Ломография нарушаем все правила фотосъемки одновременно. Фотоаппараты для ломографии: что это такое и где их купить? Пленочный фотоаппарат ломо

Да не хочу я мыльницу! И «зеркалка» мне не нужна. Все эти скучные, «вылизанные» фотографии… Мне бы ломограф с Fisheye и фильтрами, я б тогда!.. Да только где их искать?

На самом деле, купить себе ретро-фотокамеру с какими-нибудь необычными линзами и фильтрами может каждый . Где? За границей. Как? Заказать самому или через посредника. Отдал всего-навсего сотню долларов (а-то и меньше), обзавелся там же какой-нибудь классной и пошел куда глаза глядят, и наснимал такоооого…

Ну что, посмотрим, на что в 21 веке снимают настоящие гуру фотографии?

Ломографы La Sardina: берем цветом!

Вверху - Flash Analogue Camera, внизу — Flash DXL Analogue Camera

Следующая ступень - это когда на вашей камере появляется вспышка . Тут уже открываются новые горизонты и возможности. Но La Sardina на этом не останавливается и предлагает дополнять флэш-эффекты красками: в комплекте у каждого фотоаппарата 4 цветных фильтра . Вам, кстати, что больше по вкусу: , или , в которых бабушка хранит семейные драгоценности?

Diana: ломографы 60-х

Слева направо: Diana Dreamer, Diana F Zebra, Diana F Neptune

Еще больше необычных ломографов? Ок, смотрим следующий бренд. Diana выпускает, эксклюзивные ломо-камеры в стиле сумасшедших 60-х . Гость №1 из прошлого - . Чем отличается от других? Можно делать бесконечные панорамные снимки, отстраивать затвор и диафрагму, плюс — съемный объектив. Пленка - 120 мм.

Убить всех наповал ярким дизайном? Берите (пленка - 120мм). Она тоже умеет делать широкоугольные снимки. Для яркой жизни у нее при себе всегда цветовые фильтры. Очень любит экспериментировать с экспозицией и громко кричать, что хозяин у нее - не зануда. Если Зебра для вас слишком яркая, модель с теми же способностями, но другого цвета - .

Diana Gold и Diana Novella

Для 120 мм у Дианы есть и еще один гость из 60-х: камера . Она славится своей склонностью к атмосферным изображениям с эффектом свечения, шумами и другими романтическими потертостями. Роскошная - аналог Новеллы, но уже со вспышкой. Обе способны выдавать панорамные снимки и на 70% увеличивать привлекательность своего владельца.

Lomography Diana F+ Flash Mini Camera

И наконец, линейка Diana Mini : миниатюрные ломо-камеры , и . 35 мм, вспышка, но главная изюминка - цельные кадры можно превращать в половинки, сочетая на одном снимке кусочки из разных сцен. Фото-винегрет обеспечен! У леопарда в комплекте еще и комплект цветовых фильтров.

Fisheye: динамичная глубина съемки

Lomography Fisheye 2 и Lomography Gold Fisheye 2

Эффект fisheye (фишай) без раздумий можно назвать лучшим способом превратить обычное фото в нечто особенное. «Рыбий глаз» даже самому плоскому и статичному снимку может придать карусельной динамики. Остается только догадываться, как смотрят на этом мир настоящие рыбы. Но пока мы не рыбы - лучше купить ломограф с дополнительными линзами или даже объективом. Пара стильных вариантов - пастельно-синий и гламурный . 180-градусный обзор, пленка 35-мм, встроенная вспышка и горячий башмак - лучший набор для вечеринки!

Вдруг не получится шедевр? Так не бывает

Кто-то скажет, что нормальную фотографию на ломографе никогда не сделаешь. Но что это еще за норма? Какой вам прок от супер-четких снимков, где все стоят по стойке смирно и натянуто улыбаются? Никаких эмоций, никаких воспоминаний, тоска. Пора вдохнуть в фотографию жизнь! Добавьте шумов, бликов и потертостей (hello Instagram!), заставьте снимки наползать друг на друга, используйте необычные эффекты. Одним слово… Ломография! Вот что вам нужно.

