Презентация с разъяснением огэ. Презентация к собранию

1 из 16

Презентация - Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

1,422
просмотра

Текст этой презентации

ОГЭ – 20169 класср у с с к и й я з ы к

Экзаменационная работа поРУССКОМУ ЯЗЫКУ состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1. Задание 1. Сжатое изложение
Это - небольшая письменная работа по прослушанному тексту. Выполняется на отдельном листе. Исходный текст прослушивается 2 раза. ЦЕЛЬ - передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при 1-м прослушивании! Пользоваться орфографическими словарями также разрешается с самого начала проведения экзамена.

Типичные ошибки:
Не умеют выделять тему, идею текста, микротемы. Не соблюдают причинно- следственные отношения при изложении текста. Не соблюдают речевые нормы. Не умеют отделять важную информацию от второстепенной (по данным экспертов это могут сделать не более 20% выпускников). Не запоминают информацию, воспринятую на слух.

Критерии оценивания задания 1
№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения 2 – 1 - 0
ИК2 Сжатие исходного текста 3 – 2 – 1 - 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 – 1 - 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 7

Часть 2. Задания на основе прочитанного текста
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.

Типичные ошибки:
Невнимательно читают текст. Не различают выразительно- изобразительные языковые средства (эпитеты, метафоры и т.д.). Не сформированы орфографические навыки. Небольшой активный словарный запас, затрудняются в объяснении лексического значения слова, подборе синонима. Не знают способы связи слов в словосочетании. Не умеют определять грамматическую основу предложения.

Оценивание части 2:
Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 13. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Часть 3 Сочинение-рассуждение
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2. Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.

Типичные ошибки:
Не умеют делить текст на абзацы. Не могут сформулировать вывод. Не знают структуру построения сочинения- рассуждения. Не умеют использовать средства связи между предложениями. Не умеют интерпретировать. Не умеют подбирать аргументы (либо на бытовом уровне).

Критерии оценивания задания 15 (сочинение-рассуждение)
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос 2 – 1 - 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0
С1К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

Оценивание грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм 2 – 1 - 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм 2 – 1 - 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм 2 – 1 - 0
ГК4 Соблюдение речевых норм 2 – 1 - 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи 2 – 1 - 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

И наконец…
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов!

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ)
РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-14 15-24 25 – 33, 34 – 39,

Уважаемые родители!
Учите детей надеяться только на собственные знания (не рассчитывать на «списать»). Контролируйте посещаемость учебных занятий, выполнение домашнего задания. Оказывайте психологическую поддержку – это важный фактор, определяющий успешность ребенка. Создайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать». Не допускайте перегрузок, приучайте ориентироваться во времени и умении его распределять.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание»:
для выпускников; для учителей; для родителей. Успешная сдача ОГЭ- это наша общая с вами задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности. Удачи всем нам!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА) ОГЭ – 2016 9 КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной работы Критерии оценивания

ОГЭ ПРОВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО РАЗРАБОТАННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО 14 УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНА МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПРИЕМЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Экзаменационная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

ЧАСТЬ 1. ЗАДАНИЕ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Это - небольшая письменная работа по прослушанному тексту. Выполняется на отдельном листе. Исходный текст прослушивается 2 раза. ЦЕЛЬ - передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при 1-м прослушивании! Пользоваться орфографическими словарями также разрешается с самого начала проведения экзамена.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 1 № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения 2 – 1 - 0 ИК2 Сжатие исходного текста 3 – 2 – 1 - 0 ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3 7

ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.

КОНКРЕТНЕЕ: ЗАДАНИЯ 2 – 14… № 2 - Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения (в каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…) – цифра. № 3 - Выразительность русской речи (укажите предложение, в котором средством выразительности речи является…) – цифра. № 4 - Из предложений … выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

№ 5 – Из предложений … выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила… № 6 – Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. № 7 – Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. № 8 – Выпишите грамматическую основу предложения...

