Отдел по связям с общественностью и информации. Положение об отделе по связям с общественностью

1.1. Отдел по связям с общественностью, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. В своей деятельности отдел руководствуется:

Законодательством Российской Федерации;

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

1.5. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Состав и штатную численность отдела по связям с общественностью утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. В состав отдела входят группы специалистов по взаимодействию с государственными и муниципальными органами, по работе со средствами массовой информации и общественными организациями, гражданами; пресс-центр (специалисты по связям с общественностью, редакторы, консультанты, иные специалисты).

2.3. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела по связям с общественностью.

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

На отдел по связям с общественностью возлагаются следующие задачи:

3.1. Информационное представительство предприятия в государственных и муниципальных органах.

3.2. Обеспечение информацией о деятельности предприятия заинтересованных лиц.

3.3. Взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями для своевременного информирования общественности о важнейших событиях в деятельности предприятия.

3.4. [Вписать нужное].

4. Функции

Отдел по связям с общественностью выполняет следующие функции:

4.1. Планирование и организация информационных программ о работе предприятия.

4.2. Созджание системы источников деловой информации.

4.3. Анализ и обобщение первичной деловой информации, разработка форм ее представления.

4.4. Формирование у общественности с помощью средств массовой информации объективного представления о предприятии.

4.5. Представление с помощью средств информации отношения предприятия к экономическим, экологическим, социальным и иным вопросам.

4.6. Подготовка сообщений, комментариев и аналитических обзоров для средств массовой информации о содержании решений руководства предприятия, о проведении семинаров, конференций, форумов.

4.7. Распространение в печати, по радио и телевидению материалов об основных направлениях развития предприятия, социально-экономическом положении предприятия и отрасли в целом, достижениях предприятия в научных исследованиях.

4.8. Обобщение, анализ и доведение до сведения руководства предприятия материалов, опубликованных в печати и посвященных предприятию и отрасли в целом.

4.9. Организация пресс-конференций, круглых столов, проведение встреч и интервью с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам текущей деятельности предприятия.

4.10. Реагирование на высказанные в адрес предприятия критические замечания (подготовка выступлений, пресс-конференций и сообщений в средствах массовой информации).

4.11. Подготовка видеофильмов, создание и пополнение видео - и фонотеки о деятельности предприятия и его подразделений.

4.12. Обеспечение взаимодействия с центрами изучения общественного мнения и составление собственных программ по изучению и определению мнения общественности о деятельности предприятия.

4.13. Проведение мероприятий для подключения пользователей к внешним и локальным сетям обмена информацией.

4.14. Рассмотрение писем граждан, организация их проверки, подготовка соответствующих предложений, а также организация приема граждан.

4.15. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Отдел по связям с общественностью имеет право:

Запрашивать и получать от подразделений предприятия документы и информацию, необходимые для выполнения отделом своих функций;

По согласованию с руководителем предприятия привлекать специалистов для подготовки материалов в средствах массовой информации;

Вносить предложения о необходимости командирования специалистов отдела;

Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию отдела, привлекать для участия в них работников предприятия;

Участвовать в формировании заказов и проработке контрактов, необходимых для выполнения функций, возложенных на отдел.

5.2. Начальник отдела по связям с общественностью подписывает и визирует документы, связанные с установлением договорных отношений со средствами массовой информации, центрами изучения общественного мнения, пр.

5.3. Начальник отдела по связям с общественностью вправе вносить предложения о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел по связям с общественностью взаимодействует:

6.1.Со всеми подразделениями предприятия по вопросам:

Подготовки материалов в СМИ (получение разъяснений специалистов предприятия, технических консультаций, отчетов о выполнении планов, мнений работников на сообщения в СМИ о предприятии, пр.);

- [вписать нужное].

6.2. С [хозяйственным отделом, отделом материально-технического снабжения] по вопросам:

Обеспечения оргтехникой, оборудованием, канцелярскими принадлежностями;

Обеспечения ремонта оргтехники, видеооборудования, пр.;

- [вписать нужное].

6.3. Со службами АСУ по вопросам разработки и внедрения информационных технологий и применения средств вычислительной техники.

6.4. С юридическим отделом по правовым вопросам, связанным с подготовкой материалов для размещения в СМИ, а также привлечения к ответственности СМИ, разместивших недостоверную информацию о предприятии.