Современная цифровая фотография позволяет даже не особенно искушенным в тонкостях профессионального фотографического процесса любителям делать снимки высокого уровня исполнения. Четкие, глубокие, яркие, динамичные, с выраженными планами, с потрясающими цветами. Фотографирование стало заведомо успешным, а результат нажатия клавиши – заведомо предсказуемым. Кому-то нравятся именно такие фото, а кто-то нет-нет да и взгрустнет по тем золотым романтическим временам, когда процесс получения снимков не сводился к выбору сцены и бездумному нажимаю кнопки, а был сродни работе художника, долгому магического ритуалу, в результате которого всякий раз создавался свой неповторимый фотографический шедевр.

Фотографирование на пленку и перенос полученного изображения с пленки на бумагу – это многоэтапный процесс, который затягивал, завораживал и обещал немало открытий, сюрпризов, а порой даже своеобразных творческих откровений.

Несмотря на буйный расцвет цифровой фотографии, сегодня среди современных фотографов-творцов наберется немало таких, кто уверен, что настоящий фотошедевр можно получить только с помощью пленочной камеры, да и то не любой, а только специальной. Той, которая способна зафиксировать мгновенье в его первозданной красоте или порадовать абсолютно неожиданным кадром, мало вяжущимся с той сценой, которая была захвачена в визир.

Камеры для ломографии. Каждому художнику свои кисти

Ломография признает ценность не отдельно взятого удачного кадра, а всех фотоснимков в их многообразии, и абсолютно неважно, что на них и как запечатлено. Целью ломографии является документирование мгновений жизни Земли, а потому совершенно не имеет значения, что снимать и как снимать. Ценен результат, который при съемке пленочной камерой вслепую, от бедра, на вытянутой руке с большой долей вероятности будет непредсказуемым и точно неповторимым.

Итак, ломография – это вполне состоявшееся направление в художественной фотографии, позволяющее даже человеку со скромными задатками художника почувствовать себя настоящим творцом. Люди, увлеченные ломографией, охотятся за оригинальными снимками, которые чаще всего встречаются именно среди фото-брака.


Это художественное направление возникло в начале 80-х годов XX века, когда на Ленинградском объединении «ЛОМО» были запущены в серию камеры «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»). Инструмент получил огромную популярность среди творческой части населения тогда еще Советского союза и расходился по просторам огромной страны огромными тиражами.

Камера «ЛОМО Компакт-Автомат» - это эталонный фотоаппарат для ломографии. Увлечение это получило огромную популярность по всему свету, и сегодня камеры для ломографии купить можно без особенного труда не только в России. Такие фотоаппараты выпускаются как именитыми европейскими, так и малоизвестными азиатскими производителями. Разнообразие дизайнерских изысков в этой товарной группе просто поражает. Современные камеры для ломографии могут выглядеть как угодно. Это может быть по виду винтажный фотоаппарат в деталях повторяющий пленочную камеру начала прошлого вида, или футуристичный агрегат с многочисленными объективами и потрясающим дизайном.


Камера для ломографии может быть абсолютно любой, однако фотографы-ломографы принципиально не пользуются современными обычными фотоаппаратами, от которых просто ломятся полки супермаркетов. Дело в том, что камера – это еще и устройство распознавания типа «свой-чужой». Поэтому обычно для ломографии выбираются специальные камеры, которые изначально проектировались с учетом специфики применения.

Вторая жизнь старой-доброй фотопленки

Самые интересные ломо-снимки энтузиасты получают именно с помощью пленочных камер. Проблемой является то, что фотопленки перестали быть общедоступным товаром: повсеместно, как это было раньше, они больше не продаются. Еще сложнее купить специальные ломографические пленки. И уж точно придется основательно побегать, чтобы найти в продаже расходные материалы для черно-белой ломографии. Однако влюбленных в свое дело людей трудно остановить в их движении к поставленной цели, и магазин «Baza Record Shop» готов поддержать их в их беззаветном стремлении к прекрасному.


