Подготовка и сопровождение гчп проектов. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере информационных технологий Единая система государственно частного партнерства

В НИИ "Восход" написали план развития ИТ через ГЧП в российских регионах

Центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике ФГБУ НИИ «Восход» подготовил план работы по развитию ГЧП в сфере ИТ. Документ подразумевает сопровождение центром структурирования, согласования и реализации концессионных и ГЧП-соглашений в сфере ИТ. Об этом TAdviser сообщила 29 января 2020 года руководитель центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике Надежда Кострюкова. Подробнее

2019

Минкомсвязи создало центр помощи ГЧП-проектам в сфере ИТ

По состоянию на декабрь 2019 года, центр анализирует текущее состояние рынка ГЧП в сфере ИТ во всех российских регионах. В ходе данного анализа центр, в частности, выявляет барьеры при реализации ГЧП-проектов. Помимо того, центр собирает с регионов предложения и инициативы по развитию ГЧП, рассказал TAdviser заместитель директора департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Алексей Дорожко .


Центр развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике, по его словам, является структурным подразделением ФГБУ НИИ «Восход». Предусматриваемая им численность и состав штата - 5 предметных специалистов в сфере ГЧП. Однако, по словам Дорожко, их количество может быть увеличено в случае роста обращений в центр. В то же время, как добавил Дорожко, в своей деятельности центр использует всю имеющуюся экспертизу и компетенции ФГБУ НИИ «Восход» в области информационных технологий.

Руководителем центра назначена Надежда Кострюкова . Ранее она работала директором проектов продуктового офиса «Умный город» «Ростелекома».

В качестве услуг, предоставляемых центром, Алексей Дорожко назвал помощь концедентам и публичным партнерам в выявлении и подготовке ИТ-проектов, консультационную поддержку при взаимодействии инвесторов и государства, информационную и образовательную поддержку, а также содействие в развитии нормативной правовой базы и методологии ГЧП в ИТ.

В услуги центра, по словам Алексея Дорожко, не входит финансовая поддержка участников рынка. Вместе с тем, важной задачей центра является оказание потенциальным инвесторам ИТ-проектов содействия при взаимодействии с институтами развития, а также с финансовыми организациями. Целью такого содействия, по словам Дорожко, является обеспечение доступа к существующим инструментам финансирования.

Совместно с центром развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике, проектным офисом по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» и Национальным центром ГЧП, как указал Михаил Насибулин, Минкомсвязи планирует проводить ГЧП-акселераторы. В них регионы, операторы и частные инвесторы будут совместно прорабатывать пилотные ГЧП-проекты в ИТ и через серию хакатонов и роуд-шоу правильно «упаковывать» готовые к запуску проекты.

Частично ГЧП-акселератор уже был апробирован - на мастер-классе «Инвестиции и ГЧП в сфере ИТ» в рамках межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего в октябре 2019 года в Сочи .

Говоря о причинах создания центра, Михаил Насибулин напомнил, что на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» необходимо привлечь около 535 млрд рублей частных инвестиций. Важным инструментом такого привлечения, по его словам, выступит как раз механизм ГЧП.

Алексей Дорожко обратил внимание TAdviser на то, что ИТ-проекты относительно недавно получили полноценные возможности для реализации с использованием механизмов ГЧП.


При этом он отметил, что в условиях развития цифровой экономики такие проекты носят междисциплинарный характер. В этом смысле, по его словам, создание Центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике позволило объединить на одной площадке разносторонние уникальные компетенции для решения актуальных вопросов развития ГЧП в ИТ.

Алексей Дорожко также обратил внимание TAdviser на то, что в России отсутствуют специализированные финансовые организации, а равно и финансовые продукты для реализации проектов ГЧП в ИТ.


Он также указал TAdviser на те ИТ-проекты, у которых есть перспективы с точки зрения реализации по модели ГЧП.