6.5. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела по связям с общественностью.

7.2. На начальника отдела по связям с общественностью возлагается персональная ответственность за:

Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел;

Организацию оперативной и качественной подготовки материалов для размещения в средствах массовой информации;

Достоверность информации, предоставленной средствами массовой информации и другим заинтересованным лицам;

Соблюдение режима доступа к информации, являющейся государственной, коммерческой и служебной тайной, а также использование этой информации работниками отдела в служебных целях;

Подбор, расстановку и деятельность работников отдела;

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников отдела устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Основными направлениями деятельности Управления по связям с религиозными организациями являются укрепление межконфессионального мира и согласия, взаимодействие с религиозными организациями, предотвращение конфликтов на религиозной почве, содействие реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.

В настоящее время в городе Москве действует 1154 религиозных организаций, представляющих 47 конфессий (594 – православные религиозные организации, 560 – христианские, мусульманские, иудейские, буддийские и другие).

Всего в Москве существуют около 1 200 храмов и часовен Русской Православной Церкви (включая отдельно стоящие храмы, домовые храмы внутри зданий, монастырские храмы, часовни), в том числе:

517 – отдельно стоящие храмы и временные храмы-часовни, в которых проводятся регулярные богослужения,

15 – монастыри.

В Москве есть 5 официально зарегистрированных мечетей и 5 иудейских синагог. Мусульмане и иудеи также имеют молельные комнаты в арендуемых или собственных помещениях.

У других конфессий (старообрядцы, католики, протестанты, другие христианские деноминации, восточные религии и новые религиозные движения) действуют более 60 отдельных зданий и комплексов. Кроме того, многие религиозные организации (прежде всего, протестантские) арендуют помещения для проведения собраний и богослужений.

Управление оказывает содействие основным религиозным организациям России, действующим в городе Москве: Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Русской Православной Старообрядческой Церкви, Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, мусульманским религиозным организациям, Конгрессу еврейских организаций и объединений в России, Федерации еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхе России и другим в проведении мероприятий, осуществлении общественно-значимых проектов.

Основные направления деятельности

  1. поддержка межрелигиозного, межконфессионального и межнационального мира и согласия;

Москва – многоконфессиональная столица Российской Федерации. В ней действуют религиозные общины абсолютного большинства российских религий и конфессий. Для Москвы свобода вероисповедания, толерантность, уважение к традиционным ценностям всегда были и остаются в числе важнейших приоритетов.

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы основной целью своей работы видит поддержание межрелигиозного, межконфессионального мира и согласия, сохранение той неповторимой богатой религиозно-культурной среды, которая складывалась в городе веками. Сегодня есть все условия – и нормативные, и организационные – для полноценного взаимодействия города и религиозных объединений. В Москве сложилась многолетняя практика плодотворного взаимодействия религиозных организаций и органов исполнительной власти города по самым разным направлениям – это и совместные мероприятия по охране культовых объектов – памятников истории и культуры, образовательные и просветительские проекты, сотрудничество в социальной сфере.

Правительство Москвы проводит политику, направленную на поддержание в городе атмосферы межнационального, межрелигиозного и межконфессионального мира и согласия, формированию среди жителей уважительного отношения к обычаям и обрядам людей разных культур и религий.

Стало доброй московской традицией совместное участие представителей основных религий и конфессий в крупных городских мероприятиях. Представители религиозных организаций принимают участие в праздничных мероприятиях, посвященных памятным датам Великой Отечественной войны, Дню города Москвы и Дню защитника Отечества.

Организация проведения Московского международного форума «Религия и Мир» (проводится с 2013 года).

Эта экспертная площадка создана как центр обсуждения практического взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти в общественном пространстве. Форум стал первым столь масштабным проектом в сфере государственно-религиозных отношений за два десятилетия.

23 – 24 октября 2019 года состоялся V Московский международный Форум «Религия и Мир: религия и экология».

В работе форума приняли участие представители высшего духовенства основных конфессий, ведущие отечественные и зарубежные ученые – религиоведы, антропологи, социологи, а также руководители общественных объединений.

