Почему надо читать? По Русскому Языку ЕГЭ. Текст Г


Книги всегда были основным источником информации. Однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научится правильно читать. Этот навык является основным для духовного развития человека. Что значит умет читать? В чём смысл чтения? На эти вопросы отвечает Г.Балканов в данном тексте.

Сомневаться в словах великого писателя не приходится - большинство людей не умеет читать. Ведь, по словам автора читать - осознавать себя в этой жизни, настоящий читатель мудр и умён. Позиция автора понятна: чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт чтобы познать себя.

Я согласен с точкой зрения автора. В том, что чтение важно для духовного развития меня убеждает классическая русская литература. Так, в трилогии М. Горького отчётливо прослеживается тема книги как друга, как того, к чему надо стремится. В произведении литература играет важнейшую роль в становлении Алексея Пешкова, она то и сделала его отличным от большинства.

Наверное, именно поэтому герой будучи подростком, читателем воспринимается как взрослым человек, даже старик, настолько он был мудр. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" книга сыграла огромную роль. Библия, которую Родион Раскольников прочёл во время заключения, стала его отправной точкой для становления его новой личностью и пускай произведение кончается на этом, читатель сам может додумать, кем станет герой. Это и есть наглядный пример навыка чтения.

Книги - важнейший элемент человеческого развития. Без них развитие цивилизации было бы сильно замедлено. Однако, с их помощью можно получить не только практические, но и душевные знания. Но для того, чтобы найти последнее в произведении нужно уметь читать, а это нелегко - необходимо обладать знаниями и мудростью.

Обновлено: 2017-10-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

«Тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать их.»

Марк Твен

«Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых.»

Фазиль Искандер

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20-30 лет назад. И все потому, что, во-первых, многие из читающих людей перешли на электронные книги, а, во-вторых, появилось множество других развлечений, в первую очередь, конечно же, интернет. Большинство современных людей, особенно молодежи, лучше проведут вечер, уставившись в монитор своего компьютера, чем откроют книгу. Если Вы ищете какую-либо интересующую Вас информацию в сети, вы в большинстве случаев ее найдете, но там она представлена в максимально сжатом виде, в виде цитат, тезисов, кратких изложений и субъективных мнений разных людей. Поэтому, если черпаете информацию только из интернета, Вы рискуете получить ее не только не в полном объеме, но и в редакции человека, который возможно посчитал, что часть информации не особо полезна. Помимо вышесказанного, книги обладают множеством других важных качеств.

1. Книга — источник знаний. Это самая главная причина, по которой рекомендуется регулярно читать. Ни один другой источник информации не даст нам такой объем качественных знаний. Книга помогает нам перенять опыт других людей и задействовать его в решении жизненных трудностей и проблем.

2. Чтение — это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

3. Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации.

4. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи.

5. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, но для этого нужно, чтобы книга была интересной и увлекательной. В связи с этим, многим людям книга помогает уснуть.

6. Почему всегда слышишь: «Книга намного интереснее, чем фильм»? Да потому, что читая книгу, мы сами выступаем режиссерами, а наше воображение рисует красочные сцены, которые, по нашему мнению, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы видим в кино.

7. Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы становимся более осведомленными, компетентными, получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

8. Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

9. Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует улучшению развитию навыка публичных выступлений.

10. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Я описал самые главные и важные качества книг, и какую пользу они несут человеку. Я не стану спорить о том, какой формат книг более предпочтительный: бумажный или электронный — это дело вкуса. Мне больше нравятся бумажные книги, к тому же напечатанный на бумаге текст лучше усваивается. Но несмотря на это я использую планшет для чтения из-за его удобства и возможности держать в одном устройстве сотни и тысячи книг, тогда как их бумажные версии в таком количестве просто негде было бы хранить.

    Похожие записи

Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…

(Н. В. Гоголь )

Объясните, зачем Пушкин так выразился: «И синего моря обманчивый вал / В часы роковой непогоды, / И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы».