В России увеличивается количество проектов в области цифровизации, как в государственном секторе, так и в частном секторе при взаимодействии с государственными органами, которые потенциально могут иметь рыночные источники дохода, в том числе за счет оказания информационных и информационно-аналитических услуг, а также предоставления иных платных сервисов. Подобные проекты имеют высокий потенциал для реализации на основе механизмов ГЧП и концессии. Особенно это характерно для капиталоемких проектов, требуемый объем финансирования которых может достигать нескольких десятков и даже сотен миллиардов рублей, - указал Алексей Дорожко

Развитие уже существующих государственных информационных систем, по его словам, в некоторых случаях также может быть переориентировано на использование новых инвестиционных механизмов. Кроме того, как отметил Дорожко, в регионах интенсивное развитие получает проект «Умный город» , в ходе реализации которого уже происходит апробация новых механизмов концессии и ГЧП в ИТ.

Руководитель проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве России Владимир Месропян заявил TAdviser, что проектный офис поддерживает создание центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике и рассматривает его в качестве одного из ключевых партнеров.


При этом он отметил, что центр уже приступил к предоставлению комплексной технической, экономической и юридической поддержки федеральным и региональным органами государственной власти, ответственным за проведение государственной политики и реализацию проектов в данной сфере.

Говоря о целесообразности создания центра, Владимир Месропян заметил, что у государственных органов на стороне публичных партнеров и концедентов, как на федеральном, так и на региональном уровнях есть потребность в специальных компетенциях, необходимых для применения новых механизмов при реализации соответствующих проектов.


По его словам, поддержка, оказываемая центром ИТ-проектам – это главное, что им не хватает для успешного развития.


Он также добавил, что, в конечном итоге деятельность центра в сфере ИТ позволит вовлечь частный бизнес в финансирование и эксплуатацию различного рода информационных систем и иных объектов ИТ, а также снизить нагрузку на федеральные и региональные бюджеты при реализации проектов нацпрограммы «Цифровая экономика».

Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД

2018

Какие государственные региональные системы могут перейти на модель государственно-частного партнерства

Модель государственно-частного партнерства (ГЧП) – распространенная форма взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства.

Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта. Какие направления могут быть переданы бизнесу? В первую очередь, это транспорт, сфера услуг, в том числе ЖКХ, телекоммуникации, здравоохранение и безопасность.


Кроме того, по её словам, модель ГЧП применима к развитию систем управления документами.




Если сравнивать различные формы ГЧП, то именно модель концессии больше защищает инвестора в правовом плане, отметил он. Глушков полагает, что проекты создания платных муниципальных парковок в будущем все чаще будут оформлены как концессионные соглашения. Бюджеты государственных организаций зачастую очень ограничены, поэтому частные инвестиции помогут оперативно запускать ИТ-проекты и существенно экономить средства государства, говорит представитель «Ланита».

Советник президента компании «АйТеко» Валерий Квон заявил TAdviser, что к этому закону сообщество шло несколько лет. По его мнению, закон имеет колоссальное значение для рынка: он открывает шлюз для начала целого ряда проектов по модели ГЧП, доступ к которым был существенно ограничен или доступен только крупным игрокам рынка.

Это чрезвычайно важно для развития таких сегментов, где достигается синергия возможностей государства и инновационных стартапов, а таких отраслей много: например, туризм, транспорт, спорт , исполнение целого ряда госфункций, добавил Квон.

Главное - это то, что закон позволяет существенно повысить сложность и комплексность реализуемых в госсекторе инновационных ИТ-проектов. Именно в сложных проектах реализуется весь потенциал ИТ-ГЧП. Если раньше стартапы, скажем, в сфере облачных технологий, интернета вещей или AI могли войти в госпроект исключительно в качестве подрядчика, а госзаказчик не имел возможности оказать ему существенную поддержку, кроме оплаты, то в партнерской схеме госзаказчик может дать нечто большее, чем деньги, - рассуждает представитель «АйТеко». - И проект намного вероятнее и быстрее принесет ожидаемый результат, чем обычная подрядная схема.

