Прогулка по спиридоновке - наводы. Палаты (Гранатный двор), XVII в Палаты гранатного двора на спиридоновке

Гранатный двор

Грана́тный двор казённая мануфактура, подведомственная Пушкарскому приказу. Изготовляла гранаты (разрывные артиллерийские снаряды). Создан в середине XVII в. в западной части Земляного города, за Никитскими воротами. Занимал площадь свыше 2 га вдоль Гранатной улицы (позднее — переулок). В 70-х гг. XVII в. часть его территории занимал постоялый двор для восточных купцов. Гранатный двор был основным хранилищем в Москве артиллерийских боеприпасов до пожара 1712, когда взорвались погреба с порохом и снарядами. В начале 1970-х гг. при реставрационных работах обнаружено одно из зданий Гранатного двора — каменные палаты XVII в. (улица Спиридоновка, 3/5). В середине XVIII в. принадлежали князю М.С. Долгорукому, в начале XIX в. — дом причта церкви Большого Вознесения, затем — во владении различных купеческих семей. Неоднократно переделывалось, в результате утратив первоначальный облик. К XVII в. восходят Г-образное построение двухэтажного объёма здания, его внутренняя планировка, белокаменное сводчатое помещение, немногочисленные фрагменты декора (лопатки, карнизы). Современный наружный облик здания (с каменными трубами-дымниками, крытым крыльцом и гульбищем) — результат реставрационно-восстановительных работ 1980 — 1990-х гг. Гранатный двор в 1712 был перенесён на Васильевский луг — до постройки на этой территории Воспитательного дома. В 1733—35 на Симоновском валу (между Крутицким подворьем и Симоновым монастырём) был построен Гранатный двор — так называемый Артиллерийский полевой новый двор, пороховые погреба которого находились здесь до 1917.

И.Л. Давыдова.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Гранатный двор" в других словарях:

    Спиридоновка Гранатный двор мастерские в Москве, производившие артиллерийские снаряды. Гранатный двор у Никитских ворот в Москве был основан в XVI веке. На нём делали гранаты разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра,… … Википедия

    Гос. предприятие в России, изготовляло разрывные снаряды (гранаты). Находился в Москве в Гранатном пер. (ныне ул. Щусева). Осн. в сер. 50 х гг. 17 в. в начале войны против Речи Посполи той, им ведал Пушкарский приказ. На Г. д. работали рус. и… …

    Государственное предприятие в России, изготовлявшее разрывные снаряды (гранаты). Основан в сер. 1650 х во время войны с Польшей. Продукция этого предприятия сыграла большую роль в возвращении русских земель, оккупированных Польшей. Источник:… … Русская история

    Археологическая карта. Москва. Археологические памятники и находки, обозначенные на картах цифрами: I. Каменный век 1. Черепная крышка человека неандерталоида (берег) Неолитические стоянки, 2 е тысячелетие до н. э. 2. Алёшкинская (у села… … Москва (энциклопедия)

    Допетровская светская архитектура Москвы список сохранившихся жилых и общественных зданий, возведенных в Москве до создания Российской Империи и перенимания западноевропейского образца светской архитектуры. В список включены жилые палаты в… … Википедия

    Сигизмундов план Москвы. 1610. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147. В этом году суздальский князь пригласил «в Москов» черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь «обед силен». Согласно летописному… … Москва (энциклопедия) Советская историческая энциклопедия

Дом 12, строение 1.

Палаты были построены около 1650—1670 годов во владении, хозяином которого с середины XVII века был купец Иван Чулков. В 1673 году здание передали иконописцу Симону Фёдоровичу Ушакову для устройства в нём иконописной мастерской.

Каменный дом выстроен в два этажа на подклете, расположен по красной линии улицы. Рядом торцом к улице был построен одноэтажный флигель, здания соединялись мощными арочными воротами. Наружный фасад, выходящий в переулок, гораздо скромнее внутренних. Декор фасадов выполнен из тёсаного кирпича в стиле московского барокко, и занимает значительную часть поверхности стен. Окна оформлены наличниками на колонках с килевидными завершениями, на углах здания выполнены лопатки. Этажи разделяются сильно профилированными тягами.