Может, лучше было бы просто сказать, что князь не утонет в море и не погибнет в бою или от руки предателя? Тем более что сам же Пушкин в статье 1822 года «О прозе» критиковал писателей, которые, вместо того чтобы сказать рано поутру, «пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее». Если вы скажете, что поэт употребил тропы, потому что это художественное лирическое произведение, то это неверно. Сам же Пушкин в статье «Отрывки из писем,

мысли и замечания», напечатанной в альманахе «Северные цветы» за 1828 год, писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Есть немало лирических произведений, где никаких тропов (слов в переносном значении) нет или почти нет, например пушкинское «Я вас любил…». А вместе с тем слова в переносном значении можно встретить и в научном тексте: склонение существительных, наклонение глагола, корень слова. Значит, чтобы объяснить смысл приведенных выражений из «Песни о вещем Олеге», надо понять, в чем их сообразность, почему для выражения определенной мысли поэту понадобились такие метонимии. И тогда они станут для вас художественными образами.

Еще вопросы.

Почему торжествует крестьянин и что он делает: «Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»?

Какое время суток изображено в строках поэмы «Руслан и Людмила»: «Уж утро хладное сияло / На темени полнощных гор»?

Отчего Пушкин написал: «Навстречу северной Авроры …»? Что это – ошибка? Ведь наречие навстречу требует слова в дательном падеже – «Авроре ».

Почему у Пушкина сказано: «Златая цепь на дубе том…» – а в народной песенке: «Сидит ворон на дубу »? Почему Пушкин пишет: «Из темного леса навстречу ему / Идет вдохновенный кудесник…» – а Некрасов: «Однажды в студеную зимнюю пору / Я из лесу вышел…»? В каком-то из текстов ошибка или употребление разных форм падежных окончаний имеет определенный смысл?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо глубоко проникнуть в смысл произведения, то есть уметь читать. Читать не как гоголевский Петрушка, которому нравился сам процесс чтения, когда «из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героем сюжетные перипетии, понять, что сказал лично вам автор о мире, о людях, о вас самих. А для этого необходимо почувствовать красоту и выразительность поэтического языка: не просто отметить эпитет, а восхититься его точностью, которая помогает представить предмет; не просто обнаружить удачную метафору, а понять, почему именно ее автор использовал, какую мысль передал благодаря этому тропу. Ведь все образы и мысли автора в произведении выражены посредством слов, соединенных в предложения. И задача читателя – научиться проникать через словесную ткань в глубину смысла.

Но это не простое дело. Такому чтению надо учиться. Как учиться? На опыте! Не только следить за сюжетной линией, но и обращать внимание на языковые средства, посредством которых автор стремится быть максимально выразительным. А чтобы это видеть, надо знать законы словесности.

И вот один из важнейших законов. Уже приступая к чтению, мы по-разному настраиваемся на восприятие рассказа, стихотворения или пьесы, по-разному относимся к произведениям незнакомого автора или классика. Чтобы лучше понять произведение, важно знать, кто его автор (реалии его жизни и творчества), в какую эпоху и в какой стране оно написано, и судить о произведении по тем законам, по которым оно создано. Если же вы будете искать в лирике острого сюжета или попытаетесь читать поэта XVIII века, не учитывая реалий того времени, то не увидите в них самого главного. Поэтому компетентное чтение – это восприятие произведений в их жанрово-родовой и историко-литературной специфике.

Другой закон: в искусстве слова чрезвычайно важна стилистическая окраска. Сравните две фразы: «Прекрасный рыцарь низвергся с колесницы и получил жестокую рану» и «Красивый парень сверзился с повозки и расквасил рожу». Чем они различаются? Стилем, а следовательно – смыслом!