Все для ломографии – в «Baza Record Shop»

Заниматься любимым делом в удовольствие можно только тогда, когда под рукой есть все необходимое. Магазин «Baza Record Shop» предлагает поклонникам искусства ломографии все необходимое для этого интересного увлечения. В наличии и на заказ имеются специальные камеры и необходимые расходные материалы. В настоящее время в магазине можно купить качественную цветную и чёрно-белую фотопленку общего назначения, а также фотопленки для специальных камер.

Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂

Гонка мегапикселей, похоже, давно зашла в тупик, но понятно, что она еще не скоро закончится. Цифровых камер все больше, а люди все чаще ищут чего-то другого — того, что с гарантией избавляло бы от:

  • Навязанных предрассудков, связанных с оценкой качества изображения. Интересная фотография не всегда обязана быть четкой, иметь высокую детализацию и правильную цветопередачу!
  • Трат значительных сумм на оплату данных предрассудков.
  • Электронной библиотеки однообразных цифровых снимков, которые вряд ли когда-либо будут напечатаны на бумаге.

В отличие от цифровой зеркалки ломокамеры в большей степени являются творческим инструментом. Они дешевы, просты в устройстве и использовании, надежны. А главное, дарят владельцу неповторимое очарование «таинства», присущее только традиционной фотографии (никогда не знаешь заранее, что получится в итоге).

Человек, вооруженный ломокамерой, одним своим видом бросает вызов чужим стереотипам. Он не обязан думать о том, насколько удачными будут результаты, но должен всегда быть готов к совершению снимка.

Ломокамера становится предметом гардероба, но не всегда послушна воле своего хозяина. Она рассчитана не на игры с композицией и экспозицией , но предполагает быструю съемку «от бедра»: количество порождает качество. Кадры фиксируются на пленку — стандартную 35 мм или широкую (тип 120).

Holga 120N

«Хольга» — дешевая среднеформатная «мыльница», изобретенная в 1982 году в Гонконге и представляющая собой простейший аппарат с объективом из пластиковых линз, без встроенной вспышки. Название в оригинальной версии звучало Ho Gwong («очень ярко») — оно характеризует одно из главных свойств получаемого изображения. «Игрушкой» «Хольгу» считать никак нельзя, хотя формально она относится к числу toy-камер. Есть много потрясающих профессиональных фотографий, снятых именно на «Хольгу». Эта камера обладает «особым взглядом» на привычные вещи. В ней ценно именно «несовершенство» картинки, которое в умелых руках превращается в кисть художника: неестественно сочные оттенки, низкая детализация, шевеленка, темные углы.

Первая модель Holga 120S — с пластиковой оптикой, башмаком для внешней вспышки, форматом кадра 6 х 4,5 см. На смену ей пришла версия 120N — она отличается поддержкой двух форматов (6 x 4,5; 6 x 6), слегка модернизированной оптикой (также пластиковой), наличием выдержки Bulb .

Кроме того, можно найти в продаже версию «Хольги» со встроенной вспышкой, имеющей четыре цветных светофильтра (120FN), а также модификации со стеклянным объективом (Holga 120GN), стеклянным объективом и вспышкой (120GCFN). И даже вообще без объектива, вместо которого имеется крохотное отверстие — «Пинхольга». Все новые «Хольги» имеют возможность съемки квадратных кадров (6 x 6), но виньетирование на таком формате выше, чем при 6 x 4,5. Новые версии «Хольги» со стеклянными линзами и вспышкой почти не отличаются по цене от более простых вариантов. Но фотографы предпочитают именно самые простые «Хольги» — дело тут вовсе не в цене.

