Развлечение вечер загадок. Досуг «Вечер загадок» в подготовительной группе

Досуг в подготовительной группе на тему «Загадки о природных явлениях». Конспект

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект досуга на тему «Загадки о природных явлениях» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект досуга, направленный на закрепление представлений детей о природных явлениях.

Цель
Закрепление представлений детей о природных явлениях.
Задачи
Образовательные:
Закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки), формировать интерес к познанию природы.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Занятия по знакомству детей с природными явлениями, наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, использование художественной литературы, музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, изображающие природные явления; корзинка; стеклянные шарики белого и синего цвета (по 5-7 штук); кусочки ваты; зонты; мольберты; листы бумаги; фломастеры (маркеры); зеркало; музыкальный цент; угощение для детей.Под музыку входит бабушка Загадушка с корзинкой, здоровается с детьми.
Бабушка Загадушка: Сегодня я Вам загадаю интересные загадки, а про что догадайтесь
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна.
Эти изменения погоды
Дарят нам… (явления природы).
Дети делают вывод, что в загадках речь пойдет о явлениях природы.

Бабушка Загадушка: Слушайте загадку
Утром, вечером она,
Словно девушка красна,
Распускается с рассветом,
Розоватым, нежным цветом.
На закате, как жар-птица,
Улетает из станицы
За поля и за моря.
А зовут ее - … (заря)
(В. Анохина)
Отгадав каждую загадку, дети объясняют, почему они так думают.
После ответа детей показывается соответствующая иллюстрация.


Бабушка Загадушка: На травинке в ранний час
Летом светится алмаз.
А поищем его днем,
Почему-то не найдем. (роса)


Игра - соревнование «Собери росинки»
Бабушка Загадушка: Да у меня в корзинке найдутся росинки (стеклянные шарики белого и синего цвета: одинаковое количество).
Бабушка Загадушка достает из корзинки и раскладывает шарики на ковре, при этом произнося слова:
Раздевалось солнце вечером,
Разорвалась нитка с жемчугом.
Разбежались бусинки,
Большие и малюсенькие.
И на каждой на травинке
Притаилось по росинке.
Утром солнце по полю пойдет,
Все жемчужинки с травинок соберет.
(В. Татаринов)
А дети ему помогут!
Выбирается два ребенка, один собирает шарики белого цвета, другой синего. Выигрывает тот, кто быстрее соберет. (Игру можно повторить 2-3 раза.)


Бабушка Загадушка: Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман)


Бабушка Загадушка: Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (ветер)


Бабушка Загадушка: Пушистая вата плывет куда-то;
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)


Дыхательная гимнастика «Подуй на облако»
Бабушка Загадушка: Посмотрим в мою волшебную корзинку. Посмотрите, в ней находятся облака (кусочки ваты). Вы будете дуть на облачко, как ветер.
Посмотрим, чей ветер будет сильнее, у кого дальше облако улетит.
Выбирается три ребенка. Кусочки ваты кладутся на стол, дети дуют на свой кусочек. У кого дальше улетит, тот и выиграл. (повторяется 2-3 раза)


Бабушка Загадушка: Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)


Бабушка Загадушка: Ждали, звали, а показался – все прочь побежали. (дождь)


Подвижная игра «Спрячься от дождя!»
По кругу раскладываются зонтики в количестве на один меньше, чем участников. Под веселую музыку дети бегут по кругу, на звуки дождя дети должны взять зонтики. Кому не хватило, того и намочил дождик.


Бабушка Загадушка: Говорю я брату:
- Ох! С неба сыплется горох!
- Вот чудак! – смеется брат, -
Твой горох – ведь это… (град)
(Е. Серова)


Бабушка Загадушка: Меня никто не видит, но всякий слышит, а верную спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (молния и гром)


Игра со словом «Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте)
Гром! Гром, как из пушек. (Хлопки)
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки)
Град! Град! Сыплет град, (Сгибать, разгибать пальцы рук)
Все под крышами сидят. (Присесть)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте)


Бабушка Загадушка: Дождь прошел – и в чистоте
Семицветный вырос мост,
Поднялись ворота –
Всему миру красота! (радуга)


Бабушка Загадушка: А вы знаете, в какой последовательности располагаются цвета в радуге? (ответы детей)
Бабушка Загадушка: Запомнить расположение цветов поможет такая подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (дети повторяют)
Бабушка Загадушка: Давайте поиграем. Предлагаю вам нарисовать радугу. Заодно и проверим, как вы запомнили последовательность цветов.
Игра «Кто быстрее нарисует радугу»
Дети делятся на две команды по семь человек. Для каждой команды устанавливается мольберт, на котором прикреплен лист бумаги. Участники команд по очереди подбегают к мольберту и рисуют маркерами (фломастерами) один из цветов радуги. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно нарисует радугу.