Вполне возможно, что речь идет об одном и том же событии, но рассказывают о нем разные люди: первую фразу мог сказать рыцарь или дама, а вторую – простолюдин, слуга или крестьянин. Одно высказывание принадлежит к высокому стилю, другое – к низкому, в одном слова книжные, в другом – разговорные и даже просторечные. Значит, высказывание приобретает смысл не только благодаря предметному значению слов, но и посредством их стилистической окраски .

И третий закон: поскольку мы имеем дело с явлением искусства слова, в котором язык служит «материалом» (как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор), то в художественном произведении все языковые средства служат раскрытию идеи . Поэтому здесь все имеет значение: стихи это или проза, интонация и используемая лексика, выбор средств художественной изобразительности, то как организован текст и многое другое.

Очевидно, что понять смысл произведения можно только через слово. При этом необходимо учитывать род и жанр, место произведения в литературном процессе, замечать стилистическую и эмоциональную окраску слов, которые отобрал автор для выражения своего отношения к изображаемому, понимать, какое значение имеет то или иное языковое средство для создания картины жизни. Словом, чтобы получить наслаждение от чтения, глубоко проникнуть в смысл произведения, необходимо научиться грамотно читать.

Так что же, читатель должен заниматься этой тяжелой работой? А где же увлечение интересной книгой, потрясение от стихов? Но дело в том, что умелый и грамотный читатель замечает языковые средства и вдумывается в значение слов и предложений непосредственно во время чтения, интуитивно. Хотя слово «анализ» и означает «разложение», это не значит, что надо раскладывать текст по полочкам, препарировать его, будто скальпелем, рассматривать под лупой каждое слово, каждое предложение. Нет, анализ, который совершает умелый читатель, – особый, образный, в нем соединяются эмоциональная реакция и работа мысли.

Мы говорим об умелом читателе. Есть люди, от природы наделенные таким талантом. Но что делать остальным? Научиться! Это доступно почти каждому. И в первую очередь надо много читать. Затем, уже на конкретных примерах, увидеть, как анализируется произведение, и, наконец, самому проделать такую работу. Это напоминает обучение письму: в первом классе вы писали сначала палочки и крючочки, потом – буквы, а теперь свободно владеете навыком письма, уже не вспоминая, из каких элементов состоят буквы. Так же и с процессом чтения: сначала вы будете овладевать приемами анализа, а потом,

знакомясь с новым произведением, прямо во время чтения почувствуете значимость используемых автором художественных средств и проникнете в его замысел.

В одном стихотворении вы заметите, как точны и выразительны эпитеты, и в возникшей перед вами картине откроется красота мироздания, в другом – мысль автора выявится благодаря антитезе, и вы почувствуете, как сложна и противоречива жизнь, в третьем – образ станет понятен через игру слов, и вы восхититесь свободой и виртуозностью языка автора, в четвертом – важно сопоставление картин, в пятом – несовпадение стиховых и синтаксических пауз и т. д.

Единого пути, пригодного для анализа любого произведения, не существует, в каждом случае мы заново торим дорожку от слова к смыслу. Искусство анализа как раз и состоит в выборе оптимального способа проникновения в идею произведения через его словесную ткань.

Выбор способов анализа определяется конкретным текстом, однако есть общие этапы, которые проходит каждый читатель при знакомстве с лирическим произведением. Прежде всего – имя автора, которое создает определенные ожидания: знакомство с новым поэтом или встреча с известным. У компетентного читателя с именем автора связаны представления о личности поэта, о времени создания произведения, о литературном направлении. Некую установку на понимание дает определение жанра и заглавие стихотворения или его отсутствие: по-разному вы будете воспринимать дружеское послание и эпиграмму, стихи под названием «Весна» и «Осень».

А дальше – главное: текст. Необходимо его внимательно прочесть, вникнуть в значение слов, услышать ритм стихотворных строк – музыку стиха – и вообразить нарисованную словами картину. При этом вы вспоминаете собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами, и сами создаете из них цельную картину, поэтому неудивительно, что у каждого читателя рождается своя, непохожая на другие ассоциация. Но в лирическом произведении все же главное – внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного. И вы постараетесь проникнуться этим состоянием, осмыслить переживание, научитесь сопереживать.