По оценкам участников и экспертов, форум «Религия и Мир» стал в своей сфере одной из крупнейших дискуссионных площадок, где в открытом диалоге обсуждаются актуальные вопросы межрелигиозных отношений, консолидации общества, поддержки и развития миротворческих и благотворительных инициатив верующих.

Опыт проведения Форума одобрен на Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

  1. оказание содействия религиозным организациям в проведении религиозных праздников, социально-значимых и духовно-просветительских мероприятий;

Департамент и другие органы исполнительной власти города оказывают содействие зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям при проведении массовых религиозных праздников и мероприятий, таких как Рождество, Крещение, Пасха, памятное богослужение на Бутовском полигоне, крестные ходы в День славянской письменности и культуры и День святителя Петра (христианские), Курбан-байрам, Ураза-байрам (мусульманские), Ханука (иудейский) и другие.

Департамент оказывает содействие в проведении крупнейшего общественного форума Русской Православной Церкви «Международные Рождественские образовательные чтения», в которых участвуют более 10 000 представителей из всех российских регионов и гости из-за рубежа. Целью Чтений является укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей во взаимосвязи с ходом общественного развития в наши дни.

В День православной книги (14 марта) Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Правительством Москвы реализуется комплекс праздничных мероприятий культурно-просветительского и социального характера. В рамках праздника ежегодно проводится около 300 культурно-просветительских, образовательных и социальных мероприятий общегородского, окружного и районного уровней.

В программу праздника также включено проведение открытых уроков, посвященных истории печатной христианской книги, в общеобразовательных школах города Москвы.

Кроме этого, префектурами административных округов и управами районов города организуются культурно-массовые мероприятия: литературные вечера, семинары, лекции и беседы, встречи со священниками и писателями, конкурсы, выставки, книжные ярмарки, конкурсы чтецов и благотворительные акции.

Ежегодно Правительство Москвы участвует в организации мероприятий Дня славянской письменности и культуры :

Праздничный концерт в честь Дня славянской письменности и культуры на Красной площади (24 мая)

Возложение цветов послами славянских государств к памятнику Кирилла и Мефодия на Славянской площади.

Другие культурные и научно-просветительские праздничные мероприятия: музыкальные концерты, лекции, семинары, выставки, литературно-музыкальные вечера, конкурсы и другие мероприятия в московских учреждениях культуры, школах, библиотеках, парках культуры и отдыха (всего более 200 мероприятий).

Выставка-форум «Православная Русь» - к Дню народного единства» (открытие 4 ноября). Департамент и другие органы исполнительной власти города оказывают содействие в решении организационных и технических вопросов проведения выставки-форума, принимают весомое участие в финансировании этого крупнейшего церковно-общественного мероприятия.

При принесении на выставку-форум чтимых икон, органы исполнительной власти города Москвы оказывают содействие в создании необходимых материально-технических и организационных условий для массового посещения паломниками, обеспечении безопасности и правопорядка на мероприятии.

Выставку посещают ежегодно 150-300 000 москвичей и гостей столицы.

Правительство Москвы оказывает содействие Русской Православной Церкви в проведении крупнейших массовых общественно-религиозных мероприятий : молебнов, праздничных крестных ходов, поминальных богослужений. В 2012 году силами городских служб обеспечено организованное проведение молебенного стояния перед Храмом Христа Спасителя 22 апреля в защиту традиционных ценностей с числом участников до 50 тысяч человек. В этот же год у кафедрального храма проведена мемориальная акция в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, в которой приняли участие более 10 тысяч человек.

В священный для мусульман месяц Рамадан, который предшествует одному из главных праздников ислама - Ураза-байрам, на Поклонной горе при поддержке Правительства Москвы ежегодно проводится культурно-благотворительная акция «Шатер Рамадана», организованная Духовным управлением мусульман Российской Федерации. В течение месяца ежедневно проходят благотворительные ужины-ифтары для постящихся мусульман и всех желающих, информационно-культурные мероприятия, рассказывающие об исламе, о традициях и культуре исламских стран и регионов России.

Традиционно Правительство Москвы оказывает необходимое содействие мусульманским религиозным организациям города Москвы в подготовке и проведении основных, особо почитаемых праздников ислама: Ураза-байрам и Курбан-байрам .

