08.06.2020
Пластилинография «Золотая хохлома. Программа «Художественная лепка»
Анна холина
Презентация составлена для детей средней группы,для использования в занятиях лепке по ознакомлению с хохломской росписью .
На этом занятие , презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,и т. д. На слайдах презентации представлены фотографии с примерами посуды, расписанной под хохлому . Так же представлена адаптированная информация в виде истории возникновения хохломской росписи ,художественном слове (отрывок стихотворения) ,и иллюстрациях видов росписи и этапов подготовки посуды к росписи. Красочные иллюстрации на слайдах просто заворожили детей.
Детям очень понравилось,стихотворение мы выучили а закрепили материал занятием по художественно эстетическому развитию-лепке . С детьми слепили тарелочку с использованием диска и ложку с хохломским узором . Дети с удовольствием унесли поделки домой,а впечатлениями от занятия поделились с родителями! А еще, мы создали минимузей в группе,где было собрано : ложки, посуда, поделки детей с родителями. А одна мамочка рукодельница,даже испекла пряники с хохломской росписью !
Публикации по теме:
Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.
За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.
В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский.
Цель: Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома» с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как.
Проект «Чародейка-щеголиха, золотая хохлома» Актуальность Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы.
ПРОЕКТ ТЕМА: «Золотая Хохлома» Вид проекта: информационно-творческий Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема : «Золотая хохлома»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое
развитие»
Подготовила воспитатель
Старшей логопедической группы
МБДОУ «Детский сад «Колобок»
С. Перово», Симферопольский район
Кононова Татьяна Витальевна
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;
Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;
Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;
Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.
Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;
Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.
Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»
1.Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.
Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.
А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/
Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?
-«Мастер на все руки!»
Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.
Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.
*Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
В черном поле расцвели./Жостовская роспись/
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.
Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/
Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.
*Эта посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор-
Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/
Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.
Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/
Последняя загадка, слушайте внимательно.
*Все листочки как листочки
Здесь же каждый - золотой,
Красоту такую люди называют…/Хохломой/
Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/
Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/
Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.
А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.
Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/
Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.
А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.
2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»
Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /
Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/
И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/
Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/
Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.
-С чего вы начнете работу?
Затем что нужно сделать?
Чем украсите работу?
Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.
Заключительная часть.
Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.
А какие панно вам понравились больше всего? Почему?
Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?
Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.
*Осень, осень все сама
Прячет злато в закрома
Ну, какое это злато?
Все сплошная Хохлома!
*Хохлома, так Хохлома
Разукрашу все дома
А потом на улицу,
Петуха и курицу!
*Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Мы вам гости на прощанье
Скажем дружно: «До, свиданья!
Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.
Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений. Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми. Для начала работы необходимо иметь: . краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов; Кисти беличьи № 2 и № 3; Банку с водой; Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти; Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой. |
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
https://pandia.ru/text/79/065/images/image002_78.gif" alt="" width="568" height="257 src=">
Составитель:
Педагог МБОУ ДОД
«Дом детского творчества
Яшкинского муниципального района»
Яшкино 2009
План-конспект занятия
«Золотая хохлома»
«Художественная роспись»
Тема: Хохломская роспись.
Цель: Ознакомить обучающихся с хохломской росписью.
Задачи:
· развивать навыки росписи на плоскостном изделии;
· воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству;
· формировать аккуратность, абстрактное и пространственное мышление.
Тип занятия: комбинированный урок.
Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.
Оборудование для урока:
1.Для педагога : гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
2.Для обучающихся: гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, бумажный силуэт подноса.
Иллюстративный ряд:
Набор хохломской посуды, иллюстрации оригинальных изделий, таблицы «Последовательность выполнения хохломской росписи».
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
2. Сообщение темы.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие я начну вот таким стихотворением:
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Итак, как вы поняли, тема нашего занятия «Золотая хохлома», художественная роспись.
3. Мотивация и целеполагание.
Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности хохломской росписи).
Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться основным приёмам хохломской росписи).
Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с хохломской росписью).
4. Изучение нового материала
- Хохломская роспись – это роспись по дереву. Расписывали в основном деревянную посуду, которую на Руси изготовляли с древних времён. Посуда была разнообразной по форме и размеру, её точили на станках либо выдалбливали из дерева.
Расписная посуда вносила радость и красоту в бедный крестьянский быт. Хохлома - это старинное село, где возникла и развивалась хохломская роспись. В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, иногда встречаются изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники.
Цвета хохломской росписи в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придаёт изделиям праздничность и торжественный колорит. Кроме того, используют зелёный, жёлтый и коричневый цвета для придания росписи ещё большей яркости и нарядности. Расписывали все предметы – ложки, чайницы, вазочки, чащи, ковши, братины, блюда, тарелки т. д. (Демонстрирую набор посуды, иллюстрации, фотографии изделий).
В процессе объяснения педагог наглядно демонстрирует последовательность выполнения хохломской росписи.
Сейчас мы детально разберем элементы и технологию хохломской росписи. Все элементы травного орнамента выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого её основания и ставить вертикально к плоскости листа.
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо – это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо – это кудрина, роспись «под фон». Мы будем расписывать по приему верхового письма.
В хохломской росписи «травкой» называют орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Травные элементы – это «травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».
«Осочки» - самый простой элемент. Он выполняется лёгкими движением кончика кисти сверху вниз.
«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.
«Усики» - изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» - выполнят, так же как и «усики», только с лёгким нажатием в середине элемента.
«Кустик» - это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капельки», «усиков», «завитков».
Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые попеременно закручиваются то вверх то вниз. Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычёк, скрученную из плотной ткани, фетра или других материалов.
Сейчас, Вам предстоит потренироваться, освоить элементы хохломской росписи и составить эскиз для последующей росписи силуэтов бумажных подносов.
5.Практическая работа.
Обучающиеся приступают к выполнению серии упражнений по освоению элементов хохломской росписи. Потом составляют небольшой эскиз для бумажного подноса.
После усвоения нескольких видов, элементов хохломской росписи и продумывания небольшого эскиза, дети начинают расписывать бумажные силуэты подносов. В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
1. Нанесение основных элементов карандашом.
2. Роспись крупных элементов.
3. Роспись мелких элементов.
4. Дополнение «усиками», «завитками», ягодами.
Ребята давайте устроим экспресс-выставку наших подносов.
- Молодцы, ребята! У всех получились замечательные подносы а теперь давайте все вместе сыграем-просвистим какую-нибудь мелодию.
6. Этап контроля и оценки.
Приблизительные вопросы и ответы:
· Назовите основные цвета хохломской росписи. (Золотой, чёрный, красный, редко зелёный и коричневый).
· Как называются элементы травного орнамента? («Травки», «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».).
· Чему научились на занятии? (Научились исполнять основные детали-мазки травного орнамента).
· Как вы оцениваете свою работу на занятии?
Наше занятие подошло к концу. До свидания.
Список литературы
· http://www. hohloma. org/article_info.