И наконец, не менее существенное: знакомясь с произведением искусства слова, вы испытываете особое эмоциональное состояние – эстетическое переживание. Вас не оставят равнодушными красота чувств и глубина мысли автора, а также совершенство языка, посредством которого выражаются эти мысли и чувства, – меткость и точность слов, стройность стихотворных строк и многое другое.

Но и это еще не все – это лишь описание вашего восприятия . А нужно еще дать истолкование (то есть объяснить, прежде всего самому себе, смысл стихотворения) и его оценку (то есть понять, что значит произведение для вас лично). Для этого надо внимательно вчитаться в текст, вдуматься в значение слов и предложений, вслушаться в интонацию. Ведь настоящий читатель, если стихи ему понравились, нередко вновь перечитывает их, даже заучивает наизусть, и потом стихотворные строки будто живут с ним, и при этом возникает все более глубокое понимание произведения.

Стихи сотканы не из простых слов, а из слов поэтических, особым образом организованных. Они рождены особым мировосприятием поэта, его талантом, а потому приобрели новые свойства, новые значения. Восхищаясь красотой художественного слова, читатель все глубже проникает в смысл произведения.

А сейчас давайте выйдем за пределы школьного учебника и поучимся понимать стихи: и те, которые не изучались на уроках литературы, и те, которые вы «проходили», но часто в буквальном смысле проходили мимо, потому что еще не обладали достаточным опытом и соответствующей подготовкой.

Сначала на примерах рассмотрим некоторые способы анализа лирического произведения. Это, конечно, не весь перечень «подручных средств», используемых при анализе стихотворения. Но вы убедитесь, что при чтении одних произведений важно внимание к особенностям языка, а для понимания других – нужно обратиться к своеобразию композиции или стиха. Выбор зависит прежде всего от текста стихотворения, но в немалой степени и от читателя – компетентный это человек или невежда.

Временами создается впечатление, что книги может постигнуть участь старых магнитофонных кассет или компьютерных дискет. Вот уже больше десятилетия прошло, как они утратили свою значимость. Возможно не сейчас, но когда-то в далеком будущем книги утратят свой первобытный смысл, а реальность превратится в бездушный, механизированный и автоматизированный организм. И если ребром стоит и жизни лучше всего осветят этот вопрос.

Как все начиналось

Когда возникает проблема чтения книг, аргументы из литературы не всегда дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, зато они затрагивают его со всех сторон.

Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением.

Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».

И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы - посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

Влияние книги на человека

Максим Горький когда-то сказал: «Книгу стоит любить, она облегчит жизнь». И нередко книги становятся основными факторами, которые формируют личность человека. Если рассматривается в этом контексте проблема чтения книг, аргументы из художественной литературы очень хорошо ее осветят.

К примеру, можно вспомнить Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Она зачитывалась произведениями эпохи романтизма, наделила Онегина качествами, которыми тот никогда не обладал, а когда поняла, что к чему, то даже не разочаровалась. Из-за своего увлечения она постоянно находится в каком-то возвышенном состоянии, отрицает суету и мелочность бренного мира, ее идеалы во многом обозначились благодаря книгам, поэтому она так отличается от своих сверстников.

Влияние книг на становление человеческой личности прослеживается и в работе Достоевского «Преступление и наказание». Стоит вспомнить тот момент, где читает отрывок из Библии. Проникнувшись идеей о безграничном божьем милосердии, Раскольников, находясь в Остроге, читает именно ее.

Книга - последнее пристанище

И как бы положительно ни влияла книга на человека, какими бы ни были аргументы, проблема чтения книг всегда существовала в обществе.