При проведении праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам реализуются меры по обеспечению безопасности и общественного порядка, медицинскому сопровождению, организации звукоусиления богослужений. Предстоящие изменения, в том числе и в маршрутах следования и графиках движения наземного общественного транспорта, освещаются в городских средствах массовой информации.

В последние годы праздничные богослужения проходят не только во всех московских мечетях, которые не могут вместить всех верующих в дни праздничных богослужений, но и на специально выделенных альтернативных временных местах вне московских мечетей.

Совместно с религиозными организациями в городе ежегодно проводятся десятки других социальных, культурных и духовно-просветительских мероприятий для жителей Москвы и гостей столицы.

  1. Оказание содействия при массовом паломничестве граждан к чтимым святыням и реликвиям;

Правительство Москвы оказывает помощь зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям при принесении в город чтимых религиозных святынь и реликвий.

Крупнейшими событиям в духовной жизни Москвы в 2011 - 2019 годах стали принесение православных святынь – Пояса Пресвятой Богородицы (2011), Даров волхвов (2014), Креста апостола Андрея Первозванного (2015), частицы мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца (2017). Общее число граждан, москвичей и гостей столицы, пришедших приложиться к этим великим святыням, составило более 900, 400, 200 тысяч и 1 миллиона 850 тысяч человек соответственно.

Правительством Москвы в связи с обращениями религиозных организаций создана эффективная модель участия органов отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, всех городских служб в обеспечении нормальных условий нахождения паломников в очереди к святыням.

Формируется оперативный штаб по организации доступа верующих для поклонения приносимым религиозным святыням и реликвиям, в который входят представители профильных департаментов Правительства Москвы, правоохранительных органов, религиозных и других организаций.

В соответствии с разработанной схемой мероприятия обеспечиваются безопасность дорожного движения и охрана общественного порядка (совместно с ГУ МВД России по г. Москве с привлечением военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и Национальной гвардии Российской Федерации).

Для паломников обеспечиваются:

Торговля по социальным ценам,

Раздача питьевой воды в жаркое время,

Медицинская помощь,

Автобусы с кондиционерами для отдыха,

Передвижные компактные туалеты,

Прием инвалидов в порядке льготной очереди,

Оперативное информирование паломников.

На мероприятиях работают тысячи православных добровольцев.

Комиссией по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации был одобрен положительный опыт Правительства Москвы по оказанию содействия религиозным организациям в обеспечении условий доступа верующих для поклонения приносимым религиозным святыням и реликвиям.

  1. участие в реализации Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;

Порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта федерации Российской Федерации или муниципальной собственности, определяется Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со ст.6 Федерального закона, основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является представляемое в уполномоченный орган заявление религиозной организации, к которому прилагаются документы, обосновывающие ее право на передачу имущества. Перечень и порядок выдачи этих документов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 325 «О перечне документов, обосновывающих право религиозных организаций на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи».

Уполномоченные органы власти определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. «О федеральных органах власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и в распоряжении Правительства Москвы «О мерах по реализации в городе Москве Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Департамент оказывает зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям города Москвы консультационную помощь в вопросах реализации Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

  1. участие в программе оказания помощи религиозным организациям в проведении ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения;

Ежегодно в Москве восстанавливаются храмы, монастырские ансамбли и другие культовые объекты – памятники истории и культуры. За последние годы с финансовым участием Правительства Москвы проведены ремонтно-реставрационные работы более чем на 135 объектах различных конфессий.

Функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств по расходам на ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности, возложены на Департамент культурного наследия города Москвы.

Религиозная организация, желающая получить финансовую помощь из средств бюджета города Москвы на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, заблаговременно направляет заявку на очередной год в Департамент культурного наследия города Москвы с приложением проектно-сметной документации и других необходимых документов.

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы оказывает зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям консультационную помощь по вопросу участия в данной программе.

  1. взаимодействие с религиозными организациями города Москвы по вопросам их деятельности;

Департамент оказывает консультационную помощь зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям города Москвы по широкому спектру вопросов, относящихся к компетенции органов исполнительной власти города Москвы.

Религиозная организация, зарегистрированная в городе Москве в установленном порядке, может записаться на консультацию специалиста Департамента по телефону: 8-495-633-60-91 (через приемную Департамента).