Добро властей на государственно-частное партнерство в ИТ

Госдума установила возможность заключать соглашения так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в отношении информационных систем, в том числе государственных, баз данных, сайтов в интернете и программ для ЭВМ. До сих пор такие отношения государства и бизнеса в полной мере отрегулированы не были, считают законотворцы. При этом подобный формат все же в России использовался .

На сайте законотворцев отмечается, что инициаторами законопроекта выступила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, членом фракции «Единая Россия » Николаем Николаевым.

По словам главы профильного комитета, утвержденный акт актуален и является этапом решения задачи цифровизации российской экономики, поскольку позволяет привлечь в сферу ГЧП частные инвестиции и мировые практики.


В конце июня Президент России Владимир Путин подписал поправки в закон "О концессионных соглашениях", которые предусматривают, что объектами государственно-частного партнерства (ГЧП) может стать программное обеспечение, базы данных, информационные системы и сайты, а также здания и помещения, технологически связанные с IT-объектами .

2017: В Госдуму внесён законопроект о создании ИТ-систем по модели ГЧП

В Госдуму внесены поправки в законодательство о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и концессиях, которые, по мнению их авторов, позволят государству сэкономить расходы на , которые ежегодно составляют порядка 100 млрд рублей.

24 апреля 2017 года депутат Николай Николаев внес на рассмотрение в Государственную Думу поправки в ФЗ №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ №115 «О концессионных соглашениях», признающие ИТ-системы объектами ГЧП и концессии – ранее таковыми признавались только объекты недвижимого имущества, например, дороги или здания. Поправки в законопроект были инициированы ФРИИ при поддержке экспертов Минэкономразвития , Ростелекома и Газпромбанка . На межведомственной комиссии по ГЧП их поддержали все участники заседания.

В случае создания объекта по модели ГЧП или концессии, затраты на создание или модернизацию и повышение эффективности работы ИТ-системы может взять на себя исполнитель из числа компаний ИТ-рынка, а в договоре предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного/модернизированного им продукта. При этом сохранится социальная значимость объекта – доступ к той или иной электронной системе госуслуг может получить любой желающий.

По всей России работает больше 1000 ГИСов, из них более 300 – федеральный государственных информационных систем. Из них по-настоящему удобных в эксплуатации, работающих без сбоев - не больше 30%. О том, чтобы такая система приносила прибыль - речи вообще не идет», - подчеркнул разработчик законопроекта Искендер Нурбеков, директор по правовым вопросам и инициативам ФРИИ. «Но если создавать ГИСы через механизм ГЧП или концессии, на рынке сложится ситуация win-win. Конечные пользователи получат максимально «рыночный» продукт, удобный для эксплуатации и работающий без сбоев, федеральные и региональные органы власти смогут значительно уменьшить стоимость создания государственных информационных систем и сэкономить миллиарды рублей, а частные разработчики получат доступ к новому рынку, коммерциализуя продукт за счет дополнительных пользовательских сервисов.

По данным TAdviser, создание и развитие обошлось государству в 15,4 млрд руб. в 2015-16 гг., эксплуатация и модернизация – еще в 43,4 млрд руб. В их числе система Пенсионного фонда РФ , системы Фонда социального страхования , Федерального казначейства , таможенных органов и пр. Для сравнения, около 100 млрд руб. будет стоить государству программа продовольственной помощи малоимущим.

Признание ИТ-систем объектами ГЧП или концессии значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, а значит, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на этих рынках», - считает автор законопроекта, депутат государственной думы Николаев. «Рыночные компании могут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый пласт процессов и функций станет понятным и прозрачным всем пользователям этой системы – будь то простые граждане, желающие записаться к врачу, участники тендера или претенденты на получение определенного типа лицензии.

По мнению авторов, принятие правок в законопроекты также поспособствует выполнению поручения президента №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика России », где будут предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ.

2016: Перспективы государственно-частного партнерства в информационных технологиях глазами ИТ-компаний

Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? С таким вопросом TAdviser обратился к российским компаниям, занимающимся ИТ-проектами в государственном секторе.