Сейчас это проблема «нечтения», а раньше - отсутствия книг. В тяжелые времена, когда в руках человека появлялась книга, он буквально оживал на глазах. Пробежав глазами по первым строкам, человек словно исчезал в другом мире.

Стоит вспомнить рассказ А. Приставкина «Рогожский рынок». Военная Москва. Каждый пытается выжить, как может. Главный герой истории сумел продать связку дров и теперь хочет купить картошки. Вот только, поддавшись уговорам калеки, приобретает книгу. Понимая, что сделанного не воротить, он начинает неохотно перелистывать страницы «Евгения Онегина» и увлекшись не замечает, как стихает шум рыночной площади, а сам он мысленно переносится в мир, где кружат балы, льется шампанское и есть настоящая свобода. Книга подарила ему чувство восторга и надежду на лучшее.

Интересно, сможет ли повлиять подобным образом на человека картошка?

Пилюля для «веры в чудо»

И если поднимать вопрос: «Проблема чтения книг», аргументы из литературы открывают еще одну ее грань. А именно - веру в чудо. Книга заставляет не только отвлечься от реальности, но и поверить в то, что все будет хорошо. Стоит вспомнить рассказ К. Паустовского «Сказочник». Время, когда происходят события, - начало ХХ века. Главному герою в канун Рождества дарят сборник сказок Андерсена, он так увлекся чтением, что задремал под елкой и увидел во сне известного сказочника. Герой благодарен Андерсену за то, что тот появился в такой нелегкий период и заставил поверить в чудо. Он оживил надежду на то, что все будет хорошо, и показал истинную красоту жизни, ее величие и быстротечность, которым стоит радоваться каждый день.

Проблема чтения книг: аргументы из жизни

Но стоит вернуться к современности. Проблема чтения книг, аргументы которой представлены выше, еще не исчерпана. Сегодня люди действительно стали меньше читать. Несколько десятилетий назад, когда еще существовал Советский Союз, его жители считались самой читающей нацией в мире. В каждом доме имелось собрание книг, а в библиотеках стояли очереди. В частности это было спровоцировано модой и отсутствием иных способов для развлечения, но читали тогда определенно больше. Да и отношение к книгам было другое. Сейчас частенько можно увидеть возле мусорного бака аккуратно связанную стопочку книг. Она, конечно, быстро исчезает оттуда, но факты говорят за себя: выбросить книги, могут ли быть весомее аргументы?

Проблема чтения книг в наше время состоит не в том, что люди не читают совсем, а скорее в том, что они «поглощают» слишком много информации.

Если раньше детям просто читали сказки, то сейчас мамы и бабушки ищут в Сети советы о том, как правильно прочитать сказку, какая сказка будет хорошей, а какая плохой. Все книги теперь можно найти в электронном формате. Но это не влияет на то, что читать стали меньше. Сейчас люди просто потребляют информацию, поверхностно просматривая контент, а старые, добрые книги, которые чаруют своим слогом, остаются в тени - на них нет времени.

Антиутопия

Вот такая она, проблема чтения книг в современном обществе. Аргументы на этот счет можно привести из произведения Рея Бредбери. Он описывает мир, где нет книг. Также в этом мире нет места конфликтам, преступлениям и человечности. Откуда же им взяться, если никто не читает? Следовательно, ничто не провоцирует создание мыслительного процесса. Один из моментов, который врезается в память, - это разговор главного героя со своей женой. Автор пишет, что она сутками сидела в комнате с большими голограммными экранами и общалась с несуществующими родственниками. И на все вопросы мужа говорила только о том, что нужно приобрести еще один экран, так как все «родственники» не помещаются. Утопия это или же проклятие? Пусть каждый решит самостоятельно.