  1. Крупнейшие просветительские проекты

«Православная энциклопедия»

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» реализует крупный международный культурологический проект – выпуск специализированного справочного издания «Православная энциклопедия», которое даёт всеобъемлющую информацию по всей истории Православия, его современному состоянию, а также знакомит читателей с другими христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, которые так или иначе связаны с религией. Энциклопедия делает особый акцент на церковной жизни в ХХ – нач. XXI вв., так как эти сведения практически отсутствуют в справочной литературе.

Попечительский Совет «Православной энциклопедии» (председатель – Мэр Москвы) является одним из органов управления изданием многотомной «Православной энциклопедии». Ответственным секретарем совета является руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Правительство Москвы оказывает значительную поддержку выпуску «Православной энциклопедии» и реализации в рамках данного проекта целого ряда программ – телевизионных, кинематографических, интернет и других.

Макариевские премии

Правительство Москвы проводит большую работу по поддержке академической науки как важнейшей составляющей инновационного развития государства. В 1995 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Правительством Москвы совместно с Российской Академией Наук была возрождена премия митрополита Макария – одна из самых престижных премий России с 1882 и до 1917 года. Она вручалась не только богословам, но и ученым других специальностей за выдающиеся достижения в самых различных областях знаний и фундаментальных наук.

Премии и награды вручаются победителям конкурса в пяти номинациях:

История православной церкви;

История России;

История Москвы и историческое краеведение;

История православных стран и народов;

Учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из существующих номинаций.

Экспертный совет Макариевского фонда состоит из светских и церковных историков, специалистов по истории Москвы и истории России, представляющих Российскую Академию Наук, Московский государственный университет, Московскую духовную академию, ЦНЦ «Православная энциклопедия».

Присуждение возрожденных Макариевских премий показывает, что стимулирование исследований в важнейших областях гуманитарных знаний, привлечение к ним молодых ученых (молодежные премии), способствует дальнейшему развитию отечественной исторической науки.

  1. Программа строительства православных храмов в городе Москве;

С 2010 года в Москве реализуется программа строительства православных храмов. Инициатором программы является Русская Православная Церковь, которая выступает заказчиком строительства. В 2011 году создан Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», который аккумулирует финансовые средства, необходимые для реализации программы.

Попечительский совет Фонда возглавили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Мэр Москвы С.С. Собянин. В Попечительский совет входят представители Русской Православной Церкви, Правительства Москвы и крупных коммерческих и строительных организаций. Департамент осуществляет текущий мониторинг и аналитику хода возведения новых храмовых комплексов и создания новых православных приходов в городе.

В осуществлении программы участвуют органы исполнительной власти города, городские проектные институты, строительные организации, благотворители. Еженедельно проводятся совещания по реализации программы, а также субботние объезды и совещания на строительных площадках под председательством советника Мэра Москвы, советника Патриарха, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Ресина.

При поддержке Правительства Москвы построены новые храмы и установлены временные храмы, началась приходская деятельность. Ведется социальная работа, для жителей проводятся культурные и благотворительные акции. Приходы организовывают кружки, которые посещают дети и взрослые жители.

Департамент совместно с Русской Православной Церковью организует ежегодную выставку под открытым небом «Жизнь и социальная деятельность новых приходов» с целью представить москвичам новые возможности для культурного и нравственного развития, открывшиеся в московских районах благодаря активной работе православных общин при новых храмах.

Правительство Москвы вносит свой вклад также в виде комплексного благоустройства территории вокруг каждого храма. Это газоны, озеленение, пешеходные дорожки, скамейки, обязательно – детская площадка. Храм обогащает инфраструктуру района, создает условия не только для молитвы, но и для спокойного отдыха жителей.

Выявление и обоснование места отдела по PR в функциональной структуре организации является проблемой для руководства компании или структуры, при этом, как правило, осознаётся необходимость в ней. Если в самом общем плане роль PR в деятельности организации заключается в гармонизации отношений данной организации с ее общественностью, то постановка вопроса о месте PR в функциональной структуре организации предполагает рассмотрение некоторых механизмов обеспечения такой организации.