Из ответов респондентов можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может быть перспективным, однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал. В частности, по мнению экспертов, механизм ГЧП сегодня прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса. Главной же проблемой является юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством. Кроме того, законодательство устроено достаточно консервативно и в ряд задач, которые государство могло бы и хотело бы отдать на аутсорсинг бизнесу, войти коммерческим компаниям невозможно из-за нормативных ограничений.

Для динамичного развития ГЧП необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития. По мнению экспертов, возможно даже нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок.

Значительный всплеск ИТ-проектов по модели ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровнях будет только тогда, когда свою эффективность покажут действующие проекты государственно-частного партнерства, считает вице-президент Maykor Ирина Семенова .

Наиболее заметные ГЧП-проекты по состоянию на 2016 год реализуются в Московской области. В частности, это создание (партнер - " и Алексей Болдырев . Механизм ГЧП прописан в законе в основном в интересах крупного бизнеса, наверное, для десятка-другого игроков российского рынка, добавляет он.

ГЧП в государственной информатизации развивается параллельно секвестрованию ИТ-бюджетов, и служит весьма надёжной антикризисной мерой, считает Галина Ахмерова, заместитель гендиректора "БАРС Груп" по коммерции и развитию бизнеса. Интерес к данной модели проявляют крупные банки и телекоммуникационные компании, готовые вкладывать свои деньги в госинформатизацию, а в качестве их подрядчиков могут выступать уже ИТ-компании.

Кроме того, по его мнению, частные компании и государственные организации имеют разные цели. У частных компаний - это получение прибыли, у госорганов - оказание услуг всем категориям граждан. Возникает конфликт интересов, что несет риск развала партнерства. Крайне непросто в проектах, реализуемых по схеме ГЧП, поддерживать этот баланс.

ГЧП дает возможность разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, делая тем самым его заинтересованным в эффективности проекта, его качестве и надежности. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их и по времени и привязки к достижению нужных показателей (KPI), - отмечает заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос " Дмитрий Трофимов

В качестве примера он приводит проект создания общественных сетей Wi-Fi в метро: По сути, в обмен на доступ к инфраструктуре, город и горожане получили бесплатную возможность доступа в интернет в любой точке подземки. Возврат инвестиций в этом случае полностью переносится на сторону оператора.

Одна из главных проблем ГЧП - юридическая незащищенность интересов предпринимателей в отношениях с государством и консервативное законодательство.

Для динамичного развития этого направления необходима глобальная общегосударственная политика и четкий вектор развития, уверен Сергей Эйсымонт , заместитель директора департамента комплексных проектов "Ланит ". Возможно, нужен выделенный регулятор подобной деятельности и единая площадка для заключения сделок - своего рода "ярмарка госвакансий", добавляет он.

Сотрудничество в форме ГЧП выгодно обеим сторонам только в том случае, если государство дает определенные и твердые гарантии, а их добиться под силу только крупному бизнесу, соглашается коммерческий директор "ФОРС – Центр разработки " Евгений Ефименко .

Вообще, государственно-частное партнерство является одним из механизмов реализации крупных проектов, экономически непосильных или сложных в краткосрочной перспективе для государства и бизнеса по отдельности, и поэтому для сохранения баланса рыночной модели оно должно сочетаться со свободной конкуренцией. Причем, компании для такого партнерства не должны просто выбираться или назначаться сверху – так же, как не должны создаваться новые целевые компании под какие-то определенные проекты. А у нас, к сожалению, сегодня это именно так. Создание государственно-частных предприятий должно происходить только на основе открытого конкурса инвестиционных проектов, чтобы ИТ-компании участвовали в нем на равных и побеждали сильнейшие. При этом участники таких проектов со стороны бизнеса должны нести полную ответственность за потраченные средства и полученные результаты, - говорит Ефименко

В сфере ИТ в Коми, по словам Селютина, проекты в форме ГЧП также планировались, но не состоялись: "Слава Богу, не успели".