Животворная литература

Очень часто литературные критики называют хорошие произведения «живыми книгами». Современное поколение редко увлекается чтением, а если и читает что-то, то в основном книги-однодневки. Простой сюжет, незамысловатый слог, минимум сложной информации или фактов - отличное трио, чтобы скоротать поездку на работу. Но после такой литературы сложно взять в руки произведения Толстого, Гоголя или Стендаля. Ведь здесь вся информация представлена в сложном формате - отточенный литературный слог, подтекст, сложное хитросплетение предложений, а главное - тема, которая всегда вызывает желание подумать.

Итак, проблема чтения книг… Аргументы можно приводить бесконечно по любому вопросу. Но главная проблема современности - это изящная «мутация». Вирус, при котором читатели превратились в потребителей информации: им не важен изящный слог, выводы или вступление, они желают знать ответ на конкретный вопрос. И книги, что трансформировались в разряд контента. Их могут скачать или просмотреть, но к вдумчивому чтению дело доходит редко.

За этими полками тщательно следят, ежедневно их протирают от пыли, а раз в неделю во всем помещении проводят генеральную уборку. Пожалуй, это все, что происходит в современных библиотеках. Книги уже забыли о прикосновении рук читателей, между строк скучают рыцари и принцессы, от досады ревут драконы, ведь им больше некому рассказать свои истории. Книга - это не просто стопка напечатанных страниц, а целая Вселенная, которая хочет, чтобы о ней узнали.

Значение слова

Лексическое значение слова «книга» по-разному определяется в словарях, однако его основной смысл от этого не меняется. Для большей наглядности стоит привести несколько популярных значений (см. таблицу).

По какому словарю дано определение?

Определение

Словарь Ефремовой

Книга - это печатное издание, что состоит из переплетенных вместе страниц, на которых размещена информация значительного объема

Словарь Ожегова

Литературное произведение, что состоит из многих глав

Энциклопедический словарь

Непериодическое издание, что состоит из скрепленных листков печатного материала объемом более 48 страниц

Бизнес-словарь

Значение слова "книга" в бизнес-словаре определяется как перечень учетных регистров

Словарь символизма

Здесь книга определяется как символ Вселенной, что несет в себе мудрость и откровение

Словарь Ушакова

Напечатанное произведение или рукопись с текстом или рисунками, страницы которой соединены

Словарь Даля

Сшитые в одном переплете страницы бумаги следует назвать книгой

Как можно увидеть из представленного в таблице материала, книга - это состоящее из листов бумаги произведение, в котором находится напечатанная, написанная или нарисованная информация, что носит развлекательный, информационный или другой характер.

Что является книгой?

Как правило, книгой считают печатную продукцию в твердом переплете, которая состоит из более чем 50 страниц. Однако книгой можно назвать и произведения науки или литературы, которые предназначены для печати, как отдельные издания.

Особое внимание стоит уделить и детским периодическим изданиям. Они отличаются нетрадиционной формой, кроме того, могут быть представлены отдельными карточками или листками, что собираются вместе при помощи внешнего элемента (коробки, пружины и т. д.).

Еще одной разновидностью книг можно назвать электронную книгу. В последние десять лет она приобрела небывалую популярность. Электронные версии печатных изданий удобны в применении. Их можно читать с экрана компьютера, телефона или специальных устройств. Не отстают от электронных изданий и аудиокниги. Прогресс дошел до того, что книги теперь можно не только читать, но и слушать.

Из чего состоит

Если говорить о классической вариации обычной бумажной книги, то ее структура меняется в зависимости от предназначения, однако каждый экземпляр состоит из нескольких обязательных частей:

  • «Лицо», или суперобложка, - это бумажная обложка, которая наносится на переплет.
  • Переплет - «крышка» из твердого материала (обычно это картон) в которую вклеивают книжные листы.
  • Обложка - обычно мягкая или полутвердая страница книги, на которой написано название произведения и его автор.
  • Форзац - листы бумаги, что расположились между переплетом и основным текстовым блоком.
  • Корешок - место, в котором подшивают страницы книги.
  • Титульная страница - на ней размещают заглавие книги и имя автора.
  • Аннотация - краткое описание содержания книги.
  • Вступление.
  • Книжный блок.
  • Глоссарий - предметный указатель.
  • Содержание и литература.