Бабушка Загадушка: Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)


Игра-забава «Солнечный зайчик»
Бабушка Загадушка достает из корзинки зеркальце, пускает солнечного зайчика, произнося:
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А.Бродский)
Дети пытаются его ловить, смеются, резвятся.
Бабушка Загадушка: Какой солнечный зайчик?
Дети: Веселый, быстрый, неуемный, озорной.
Бабушка Загадушка: Что он делает?
Дети: Веселится, радуется, скачет, играет с нами, озорничает.

План конспект

Развлечение «Вечер загадок»

(по сказкам)

в младшей и средней группе.

Воспитатель: Зорченко С.А.

2017г

Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; закрепить умение детей отгадывать загадки; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать память, мышление, внимание, речь.

Задачи: формировать умение отгадывать загадки разных видов; создать у детей радостное, бодрое настроение; развивать память, фантазию, внимание, умение ориентироваться в пространстве; с помощью проведения мероприятия с детьми средней группы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разгадывание загадок.

Используемое оборудование: ширма, маска лисы и кукла петуха, сундук и игрушками кота Васьки и собачки Жучки, дуги и обручи ; атрибуты: маска лисы и кукла петуха кукольный театр на пальчиках, корзинка с «телеграммами» и конфетами для детей, волшебный цветочек с загадками, компьютер (музыка).

Ход мероприятия.

Дети сидят в группе. Входит Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребята. Вот я и прилетела к вам. Узнали бабушку?

(Да, Баба Яга)

Баба Яга: Не боитесь меня?

(Нет)

Баба Яга: И правильно, я детей в печь сажать перестала .

я их теперь в гости зову, да чаем пою. А вы хотите ко мне в гости?

(Да)

Баба Яга: Тогда скорее превращайтесь в мой хвост и полетели.

Проход через расставленные дуги, разложенные обручи.

Баба Яга: Ой, ребятушки, в лесу нам надо сначала через сугробы пройти Будем прыгать с одного сугроба на другой, потом в снежную пещеру пролезем, а там уж и избушка моя недалеко.

Дети проходят полосу препятствий.

Баба Яга: Ах, какие молодцы! А теперь нам надо пройти мимо медведя. Ребята, что медведь зимой делает? (спит в берлоге). Чтобы его не разбудить - я вас в мышек превращу. Ну-ка, шур-шур-шур, абра-кадабра, превратитесь, детки в мышек. Пойдемте, мышки, тихо-тихо на носочках.

Баба Яга: Вот мы и пришли, садитесь, гости дорогие! Редко у меня гости такие чудные бывают. Поиграете с бабушкой?(Да).

Я теперь с ребятами люблю играть и загадки со сказками отгадывать. Слышала я, что и вы немало сказок знаете. Помогите мне разобраться, нашла я сумку с телеграммами, а кто их отправил никак не пойму. Поможете мне?

1. Помогите! Нас с бабушкой съел Волк! (Красная Шапочка) .

2. Жду бабку, внучку, Жучку, Кошку и Мышку тянуть репку. (Дед) .

3. Не пей, братец, а то козленочком станешь! (Аленушка) .

4. Всех зверей в Африке вылечил! Возвращаюсь! (Доктор Айболит) .

5. Помогите выгнать лису из лубяной избушки! (Заяц) .

- Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться. Теперь все телеграммы попадут в нужные руки..

- С этим заданием справились. Ай да ребята, ай да молодцы!

Баба Яга: У меня тут сундучок волшебный есть, а в нем разные чудеса спрятаны. Давайте заглянем?

(Хорошо, да)

Баба Яга: Ой, а это же загадки. Сложные… Сможете отгадать.

(Да, конечно)

1. Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

2. Летом ходит без дороги

возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

от мороза прячет нос (медведь).

3. Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

4. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

5. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее… (Лиса)

6. Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьет, Мяу- песенки поет. (Кошка)

7. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

8. Раньше всех встает «Ку-ка-ре-ку» поет. (Петух)

Баба Яга: Ой, молодцы! А что вы еще умеете?

Баба Яга: А поиграете со мной?

(Да)

Баба Яга: Вот у меня тут в сундучке есть собачка Жучка и котик Васька, они очень любят наперегонки бегать. А давайте проверим, кто быстрее?

Игра «Кто быстрее?»

Дети сидят в кругу, воспитатель пускает в разные стороны куклы кота и собаки, дети передают друг другу игрушки, пока они не пройдут весь круг.

Баба Яга: Ах, хороши, ребята. Уважили старую, надо вас лакомством угостить. Оно тоже у меня в сундучке. Сейчас достану.

Смотрит в сундучок, пугается.