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России . Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования . ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести :

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития . Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

  • другие государственные корпорации ;

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве » - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах ».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге ».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве »
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" ».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково » и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр "
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Ссылки

  • ГЧП, Госинвестиции, Внебюджетное финансирование: Международный информационно-аналитический портал "Госинвестор.ру"
  • Центр развития государственно-частного партнерства в России
  • Информационный портал ГЧП info : Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России
  • Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал
  • Польша
  • Исследование:Финансовая жизнеспособность и приемлемость моделей внебюджетного финансирования инфраструктуры, КПМГ, 2006 г.
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г.
  • Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать.
  • Исторические формы ГЧП: мытарство, откупа, концессии. ГЧП в Российской империи.
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнерства в Центральной и Восточной Европе

В последнее время в России наблюдаются существенные институциональные изменения в отраслях, собственность на которые ранее всегда принадлежала государству и государственному управлению - автодорожное, электроэнергетическое, коммунальное хозяйства, порты, аэропорты и др. Вас также интересуют проекты ГЧП Москвы и Московской области?

Проекты ГЧП

Использование программы государственно-частного партнерства позволит минимизировать риски и повысить потенциальные доходы. Однако, чтобы инвестиционный проект ГЧП был эффективным, ему необходимо профессиональное сопровождение - юридическое, финансовое, техническое, организационно-административное. Комплексные услуги специализированных организаций позволят оптимизировать бюджет проекта ГЧП в Москве и выстроить грамотные отношения с контрагентами.

Описание продукта

Государственно-частное партнерство в его современном понимании представляет собой организационный и институциональный альянс бизнеса и государства, созданный для реализации международных и национальных, местных и масштабных общественно значимых проектов в самых разных сферах деятельности - от конструкторских научно-исследовательских работ до предоставления общественных услуг.

Институт оказывает следующие услуги по государственно-частному партнерству в Москве, области и других регионах РФ:

  • Разработка концепции инвестиционного проекта ГЧП, подготовка необходимой документации, согласование с государственными или муниципальными органомами власти.
  • Разработка финансовой модели проекта.
  • Разработка транспортной модели (при необходимости), в которой нуждаются многие проекты государственно-частного партнерства в Москве и Московской области.
  • Разработка бизнес-плана, технико- или финансово-экономического обоснования.
  • Организация публичных обсуждений, роуд-шоу и других мероприятий.
  • Юридическое сопровождение ГЧП.
  • Подготовка презентационных и отчетных материалов, защита проекта в органах экспертизы и др.

Об Институте

С 2001 года институт занимается вопросами подготовки и сопровождения реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

За это время институтом подготовлены и утверждены Минтрансом России ряд методических документов, подготовлены пакеты документов для реализации инвестиционных проектов ГЧП.

К специализации института относится прогноз транспортных потоков и финансовое моделирование, для чего используется собственное уникальное программное обеспечение, адаптированное для проектов ГЧП и учитывающее как российские нормативы, так и мировую практику проведения подобных работ (требования банков, общепринятые международные методики и тд.)

Указанное программное обеспечение и финансовые модели неоднократно представлялись на экспертизу западным инвестконсультантам. Результаты экспертизы всегда были положительными.

Ведущие сотрудники института прошли стажировки в компаниях - мировых лидерах в области проектирования, создания и управления платными автомобильными дорогами.

Институт является лидером по числу проектов, подготовленных для представления в Инвестфонд РФ.

По нашим проектам уже получено более 20 положительных заключений западных инвестконсультантов, Экспертных советов Росавтодора и Минтранса России, Главгосэкспертизы, а также Правительственной комиссии.

Институт имеет партнерские отношения с рядом ведущих мировых компаний, в том числе:

  • - Communication & Systems, Париж, Франция;
  • - Steer davies gleave, Лондон, Великобритания.

Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее - ГЧП и МЧП соответственно).

ГЧП, МЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.

Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.

Частным партнером может быть российское юрлицо. Исключение - ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.

Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта. Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.

Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч. автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.

Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.

Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.