№ 9 - Среди предложений … найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. № 10 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. № 11 - Укажите количество грамматических основ в предложении … Ответ запишите цифрой. № 12 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. № 13 - Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. № 14 - Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ОЦЕНИВАНИЕ ЧАСТИ 2: Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 13. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

ЧАСТЬ 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2 . Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3 . Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос 2 – 1 - 0 С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С1К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы С2К1 Понимание смысла фрагмента текста 2 – 1 - 0 С2К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С2К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С3К1 Толкование значения слова 2 – 1 - 0 С3К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С3К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

ОЦЕНИВАНИЕ ГРАМОТНОСТИ И ФАКТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ РЕЧИ ЭКЗАМЕНУЕМОГО № Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Баллы ГК1 Соблюдение орфографических норм 2 – 1 - 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм 2 – 1 - 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм 2 – 1 - 0 ГК4 Соблюдение речевых норм 2 – 1 - 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206): «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за проверку задания 1 и 1 5 экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. ТРЕТИЙ ЭКСПЕРТ назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ ».

И НАКОНЕЦ… Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов! Сравним: ГИА – 2010: 44 ГИА – 2014: 41

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ) РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл 0-14 15-24 25 – 33 , из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». 34 – 39 , из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».


Слайд 2

А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2016

Анализ средств выразительности Орфографический анализ Лексический анализ. Синонимия Словосочетание Грамматическая основа предложения Пунктуационный анализ Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Работа над сочинением Тренировочные тесты

Слайд 3

Орфографический анализ. Правописание приставок

  • Слайд 4

    Типология заданий

    Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от качества звука, начинающего корень слова. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «совершение действия в чью-либо пользу». Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «пространственная близость». Выпишите слово, в котором есть неизменяемая на письме приставка.

    Слайд 5

    Ответ с комментарием

  • Слайд 6

    Лексический анализ. Синонимия

  • Слайд 7

    Типология заданий

    Замените выделенное в предложении разговорное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении просторечное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении книжное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенный в предложении разговорный фразеологизм стилистически нейтральным синонимичным словом. Так по лесу ходили и так воротились; Петр Петрович − истерзанный, в слезах, а Пахомовна − каменная, ни кровинки в лице. (О. Павлов)

    Слайд 8

    Словосочетание

  • Слайд 9

    Ответ с комментарием

  • Слайд 10

    Грамматическая основа предложения

  • Слайд 11

    Слайд 12

    Типология заданий

    Выпишите грамматическую основу предложения. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения. Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное определительное и выпишите его грамматическую основу. Все ребята держались стеснённо, жались по углам, не зная, что делать, понимая фальшь и неестественность той роли, которую они призваны были выполнять. (В. Астафьев) Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное изъяснительное и выпишите его грамматическую основу. Я чувствовал, что если скажу хоть слово, то сейчас же начну жаловаться на жизнь. (В. Астафьев)

    Слайд 13

    Ответы с комментарием

  • Слайд 14

    Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными

    Определите тип сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. сложноподчинённое предложение с однородным подчинением сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением сложноподчинённое предложение с комбинированным подчинением (уточните, какие типы подчинения комбинируются)

    Слайд 15

    Ответы с комментарием

  • Слайд 16

    Комплексный синтаксический анализ

    1)Есть писатели, которые стесняются называться «детскими». 2)Я – детский писатель и горжусь этим званием. 3)Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. 4)Мне кажется, что между ними нет границы и что я как бы одним рассказываю о других. 5)В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. 6)Но и взрослый человек для меня начинается с детства. 7)Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. 8)По-моему, в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. 9)Самое чистое и самое самобытное в человеке связано с детством. 10)А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства. 11)Есть вещи, которые на первый взгляд не кажутся стоящими в одном ряду. 12)Любовь к родной природе, к земле, ко всему живому, что пробивает себе путь к жизни, эта любовь кажется очень далекой от войны, от подвигов, от смерти. 13)Но добро должно быть сильным, мужественным, оно должно быть под надёжной защитой – только тогда оно победит и восторжествует. 14)Вот почему мои рассказы о войне, и рассказы о детях, и рассказы о четвероногих друзьях стоят в одном ряду, дополняют друг друга и служат одному делу. 15)Нет на свете ничего страшнее забвенья. 16)Забвенье – ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. 17)Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы. (По Ю. Яковлеву)

    Слайд 17

    Комплексный синтаксический анализ

    Укажите тип подчинительной связи слов в словосочетании «его дней» (предложение 8). Замените словосочетание «детский писатель» в предложении 2, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения. Выпишите грамматическую основу предложения 5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Укажите номер этого предложения. Найдите простое безличное предложение. Укажите номер этого предложения. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Укажите номер этого предложения. Найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

    Слайд 18

    Работа над сочинением

    Как писать сочинение на лингвистическую тему (15.1) Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь. Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте. В 3-ем абзаце приведите второй пример и опишите его роль в тексте. В 4-ом абзаце напишите вывод.