Так как модель 120N оснащена башмаком для внешней вспышки, имеет смысл обратить внимание на именно эту модель «Хольги». Пластиковый объектив имеет фокусное расстояние 60 мм и позволяет получать в зоне резкости объекты, находящиеся на расстоянии 1 м или более. Диафрагма имеет всего две установки — «солнечно» и «облачно».

LOMO Compact Automat

Первая советская автоматическая «мыльница», разработанная на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), вышедшая в тираж в 1984 году и давшая название жанру ломографии. В 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне подарили японскую компактную камеру Cosina CХ-2. Камера очень понравилась министру, и он поставил задачу создания подобного устройства в СССР.

За основу была взята камера Cosina, которую советские инженеры тщательно изучали в течение двух лет работы над советским аналогом . Работа под руководством Михаила Холомянского увенчалась запуском LC-A в производство 1983 году.

Первая партия, выпущенная небольшим тиражом, была вручена делегатам ХXVII съезда КПСС. Вскоре камера приобрела массовый успех. Производство LOMO Compact на заводе ЛОМО неоднократно возобновлялось, но заслуженное мировое признание камера получила только в середине 1990-х.

В наши дни LC-A в большей мере является предметом культа, чем техническим инструментом. В хорошем состоянии (ломаться нечему) аппарат можно приобрести в комиссионке — как правило, цена не превышает 2,5 тыс. рублей.

По современным меркам корпус LC-A несколько великоват для «мыльницы», но в карман помещается легко — масса 250 г при размерах 107 x 68 x 43,5 мм. Объектив «Минитар-1» имеет фокусное расстояние 32 мм при светосиле f/2,8. Он защищен шторкой, которая сдвигается с помощью рычажка. Затвор отсекает выдержки от 1/500 до 2 сек.

Широкоугольная оптика обеспечивает не только относительную универсальность камеры, но и снижает затраты времени на фокусировку. Владельцу LC-A нужно лишь выбрать на шкале расстояний одно из четырех значений: 0,8, 1,5 или 3 м, бесконечность. Наводка на резкость, таким образом, производится на глаз. Для компоновки кадра есть оптический видоискатель , хотя настоящие ломографы обходятся без него.

LC-A имеет два режима — автоматический и приоритет диафрагмы (А). Значение чувствительности пленки вводится вручную. Система замера экспозиции позволяет использовать оба режима при любых условиях освещения.

Объектив достаточно качественный, обеспечивает интересную цветопередачу (с яркими, насыщенными оттенками), но отличается сильным эффектом виньетирования (затемнения по углам кадра), благодаря которому сделанные LC-A фотографии легко отличить от других.

Камера не боится лютого мороза (-15) и, как говорят, даже падения с третьего этажа — в общем, очень-очень надежна. Во всех моментах, за исключением качества изображения. Оно непредсказуемо, и в этом главная прелесть LOMO. Художественный эффект создают: бочкообразные искажения , эффект шевеленки, затемненные края, красивое размытие фона.

Фотоаппараты LOMO"Instant представлены несколькими моделями с большим (8 х 10 см) и маленьким (5 х 9 см) размером кадра. Оба вида фотоаппаратов работают на кассетах и от оригинальной продукции компании фуджифильм отличаются не только и не столько приятным и качественным дизайном, а сколько количеством полезных настроек для самых требовательных фотографов и простых любителей экспериментальной фотографии.

В фотокамерах ломо можно вручную выставлять значение выдержки, управлять экспозицией, менять режимы съемки. Также в комплекте с фотоаппаратами идут сменные объективы и разноцветные гелевые фильтры. Таким образом снимать на ломо гораздо более лучше весело и интересно!



Стоимость ломо камер примерно в два раза выше чем стоимость казалось бы аналогичных фотоаппаратов Fujifilm Instax. Но количество потраченных денег щедро окупается широкими возможностями съемки и незабываемыми фото. Кому стоить обратить внимание на LOMO: людям творческих профессий и просто креативным и творческим личностям, готовым потратить на свое увлечение фотографией суммы немногим большие 10 тыс Р.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.