Интерьер дома сохранил исходную планировку, в центре которой располагаются широкие сени, разделяющие помещения. В подклете и части комнат второго этажа сохранились оригинальные своды


___

Палаты Украинцева

Расположен на Ивановской горке, в Хохловском переулке (дом 7).

Принадлежали видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву, который являлся посланником Российского государства в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше, глава Посольского приказа (1689-1697).

Здание выстроено в форме буквы «Г», «глаголем», это объясняется разделением дома на мужскую и женскую половины. Главный фасад выходит в большой двор с различными хозяйственными службами и садом. Задняя стена дома смотрит в Хохловский переулок. Хозяева жили на верхнем этаже, а внизу жили слуги, размещалась кухня, погреба и прочее.

После смерти Украинцева, у которого не было прямых наследников, в 1709 году, палаты были переданы генерал-фельдмаршалу князю М. М. Голицыну. После смерти князя перешли его сыну Александру, после выкуплены у него вместе с участком казной для размещения (с 1770 года) Московского главного архива.

В соответствии с требованиями к подобным учреждениям, дом переоборудовали: установили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы на верхнем этаже заменили на чугунные. Здание стояло вдали от других домов, поэтому угрозы пожара для него почти не существовало. Все старинные грамоты и свитки были упорядочены, им не угрожала сырость, они были в безопасности от крыс и мышей. Один из служителей архива писал: «Здесь уже не нужны были кошки, которые в 18 столетии положены были по штату во французском Королевском архиве». После проделанной работы по упорядочиванию документов, архив стал доступен для учёных.

К середине XIX века здание перестало вмещать накопленные документы. Архив был перенесён в разные места: самые древние и ценные документы попали в Оружейную палату, где был открыт отдельный зал, древнехранилище. В 1874 году Архив целиком переехал в здание Горного правления (бывшие палаты Нарышкиных) на углу Воздвиженки и Моховой.

В 1875 палаты были переданы Московской консерватории, здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества, появилась типография, в которой были впервые опубликованы почти все произведения П. И. Чайковского. Композитор хорошо знал эти места, гостил у своего друга, издателя Юргенсона в Колпачном. В 1895 году друг Чайковского, архитектор И. А. Клименко, пристроил к палатам 4-х этажное здание, где разместилась нотопечатня Юргенсона (№ 7-9, строение 2).



___

Гранатный двор

Гранатный двор у Никитских ворот в Москве был основан в XVI веке. На нём делали гранаты - разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом.

В XVII веке Гранатный двор перевели к Симонову монастырю, а на его месте царь Фёдор Алексеевич указал устроить госпиталь (больницу).

В начале XVIII века при пожаре 1712 года Гранатный двор сгорел и был перенесён на Васильевский луг, а позже к Симонову монастырю. Почти два века считалось, что от него ничего не сохранилось, но сейчас обнаружены и отреставрированы некоторые постройки Гранатного двора XVI-XVII веков (ул. Спиридоновка, 3/5).
По имени Гранатного двора назван Гранатный переулок в Москве.



___

«Дом Мазепы»

Жилые помещения, расположенные в Москве в Колпачном переулке, дом № 10, построенные в XVI-XVII веках. Один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Свое название получили от того, что долгое время ошибочно считались домом, где проживал гетман Иван Мазепа, при посещении Москвы.

Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному переулку, с крылом, уходящим во двор. Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений. На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича - сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. Представляет уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко.

Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха. Одно время палаты принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму Фёдоровичу Лопухину.



___

Кожевенная слобода

Палаты в Москве, расположены по адресу Кожевническая улица, дом 19, строение 6.

Кожевенная слобода в Москве сформировалась в XVI веке, палаты скорее всего относились к ней и являются старейшим сохранившимся от слободы зданием. Кирпичный двухэтажный дом стоит в глубине владения, ближе к Москве-реке. Судя по характеру архитектуры здание относится к концу XVII века, об этом свидетельствуют кубический объём дома, увенчанный четырёхскатной крышей с высокими дымниками, узкие маленькие окна. Весь объём первого этажа занимает большая палата с одним столпом (несущей колонной). Предназначение палат доподлинно неизвестно. Второй этаж мог служить для жилья, в то время как на первом могло располагаться производство, храниться товар или осуществляться управление деятельностью слободы.