Книги в древние времена

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что книги имели множество разных форматов, прежде чем стали такими, как сейчас. Самый древний способ передачи знаний - это устная речь. Только когда древние цивилизации изобрели письменность, люди начали искать материалы на которых можно делать записи:

  • Таблички. Удобный и надежный носитель письменности. Как правило, использовали глиняные или восковые таблички. Причем глиняные полностью состояли из этого материала, а восковые представляли собой деревянные дощечки, которые покрывались слоем воска.
  • Свитки. Впервые были изобретены в Древнем Египте (2400 год до н. э.). Тогда все записи делали на листах папируса, а для того чтобы их удобнее было хранить, они склеивались вместе и образовывали свитки. Позже подобный метод хранения информации распространился на римское и эллинское царство.
  • Кодексы. В 5 веке было принято считать, что книга, свиток и кодекс не являются различными названиями одного и того же элемента. Книга - это один свиток информации, а кодекс - это собрание книг (то есть свитков). В современном понимании кодекс - это и есть прообраз первой книги.

Немного из Средневековья

Время шло, и книги совершенствовались. При помощи чернил и тростникового пера в скрипториях создавались первые рукописные книги. Сначала пергамент чертили грифом, чтобы строчки получались ровными, а потом наносили письмена. Первые книги были написаны исключительно черными чернилами. Немного позже в них начали появляться картинки, а заглавную букву каждого абзаца выделяли красным цветом.

Пергамент был очень дорогим удовольствием, поэтому он часто использовался повторно. Надписи стирали специальными растворами, пергамент высушивали и снова пускали в ход. В период раннего Средневековья, таким образом, было уничтожено множество книг времен Античности. Но что интересно, когда Средневековье подходило к концу, книги, что были написаны церковниками, уничтожались и поверх них переписывали произведения античной литературы.

Позже была изобретена ксилография, то есть из дерева вырезали пластину с буквами, окунали в чернила и могли копировать несколько книжных страниц. Все, что имело отношение к книгам и создавалось в мире до 31 декабря 1500 года, принято называть инкунабулами, то есть колыбелью.

Из века в век

Значение книги в развитии человека сложно не заметить. И предыстория по созданию книг была приведена не зря. Из века в век, из эпохи в эпоху люди пытались передавать информацию будущим поколениям. Именно ради этого была изобретена письменность, придуман пергамент, папирус, чернила и в конечном итоге полиграфия.

Каждое поколение вносило в развитие книжного ремесла что-то новое. Кто-то передавал знания, а кто-то их записывал. И современный человек должен понимать: книга - это не страницы с буквами, а достижение многовекового развития. Это вещь, которая соединяет поколения и заставляет человека думать, учит его и дает советы.

Детские книги

Впервые книга появляется в жизни человека в глубоком детстве. Интересно, какое значение книг для детей?

Детская публицистика считается самостоятельной областью литературного творчества. Очень часто случается, что книги, которые ребенку прочитали в раннем детстве, определяют его взгляды и систему ценностей на всю жизнь. Книжки «родом из детства» формируют характер, воспитывают и обучают ребенка. К тому же, любовь к чтению -полезная привычка, которую нужно привить как можно раньше.

Детская литература помогает познавать мир. В книжке всегда можно найти много материалов для размышления. Помимо этого они развивают речь и творческие наклонности. Одним словом, книга является незаменимым атрибутом полноценного и всестороннего развития.

