говорит Якову: «Так что, разве ты не знаешь, что в таких случаях делать?». «Как не знать. У нас все приготовлено для замены». В пути многое случалось: стекло водомерное лопнуло, сальник цилиндра начал парить, мотылевый подшипник подстукивать. И ни разу машинист не опростоволосился, чуть что говорит Якову: «Ты что, не сообразишь, что делать надо?». Тот подумает, скажет и сделает. Дошли они благополучно до Нижнего. Купец товар удачно распродал, машинисту говорит: «Оставайся у меня насовсем, я тебе еще пятерку набавлю». «Нет, Климыч, - машинист ему в ответ. - Не машинист я. Портной из здешних краев. Домой мне надо было добраться, а денег не было. А машинистом ты Якова поставь. Яков - он дело знает.»
Давно нет на этом свете бывалых речников-чернореченцев. Даже слава Дзержинска как некогда портового города подзабылась. На капитанском мостике, за штурвалом волжских судов теперь нечасто встретишь дзержинцев. Однако ниточке, связующей древний речной промысел чернореченцев с нашим временем, все же, видимо, не суждено совсем оборваться - среди студентов Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина и университета водного транспорта на факультете судовождения наши юные земляки все же имеются.

Станислав Шальнов, краевед

Работу XIV Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 открыл Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он обратился с приветствием к организаторам, участникам и гостям Салона, осмотрел экспозиции ведущих компаний, понаблюдал за демонстрационными полётами. В рамках мероприятия В. Путин провёл переговоры с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Президент России высоко оце...

Национальная сборная России завоевала 22 медали на чемпионате мира WorldSkills Kazan 2019

Национальная сборная России завоевала 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм на 45-м чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Первое место заняла сборная Китая, а третье - сборная Южной Кореи. Победителей и призеров наградили сегодня в рамках торжественной церемонии закрытия в «К...

27 августа начинает свою работу МАКС-2019

Международный авиационно-космический салон МАКС проводится с 1993 года по нечётным годам. В 2019 году он состоится в четырнадцатый раз. Организаторами МАКС-2019 являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех". Устроитель МАКС-2019 - ОА...

Россия и Узбекистан объединили усилия в области развития профобразования с использованием системы WorldSkills

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан заключили меморандум о взаимопонимании. Подписание состоялось 24 августа полях WorldSkills Kazan 2019 в МВЦ «Казань Экспо». В рамках сотрудничества планируется масштабная программа, направленная на повышение качества профобразования в обеих странах - России и Узбекистане. Докум...

Татьяна Голикова инициировала принятие Казанской декларации

23-24 августа в рамках WorldSkills Conference 2019 на площадке 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills в Казани состоялся второй в истории WorldSkills саммит министров, ответственных за развитие кадровой подготовки и профессионального образования в своих странах. Участие в саммите приняли главы профильных ведомств из 39 стран мира и представители 6 международных ор...

За 5 лет в странах Евразийского Союза будет создана независимая система оценки качества образования по стандартам WorldSkills

«Наша главная задача - в ближайшие 5 лет создать общепризнанную независимую систему оценки квалификаций в странах Евразийского Союза», - сообщил уполномоченный представитель президента Делового совета ЕАЭС, гендиректор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов в рамках мероприятий деловой программы 45-го мирового чемпионата по профессиональному мас...

Судьба танкера и судьба завода удивительно похожи. Девять лет назад был заложен этот самый большой на Волге нефтеналивной танкер на морском судостроительном заводе в Астрахани. После его банкротства корпус судна семь лет простоял на другом заводе - "Красные баррикады". В мае прошлого года недостроенный танкер пригнали на рыбинский завод, и он стал первым после многолетнего простоя пароходом, который рыбинцы сдали, что называется, под ключ. Работы было столько, что пришлось звать на подмогу питерских корабелов и судостроителей с рыбинского "Вымпела". - Именно пароход - такой у моряков специфический жаргон, как и капитан - мастер, а старпом - чиф! - смеется капитан танкера Сергей Алимов, морской волк с двадцатилетним стажем. Он, кстати, был знаком с Николаем Степановичем Барминым. Лучше его волжскую и шекснинскую трассы не знал никто. В ближайшие дни команда "Капитана Бармина" выведет танкер в Рыбинское море на ходовые испытания, а уже с середины октября синий флаг судна затрепещет на каспийском ветру. Компания "Волготанкер", став владельцем рыбинского завода, вдохнула в него вторую жизнь. Председатель совета директоров "Волготанкера" Александр Александрович подарил морякам икону Николая Чудотворца, которая будет хранить судно и в море, и в океане, куда уже через год откроется путь российскому танкеру. Благословив в плавание "Капитана Бармина", судостроители заложили в эллинге новое научно-исследовательское судно - гидрограф "Вайгач", заказчиком которого стало главное управление навигации и океанографии Военно-морского флота России. О выполнении операции доложил 28-летний начальник цеха Дмитрий Кузнецов, который пришел на завод десять лет назад помощником судосборщика. Здесь, на верфи, всю жизнь отработал и его отец. Первый зам губернатора Владимир Ковалев, адмирал Анатолий Комарицын, руководитель компании "Волготанкер" Александр Александрович и первый заместитель начальника управления кораблестроения ВМФ России Юрий Горев закрепили на закладной кормовой секции памятную доску. Поздравляя судостроителей, адмирал Комарицын сообщил, что морская коллегия поставила перед федеральным правительством вопрос о необходимости строительства целой серии гидрографических судов числом в два десятка, и если будет получено "добро", рыбинским корабелам обеспечен заказ на многие годы вперед. Новые суда - только часть заказов в большом портфеле рыбинского завода. Заводские менеджеры представили гостям программу реновации танкеров компании "Волготанкер". Грузовому российскому флоту, изрядно состарившемуся, прописана, образно выражаясь, серьезная пластическая операция. Наиболее износившаяся грузовая часть судов будет вырезаться и заменяться новыми плоско-объемными секциями. Судно после этого помолодеет сразу на десять лет. Уже в нынешнем году пройдут четыре такие операции, а в дальнейшем на реновацию будет ежегодно направляться по 12 - 14 судов. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ (ИТАР-ТАСС).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.