Под структурой организации в менеджменте понимают логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Организация в зависимости от своего масштаба и функциональной направленности может включать в свою структуру самые разнообразные PR-подразделения, которые можно классифицировать по двум основаниям. Во-первых, по структуре можно выделить департаменты по PR, отделы, бюро, группы, секторы и т. д. Во-вторых, по характеру решаемых задач могут выделяться следующие PR-подразделения: сбора и анализа информации; мониторинг публикаций; подготовки специальных мероприятий PR; подготовки рекламных кампаний и отдельных рекламных акций; взаимодействия со СМИ и т. д. .

Емельянов С.М. схематизировал примерную типовую структуру PR-подразделений крупной организации (Таблица 1) .:

Таблица 1. Примерная типовая структура PR-подразделений крупной организации

По оценкам Скотта М. Катлипа и его соавторов по известной книге "Паблик рилейшнз. Теория и практика", создание PR-подразделений внутри организаций осуществлялось и осуществляется неоднозначно и часто спонтанно. Все зависит от конкретной ситуации, в которой оказывается та или иная организация (кризисные ситуации, нарушение коммуникаций, потеря контроля над персоналом и т. п.)

Типичная номенклатура должностей в отделе является следующая:

· Старшее звено - директор по PR (он же на западный манер - вице-президент по PR), начальник отдела по PR;

· Среднее звено - менеджер (или старший менеджер) по PR, руководители направлений (исследовательского, креативного, по работе со СМИ и т.д.);

· Младшее звено - ассистент менеджера по PR, специалисты, такие как социолог, аналитик (иногда в одном лице), копирайтер (тестовик), спичрайтер (пишет речи, выступления и доклады руководству), дизайнер, специалист по Интернету и т. п. Заметим, что категория специалистов часто является "заемной" - приглашенной со стороны на один проект или группу проектов.

Обобщив советы экспертов, Гундарин М.В. утверждает, что можно сократить отдел до четырех человек: начальника отдела и по совместительству спичрайтера, менеджера по СМИ (копирайтера, распространителя информации и новостей), менеджера по спецпроектам (занимается всем остальным) и секретаря-делопроизводителя. А уж такой штат может позволить себе содержать самый экономный и расчетливый руководитель небольшой компании .

В западные корпоративных кодексах выделяются такие должностные обязанности сотрудников, находящихся на различных ступенях корпоративной PR-иерархии:

Директор по PR:

– Совместно с высшим руководством разрабатывает задачи в области PR и стратегии по созданию благоприятного корпоративного имиджа компании;

– Формирует концепцию деятельности по планированию, разработке и применению корпоративной политики;

– Разрабатывает методы и программы осуществления PR;

– Осуществляет анализ информации о позиции инвесторов, тенденциям в области акционерной собственности;

– Отслеживает основные тенденции в области информационных ресурсов;

– Следит за распространением внутренней и внешней информации;

– Совершенствует и контролирует исполнения бюджета.

PR-менеджер:

– Участвует с высшим руководством компании в разработке корпоративных задач и доведении их до сведения лиц как внутри, так и вне организации для создания благоприятного корпоративного имиджа;

– Занимается определением, разработкой и осуществлением стратегии PR; участвует в решении вопросов, имеющих отношение к PR;

– Дает ответы на жалобы, запросы и требования по информации, укрепляющей или поддерживающей имидж компании;

– Контролирует предоставление информации о компании как внутренним, так и внешним СМИ;

– Принимает участие в совещаниях по утверждению бюджета на проведение рекламных акций;

Специалист:

– Участвует в планировании, подготовке и распространении рекламной информации, касающейся компании, через газеты, другие периодические издания и аудиовизуальные СМИ;

– Готовит в письменном виде сообщения, речи и личные послания;

– Разрабатывает концепцию взаимодействия компании с представителями прессы, радио, телевидения, местными организациями, акционерами;

Естественно, в каждом конкретном случае перечень обязанностей должен корректироваться. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 59 в 2003 г. в России учреждена "новая" профессия: специалист по связям с общественностью. Она включена в "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих".

Ниже приведены типовая должностная инструкция PR-менеджера и типовые должностные обязанности, которые максимально полно содержат требования к специалисту в сфере PR. Решение о включении этих инструкций в данное пособие принято ещё и потому, что многие руководители компаний не вполне чётко представляют себе обязанности специалистов по связям с общественностью и склонны нагружать их дополнительными задачами или ограничивать в выполнении своей работы, а в случае неудач предъявлять претензии. Поэтому начинающему PR-менеджеру неплохо будет сразу провести определённые границы того, что он может и должен делать, а что лучше возложить на других сотрудников.