С западной и южной сторон у второго этажа имелось два отдельных входа, возле них хорошо сохранились ниши для свечей-фонарей. Оформление этажа богаче: окна украшены кирпичными наличниками с колонками и треугольными многопрофильными фронтонами. Между этажами выполнен горизонтальный пояс с поребриком. Кровля выходит далеко за плоскость стен, под ней проходит трехчастный кирпичный карниз.

После того как Пётр I уничтожил слободское устройство Москвы, в здании палат разместился мытный двор (городская таможня). Рядом с палатами, в районе современного Новоспасского моста находилась паромная переправа через Москву-реку, за пользование которой и ввоз товаров в город купцы платили налог (мыт). В XIX веке в палаты занимали различные государственные учреждения, затем они сдавались в аренду.


___

Палаты Аверкия Кириллова

Находятся на Берсеневской набережной (дом № 20).

Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в т. н. «деле Максима Грека» эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу - основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке - думном дьяке Аверкии Кириллове - в 1656-1657 годах.

Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах - пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.



В 1703-1711 годах дом был несколько перестроен под руководством нового владельца усадьбы - дьяка Оружейной палаты А. Ф. Курбатова, возглавлявшего в то же время и строительство Кремлёвского арсенала. В средней части северного фасада, выходящего на набережную, появилась пристройка, выполненная уже во вкусе петровской эпохи: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными несколько причудливой формы волютами, фланкирующими т. н. «теремок» верхнего яруса. Выделяются окна среднего яруса: они несколько больше, чем остальные, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Над входом - мощный козырек на фигурных консолях. Углы пристройки рустованы - решение, которое придает ей некой архитектурной собранности и в наибольшей степени контрастирует с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века.

Во второй половине 1860-х годов архитектор А. П. Попов осуществил некоторую перестройку и приспособление палат для размещения Московского археологического общества, которое находилось здесь в 1868-1923 годах. С 1941 года здание занимает Российский институт культурологии.



___

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке находятся по адресу: Средний Овчинниковский переулок, дом 10, строение 1.

Здание каменных палат в Среднем Овчинниковском переулке создано в конце XVII века по проекту неизвестного автора. Предназначение неизвестно. Одни учёные предполагают, что в этом месте находилась съезжая или приказная изба. В ней хранились докумены об управлении городом, печати, государевы грамоты, росписи сборов и приходные, расходные книги. Однако другие имеют другую точку зрения. В здании велось производство. Они имеют в качестве доказательства: отходы кожи, найденные археологами.

С 1632 года здесь размещалась Овчинная слобода. В неё было более 10 дворов. Благодаря этому назван переулок, пролегающий рядом и храм Михаила Архангела. По мнению учёных, считающих что здесь находилось производство, на первом этаже работала ремесленная кожевная мастерская по овчине. На втором этаже размещалось административная контора.



___

Старый английский двор

Находится по адресу - ул. Варварка, д. 4

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено.



Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею, А. Литовченко, 1875


В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. В 1571 году во время нашествия на Москву хана Девлета Гирея стены и своды палат были повреждены, но вскоре их отстроили и расширили.



___

Палаты Волковых-Юсуповых

Находится по адресу: Центральный административный округ, Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4.

Юсуповский дворец - одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется.

В конце XVII века Пётр I дворец был пожалован второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя.

Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.

Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь жил великий русский поэт А. С. Пушкин.



Теремной дворец. Вид с Моховой улицы

Теремной дворец

Построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Это первые каменные покои в царском дворце. Дворец был построен на нижнем ярусе северной части великокняжеского дворца, сооружённого по проекту Алевиза Фрязина в 1499-1508 годах, а также надстроенные над ним во второй половине XVI века Мастерские палаты. На этих двух этажах были надстроены три новых: два жилых этажа (в нижнем - служебные помещения, а также покои царицы и царских детей, в верхнем - покои царя), а также третий - златоверхий Теремок, где в обширном зале заседала Боярская дума (окончен в 1637). Пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени. В южной стороне дворца на уровне алевизовского подклета устроили парадное Постельное крыльцо; под прямым углом к нему от Боярской площадки шла Золотая лестница, выходившая на Передний каменный двор или Верхоспасскую площадку.