    Слайд 19

    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

  • Слайд 20

    Пример сочинения

  • Слайд 21

    Как писать сочинение-рассуждение с объяснением смысла цитаты из текста (15.2)

    Внимательно прочитайте цитату. Определите её смысл в контексте произведения. Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше понимание цитаты. Это могут быть цитаты из текста, мысли автора, поступки героев ит.п. В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример из текста, подтверждающий ваше понимание цитаты В 3-ем абзаце приведите второй пример из текста. В 4-ом абзаце напишите вывод.

    Слайд 22

    Композиция сочинения-рассуждения с объяснением смысла цитаты из текста (15.2)

    Слайд 23

    Пример сочинения

  • Слайд 24

    Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3)

    Определите значение предложенного слова (за помощью обратитесь к тексту изложения). Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше толкование значения. Обратите внимание на формулировку темы сочинения! Что такое человечность? Совесть - это … Какого человека можно назвать сильным?

    Слайд 25

    В 1-ом абзаце сочинения сформулируйте значение слова. Это можно сделать различными способами: подобрать синоним (синонимы): Что такое благородство? Я думаю, что этовеликодушие, достоинство человека. перечислить основные признаки понятия: Благородство – это совокупность многих качеств человека, среди которых надо особо выделить душевную чистоту, высокую нравственность и доброту. описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие: Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить «благо» окружающим, не думая о себе. использовать отрицательное определение: Честность – это отсутствие лжи.

    Слайд 26

    Продумайте комментарий − ваши размышления о значимости соответствующего понятия в жизни человека и общества. Комментарий может быть помещён в 1-ом абзаце сочинения. Во 2-ом абзаце приведите пример из текста. В 3-ем абзаце приведите пример из текста или из жизненного опыта. Обратите внимание на то, что это может быть пример из художественного произведения – ссылка на ваш читательский опыт. В 4-ом абзаце напишите заключение

    Слайд 27

    Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова (15.3)

  • Слайд 28

    Творческие задания

    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами. 1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» (Дж. Свифт, писатель) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Слайд 29

    Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «Эпитеты – одежда слов». (В.А. Солоухин, русский поэт и писатель) Русский писатель В.А. Солоухин, называя эпитеты «одеждой слов», как мне кажется, хотел подчеркнуть, что образные определения делают речь яркой и неповторимой. Как красивая одежда подчёркивает внешность человека, так и эпитеты придают речи выразительность и красоту.

    Слайд 30

    Слайд 31

    Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «У каждой части речи свои достоинства» (А.М. Пешковский, лингвист) Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.

    Слайд 32

    Задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.

    Слайд 33

    Приведённое высказывание я понимаю так: ______________________________________________________________ Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые________________________________________________________ _______________________________________________________________ Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью_______________________________________________________ _______________________________________________________________ Таким образом, _______________________________________________

    Слайд 34

    Работа с текстом Ф. Соколовой

    Слайд 35

    1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе КарыжГлушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен: дети понемногу становились доверчивее, добрее, потихоньку крепла дисциплина. 4)И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки. 5)Сижу в учительской. 6)Входит завхоз. 7)Прервав разговор, обращается к завучу: 8)–Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 9)Пусть ко мне домой ведро отнесёт. 10)Голос у завхоза тусклый, ровный. 11)Ни волнения, ни сомнения в нём нет. 12)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 13)Только и всего.

    Слайд 36

    14)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 15)Привыкли. 16)Никто не подаёт голоса. 17)И всё-таки смотрю на Нину Петровну, ожидая её реакции. 18)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 19)Неужели даже не укорит! 20)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо: 21)– Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 22)Постыдись. 23)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 24)Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 25)Она выходит в коридор. 26)Выискивает глазами кого-то и зовёт: 27)– Лида, поди сюда. 28)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро. 29)Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

    Слайд 37

    30)Никаких продуманных намерений у меня не было. 31)Всё вышло само собой. 32)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. 33)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо: 34)– Куда вы сахар потащили? 35)А ну живо несите назад! 36)Совсем совесть потерял! 37)Средь бела дня детей обкрадывает. 38)Только попробуй ещё. 39)На щеках у меня были красные пятна. 40)Не послушается – вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. 41)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 42)Кажется, понимает. 43)Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 44)Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

    Слайд 38

    45)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…46)Получилось совсем иначе. 47)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 48)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. 49)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 50)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 51)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. 52)Почему же воспитатели ничего не замечали? 53)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 54)Быть может, и не пропащий он человек. 55)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 56)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (ПоФ.Соколовой)

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Задание 13 ОГЭ Русский язык 9 класс

    Грамматическая разминка Выполним несколько тестовых заданий, алгоритм выполнения которых нам уже известен

    1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

    1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка. Прихрамывая

    2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль)

    2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль) Рябиновые кисти

    3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены.