Должностные обязанности PR-менеджера

PR-менеджер:

– организует работу по связям с общественностью и СМИ;

– руководит штатом (отделом) PR-специалистов или иных подчинённых ему работников компании, распределяет между ними задания, контролирует выполнение поставленных перед ними задач;

– разрабатывает стратегию общения с представителями общественности и СМИ, общие контуры фирменного стиля компании, план мероприятий по формированию или корректированию имиджа корпоративной культуры компании, проект тематико-финансового плана работы PR-специалистов;

– разрабатывает план проведения PR-кампаний, составляет прогнозы влияния на имидж компании тех или иных планируемых акций;

– определяет бюджет PR-кампаний;

– разрабатывает способы представления отношения компании к экономическим, политическим, экологическим и социальным вопросам, к информации об основных направлениях развития предприятия, социально-экономическом положении предприятия и отрасли в целом, достижениях компании в научных исследованиях и проч.;

– организует пресс-конференции, брифинги, медиа-киты, бэкграунды, интервью руководителей компании в СМИ;

– организует подготовку пресс-релизов о деятельности компании, корпоративных бюллетеней, иных информационных материалов о деятельности компании для СМИ, готовит публичную отчётную документацию компании;

– анализирует внешнюю среду на предмет изучения отношения к деятельности компании, организует опросы, анкетирование и интервьюирование общественности с целью выявления реального отношения к имиджу и политике компании;

– организует взаимодействие с центрами изучения общественного мнения и составляет собственные программы по изучению и определению мнения общественности о деятельности компании;

– информирует руководство компании о результатах опроса общественного мнения (потребителей, СМИ, представителей власти, партнёров и клиентов и пр.);

– анализирует социальные, экономические и политические аспекты жизни общества, разрабатывает прогнозы на будущее и заблаговременно выявляет неблагоприятные тенденции;

– анализирует запросы СМИ и других представителей общественности о деятельности компании, даёт рекомендации PR-специалистам по освещению и интерпретации тех или иных событий в компании;

– использует информационные поводы, чтобы извлечь пользу для имиджа компании от привлечения общественного внимания через прессу без прямой рекламы;

– анализирует предложения по участию компании в организации разнообразных акций (выставок, пресс-конференций, презентаций, круглых столов, фестивалей, благотворительных акций и пр.), даёт заключение о возможности совместного участия в PR-акциях, проводимых сторонними организациями;

– использует в своей работе любые необходимые средства доведения информации обо всех успешных акциях компании до потенциальной аудитории (потребителей, акционеров, инвесторов и пр.) от которых зависит процветание компании;

– анализирует эффективность проведенных PR-кампаний;

– обобщает, анализирует и доводит до сведения руководства компании материалы СМИ о компании (товарах, услугах), не инициированные компанией и PR-персоналом компании;

– реагирует на высказывания в адрес компании критических замечаний (готовит ответные выступления, пресс-конференции, организует разъяснения и комментирование критики в наиболее эффективных формах);

– организует тренинги руководства компании по взаимодействию со СМИ, представителями общественности;

– анализирует PR-стратегии конкурентов, выявляет их сильные и слабые стороны, организует опросы среди служащих компании для получения материалов по необходимости проведения внутрикорпоративных PR-акций (для усовершенствования кадровой политики компании, предотвращения внутренних конфликтов и пр.);

– разрабатывает предложения по совершенствованию структуры и взаимодействия PR-персонала с другими структурными подразделениями компании;

– организует работу PR-архива компании;

– представляет отчёты о проделанной работе руководству компании.

– Если есть необходимость в расширении отдела то, специалисты советуют начать это все-таки постепенно, с сочетания должностей. Так, менеджер по работе со СМИ может одновременно выполнять обязанности журналиста и специалиста по созданию и распространению оперативной информации, а в некоторых случаях и специалиста по работе в Интернете. Маркетинговую информацию можно заказывать либо соответствующему отделу вашей организации, либо сторонним организациям. Дизайнера - нанять на почасовую оплату.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.