___

Палаты Шуйских

Образец жилой застройки Белого города находится по адресу Подкопаевский переулок, д.5/2. В конце XVI века владение предположительно принадлежало Шуйским - отсюда их часто встречающееся название, однако так называемый «двор Шуйских» принадлежал князю Ивану Михайловичу Барятинскому.

Палаты сильно выступают за красную линию Подкопаевского переулка и почти полностью занимают тротуар. Благодаря этому и природному рельефу местности палаты хорошо просматриваются даже с отдалённых точек. Существующее здание относится к разным строительным периодам. Первоначальный древнейший объём поставлен торцом к переулку (отмечен охранной доской), состоит из двух сводчатых палат и двух подвальных помещений под ними.

Первоначальный декор палат реставрирован, но благодаря поздним перестройкам обращён в интерьер существующего здания. Восстановленный декор наличников, железные оконные решётки, лопатки, профилированный цоколь относится к 1650-1670-м годам. В северо-западной части палат обнаружены следы крыльца. Стены подвальных помещений выложены из белого камня, а их своды из кирпича. Первоначально палаты были двухэтажными - об этом говорят сохранившиеся части фасада.

В начале XVIII века по линии нынешнего Подкопаевского переулка к древней части была пристроена ещё одна палата на месте крыльца, и здание в это время получило Г-образную форму.

В 1770-х годах здание было вновь перестроено, вследствие чего приобрело прямоугольную конфигурацию плана.

В начале XIX века с востока были пристроен дополнительный объём и устроены антресоли. Во втором этаже и антресолях сохранилась характерная для дворянских особняков начала XIX века планировка, а также фрагменты убранства: двери, печи, камин и наборные паркетные полы. В дворовой части сохранились старинные ворота и фрагмент первоначальной ограды.

При доме небольшой садик. Подпорная стенка сделана из оштукатуренных и покрашенных бетонных блоков.



___

Грановитая палата

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

В первом летописном упоминании фигурирует как "палата большая великого князя на площади", впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней гридницы (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца. Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед Средней палатой возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

У стены Грановитой палаты (ныне называется Красное крыльцо). В старину называлась Красной Золотой. Это лестница служила для торжественных выходов царя. В XVII веке она была перекрыта сводами;
- средняя лестница, которая с конца XVII века называлась Золотая лестница, или Золотая решётка. Вела в сени Средней Золотой палаты. По ней во дворец попадали послы нехристианских государств;
- Паперть Благовещенского собора. Обыкновенно именно она служила входом во дворец с Соборной площади.

Между лестницами Грановитой и Средней Золотой (называлась так с 1517 года, а в конце XVII века была переименована в Золотую Расправную) палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней Золотой палатой находилась Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году, а к югу от неё возвышалась Набережная палата (в 1681 году переименована в Столовую), просуществовавшая, как и Средняя Золотая, до 1753 года.



___

Палаты Романовых

Адрес: Варварка 10.

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии. Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.



А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893


Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в. Даже была особо отмечена на плане города 1613 г.. В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.
В Москве на ул.Спиридоновка в старинном здании Белых палат открылся новый культурно-выставочный центр "Гранатный двор" .


Гранатный двор у Никитских ворот в был основан в XVI веке. На нём делали гранаты - разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом. Отсюда и пошло название Гранатного переулка по соседству.


Гранатный двор был основным хранилищем артиллерийских боеприпасов до пожара 1712 г., когда взорвались погреба.


В начале 1970-х гг. при реставрационных работах обнаружено одно из зданий Гранатного двора - эти самые каменные палаты.


Обновленный Гранатный двор имеет потенциал стать масштабным арт-проектом, местом проведения выставок.

Автор проекта и кураторы выставки
Организаторы решили открыть фотовыставкой "Paparazzi Dolce Vita", которая представляет собой редчайшие оригинальные снимки голливудских звёзд от легендарного папарацци Марчелло Джеппети.


Мировая мода на несанкционированное вторжение фотографов в частную жизнь звезд началась с "Римского Голливуда".

Марчелло Джеппетти стоял у истоков этой тенденции и определил новый стиль взаимоотношений публики с предметом ее обожания.

Уникальность снимков в том, что у специалистов того времени не было фототехники с возможностью приближения, им приходилось самим подбираться к звездам.