    3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены. Сердца были утомлены

    4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

    4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. 3, 4

    5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.

    5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны. 4

    6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)

    6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер) 1

    ОГЭ Русский язык. 9 класс Задание 13

    Задание 13.

    Вспомним теорию! В C ПП может быть несколько придаточных частей. Такие СПП называются многочленными. Соподчинение Однородное подчинение Неоднородное подчинение Последовательное подчинение

    Однородное соподчинение При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). [ Она знала ] , (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) , (что чувствуют они себя связанно) . [ – = ] , (что – =) , (что = –) .

    Запомни! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится: [ Она знала ] , (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя связанно) . [ – = ] , (что – =) и (что = –) .

    Запомни! Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ, но вопрос при этом один и тот же: [ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ] , (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив) .

    Неоднородное (параллельное) подчинение При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на разные вопросы Когда мы встали, то нельзя было понять, который час. (Когда – =), [то = ], (который –).

    Последовательное подчинение При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. [ = – ], (которые =), (когда – =).

    Запомни! Придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], (= –), (= –). Но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =).

    Алгоритм выполнения задания Внимательно прочитай задание. Найди грамматические основы во всех предложениях, которые предлагаются в задании. (ОГЭ – Задание 8) Исключаем простые предложения (одна грамматическая основа); Исключаем СПП с одним придаточным, потому что ИСКОМОЕ предложение будет состоять как минимум из трех частей! Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ – задание 11, ОГЭ – Задание 12)).

    6. Выделяем все средства связи (союзы и союзные слова), не забывая о составных или употребленных рядом союзах. 7. Устанавливаем смысловые связи между частями: для этого сначала находим главную, затем задаем от нее вопросы к придаточным.

    Вспоминаем теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. 9. Обращаем внимание! Существуют предложения с комбинированные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно. 10. Записываем правильный ответ!!!

    Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

    Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

    Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.

    Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.

    Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: –– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..


    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Экзамен по русскому языку – обязательный экзамен для учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. ОГЭ. Русский язык 

    2 слайд

    Описание слайда:

    Экзаменационная работа (КИМ- контрольно- измерительный материал) состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). ОГЭ. Русский язык 

    3 слайд

    Описание слайда:

    Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному аудиозаписи тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе. 1 часть. Сжатое изложение 

    4 слайд

    Описание слайда:

    Цель – умение передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. На написание сжатого изложения, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Сжатое изложение 

    5 слайд

    Описание слайда:

    Сжатое изложение. Порядок проведения работы № п/п Действия организатора и экзаменуемых Примерное время 1. Организатор включает воспроизведение аудиозаписи. Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2 – 2,5 минуты (в соответствии с длительностью текста для прослушивания) 2. Аудиозапись будет прочитана диктором дважды с перерывом (3-4 минуты) для осмысления текста и составления плана изложения. 3. Организатор по окончании воспроизведения текста останавливает устройство воспроизведения и сообщает о начале написания изложения и о возможности пользоватьсясловарём. Экзаменуемые приступают к написанию изложения. 8-9 минут (в соответствии с общей длительностью аудиозаписи) 

    6 слайд

    Описание слайда:

    Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2, ответ зачеркивается и записывается рядом новый. 2 часть. Тест. Краткие ответы на вопросы 

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Используя прочитанный текст из части 2, выполняются на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения нужно записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 3 часть. Сочинение 

    9 слайд

    Описание слайда:

    Цель- проверка знания теоретического материала по русскому языку с 5 по 9 класс и умения использовать его на практике, то есть показать роль использования того или иного материала в данном тексте; умение правильно составлять текст – рассуждение. Пример. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Часть 3. 15.1. Сочинение на лингвистическую тему 

    10 слайд

    Описание слайда:

    Цель: определить понимание смысла данного вопроса, данных предложений; умение правильно рассуждать по данному вопросу или предложениям, используя 2 аргумента, доказательства из данного текста. 15.2. Сочинение – рассуждение по данному тексту 

    11 слайд

    Описание слайда:

    Пример. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Сочинение – рассуждение по тексту 

  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.