Не все детям

Причем она полезна не только в детском возрасте. Значение книги в жизни человека не умаляется, даже когда он вырастает и о пользе книг можно говорить вечно. Основные приоритеты, которые предлагает потребителю книжный мир, можно выразить следующими тезисами:

  • Книги напрямую влияют на обогащение речи и словарного запаса.
  • Учат мыслить образами.
  • Дают ответы на вопросы.
  • Развивают мышление.
  • Предоставляют обширный объем информации.
  • Учат сопереживать другим, понимать, что чувствует человек, который попал в определенную ситуацию.
  • Заставляют думать о проблемах этики и морали.
  • Помогают понять, что у одного вопроса может быть несколько правильных вариантов ответа.
  • Истории о других людях делают читателя терпимее к своему окружению.
  • Научно доказано, что чтение избавляет от депрессии.
  • А книги значительно обогащают культурную среду планеты, позволяя людям из других стран узнать друг о друге.

От писателя читателю

Известный английский писатель Нил Гейман однажды отвечал на вопрос, какое значение имеет книга. Он говорил, что чтение художественной литературы - это самая важная вещь в жизни, которая исполняет две важные функции.

Во-первых, она вызывает благоприятную зависимость. Узнать, что произойдет дальше, необходимость перевернуть страницу, желание прочитать все до конца. Испить историю до последней капли, последнего слова. Даже если и будет тяжело, жажда знаний будет настойчиво зудеть, пока не удастся ее утолить. Благодаря этой зависимости человек узнает много новых слов, начинает по-другому смотреть на мир и даже думает немного иначе.

Во-вторых, чтение порождает эмпатию. Когда человек смотрит телевизор, он просто наблюдает за героями со стороны, но когда он читает, то может побывать «в шкуре» главного героя. Прожить его историю, увидеть мир его глазами, понять, что он чувствует.

В этом и проявляется значение современной книги - возможность расширить свой горизонт и стать чуточку лучше.

Каждая книга - это незаменимая вещь в жизни человека. И мало кому известно, что с ними связано множество интересных фактов и историй:

  • Сегодня общее количество книг насчитывает около 130 миллионов экземпляров.
  • Самая нестандартная книга в мире - «Божественная комедия», которая была написана Г. Челани на листе 80Х60 сантиметров. Произведение состояло из 14 тысяч стихов, которые можно было легко прочитать, но если посмотреть на это произведение издалека, то можно было увидеть карту Италии.
  • Самый большой гонорар за всю историю существования литературы получил поэт Оппиан. Римский император Марк Аврелий заказал у него поэму о рыбалке и охоте и оплачивал каждую строчку золотой монетой. В результате автор получили 20 000 монет чистого золота.
  • «Лестерский кодекс» (Леонардо да Винчи) считается одной из самых дорогих книг в мире. В трактате описаны знания известного научного мыслителя о земле, воде и небесных телах. Текст напечатан зеркальным шрифтом, а стоимость оригинального экземпляра составляет 24 миллиона долларов.
  • Самые читаемые книги в мире: Библия (1-е место), цитатник Мао Цзэдуна (2-е место) и «Властелин колец» (3-е место).

Заключительное слово

С книгами всегда связано множество историй. Есть экземпляры, которые уникальны в своем роде, но неизвестны. Существуют книги, стоимость которых можно сравнить с годовым ВВП некоторых стран. А есть и вполне обычные экземпляры, которые мирно стоят на полках. И не стоит принижать значение книги: человека, что любит читать, легко узнать в толпе. Его речь всегда приятна и вежлива, он может поддержать любой разговор, лояльно относится к окружающим и точно знает, что впереди его ждет светлое будущее.

Лексическое значение (книга) означает, что листы с информацией соединены одним переплетом. Но как показывает практика, за каждым таким переплетом скрывается что-то неизведанное. Мир, который может соединить читателя с прошлым или отправить в будущее. Вселенная, где можно прожить сотни жизней и тысячи судеб. И пусть современные библиотеки уже опустели, это вовсе не значит, что человечество перестало читать. Да, сейчас каждый может найти другое, более увлекательное занятие. Но если бы никто не читал книг, не нужно было бы отвечать на вопрос: что такое книга и какая ее роль в жизни человека?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.