Выставка будет идти еше 2 месяца, потом "гастроли" по Риге и Питеру.


Входной билет 350 руб.


Устроители проекта задумали по пятницам и субботам потчевать посетителей итальянским вином и легкими закусками в своем кафе.


Главный по тарелочкам итальянской еде
Обещали также музыкальным фоном пустить песни Нино Рота из известных кинофильмов 60-70-х годов.

По этому адресу находятся сохранившиеся старинные (XVI век) палаты Гранатового двора. Когда-то здесь изготовляли разрывные снаряды - гранаты, отсюда и название.

В XVII веке Гранатный двор перевели к Симонову монастырю, а на его месте царь Фёдор Алексеевич указал устроить госпиталь (больницу). В начале XVIII века при пожаре 1712 года Гранатный двор сгорел и был перенесён на Васильевский луг, а позже к Симонову монастырю. Почти два века считалось, что от него ничего не сохранилось, но сейчас обнаружены и отреставрированы некоторые постройки Гранатного двора XVI-XVII веков.

В отделке можно встретить немного сохранившихся узоров, щедро заляпанных криворукими реставраторами.

Не знаю как так вышло и каким чудом, но в старинных помещениях обосновался не музей и даже не какая-нибудь выставка, а обычная фирма, именующая себя ШКОЛА ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА "ДЕТАЛИ", с задней стороны здания они внесли свою современную лепту в дизайн старинных палат.

Надеюсь когда-нибудь этих дизайнеров выпнут отсюда и отдадут здание под музей, где можно будет каждому человеку свободно прийти и посмотреть на архитектурный памятник и быт XVI века.

Сохранилось и немного архивных фотографий этого места.

Этот снимок сделан где-то между 1900-1910 годами.

А это примерно 1988 год, видно в какой разрухе находились палаты в это время. Многие годы место было вот в таком именно виде.

Гранатный двор в Москве был основан в 17 веке. От комплекса построек, имевших характерную планировку "глаголем", до наших дней сохранилось только здание жилых палат. Другие постройки безвозвратно утрачены. Что же касается палат, то они в 18-19 веках неоднократно меняли владельцев - в сер.18 в. принадлежали кн.М.С.Долгорукому, в нач.19 в. стали домом причта церкви Большого Вознесения, затем перешли в руки купцов - и утратили облик памятника 17 столетия. Об этой эпохе напоминали лишь наличие в кладке "орлёного" кирпича, а в объёме здания - белокаменного сводчатого помещения, где на северной стене уцелели два оконных проёма с откосами и арочными перемычками, а также изначальные кирпичные своды, уцелевшие в нижнем этаже.
Немногочисленные сохранившиеся старые оконные проемы и фрагменты декора (лопатки, карнизы) послужили основой для воссоздания предполагаемого древнего облика здания, складывавшегося, как считают историки, на протяжении второй половины 17 века. Современный вид двухэтажной постройки, с каменными трубами-дымниками, подлинным крытым крыльцом у одного фасада и воссозданным гульбищем у другого, является в той же мере реставрацией, что и искусной стилизацией. Сохранились пилястры и фрагменты трёхчастного междуэтажного и венчающего карнизов с простым набором кирпичных профилей (вал, полувал, полочка). Интерьеры палат прежде украшали изразцовые печи: при исследовании здания обнаружены остатки полихромных и зелёных изразцов. При этом часть подлинных изразцов сохранилось на своих собственных местах.
После проведения восстановительных работ в 1994 году, памятник архитектуры был приспособлен под офисы.


Северный фасад. Проект реставрации. Авторы Н.В.Ильенкова и Т.Л.Энговатова.


План первого этажа.

Гранатный двор - казённая мануфактура, подведомственная Пушкарскому приказу. Изготовляла гранаты (разрывные артиллерийские снаряды). Создан в середине 17 в. в западной части Земляного города, за Никитскими воротами. Занимал площадь свыше 2 га вдоль Гранатной улицы (позднее - переулок). В 70-х гг. 17 в. часть его территории занимал постоялый двор для восточных купцов. Гранатный двор был основным хранилищем в Москве артиллерийских боеприпасов до пожара 1712, когда взорвались погреба с порохом и снарядами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.