Баба Яга: Ой, беда, ай, напасть. И петушок мой пропал, он конфеты охранял. А кто ж это украл? И следов-то никаких, вот только рыжей шерсти клок…

(Лиса, это рыжая лиса)

Баба Яга: Ах, плутовка, тогда надо скорее ее догнать и конфеты отобрать. Вставайте, сейчас мы к домику лисы пойдем.

Игра «Как зайка поскачи»

Ну-ка, ребятишки, как зайки поскачите (дети прыгают),

А как мишки потопчите (идут вразвалочку, как мишки) ,

А как птички полетите (машут крыльями),

А как мышки вы замрите (дети замирают).

Игра повторяется два раза. Баба Яга показывает на ширму.

Баба Яга: Вот и её домик. Ну-ка выходи, лиса! Не отвечает. Выходи, говорю! Давайте вместе позовем.

(Зовет с детьми.)

Появляется лиса.

Лиса: Кто меня звал? Аааа… Яга. Зачем пожаловала и гостей-то столько привела?

Баба Яга: А кто моего петушка опять утащил и мои конфеты для детей унес?

Лиса: Ну, я. И что?

Баба Яга: А ну-ка отдавай рыжая плутовка. А-то медведя позову.

Лиса: Ой, не надо медведя. Только так я вам их не отдам - загадки мои отгадаете?

Баба Яга: Они мои загадки отгадали, а твои и подавно разгадают.

Лиса: А мои не простые, они про сказки. Знают дети сказки?

Баба Яга: Ребята, вы знаете сказки?

(Да)

Лиса: Ну, попробуйте, вот вам волшебный цветочек с загадками. Отгадаете все - позовете меня.

(Уходит)

Загадки про сказки

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк,

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

(Медведь)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

Баба Яга: Молодцы, ребята, одна бы я не справилась. Выходи, лиса.

Появляется лиса.

Лиса: Как? Уже все? А я даже не вздремнула. Все-все отгадали?

(Да)

Лиса: Ну ладно, раз вы так хорошо знаете сказки, то скажите, в каких сказках встречаюсь я?

(«Волк и лиса», «Колобок», «Петушок - золотой гребешок», «Теремок»)

Лиса: Ой, а я вот люблю сказку «Теремок» очень люблю, расскажете, кто со мной в теремке жил, только по порядку.

Баба Яга: Расскажем, ребята?

Сказка «Теремок»

Дети вспоминают персонажей сказки «Теремок», выбирают нужные куклы из «Театра на пальцах» и выстраиваются в порядке появления персонажей (баба-Яга помогает).

мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый,

Баба Яга: Ну что, лиса? Всех дети правильно назвали?

Лиса: И, правда, вы сказки знаете. А танцевать вы любите?

(Да)

Лиса: А потанцуете со мной?

(Да)

Баба Яга: Ой, а я знаю, как мы танцевать будем.

Музыкальная игра «Танцы с игрушками»

Дети разбирают игрушки из «театра на пальцах». Баба Яга держит игрущку --человека и игрушку- зверушку, по очереди поднимает их. Когда наверху игрушка-человек, танцуют дети, у которых в руках игрушки-люди, а когда Яга поднимает игрушку-зверушку, то танцуют дети с игрушками-зверями.

Лиса: Давно со мной так никто не играл. Ну ладно, отдам я вам конфеты.

Баба Яга: А петушка?

Лиса: А петушка сами зовите.

Баба Яга: Как?

Лиса: А как я его из окошка выманила? У ребят спроси, они же сказки знают. Ребята вспоминают потешку

"петушок, петушок

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку »

Вылетает петушок, лиса отдает конфеты.

Лиса: Ну, до свидания, ребята, до свидания, Яга, заходите еще, мне с вами понравилось.

Все: До свидания, лиса.

Баба Яга: . Молодцы, ребята! Как много вы сказок знаете ! Все мои загадки разгадали ! Понравилось вам в волшебном лесу?

Дети : Да!

Баба Яга : Но нам пора возвращаться обратно и прощаться с волшебным лесом. А в подарок дарю вам корзину с конфетами. Дети по

очереди подходят к корзине, чтобы взять для себя угощение)

Бабушка : Вот и пришла пора мне возвращаться к себе домой. До свидания, дети!

Дети : До свидания!

И вам, ребятки, пора в группу возвращаться, пойдемте я вас провожу.

Уходят в группу

Самоанализ развлечения " Вечера загадок "

Развлечение осуществлялось в соответствии с конспектом. При подготовке к развлечению, конспект был подобран с учетом возрастных особенностей, интереса детей. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность и логическое мышление - это способствовало эффективности мерроприятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы развлечения логически между собой объединены общей темой. Старалась вызвать интерес у детей к , разнообразить материал и задания. Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Объем информации был достаточный. В ходе развлечения старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время мерроприятия преобладал диалогический и групповой стиль общения. Поощряла и поддерживала детей. Я считаю, что выбранная мной форма организации развлечения была достаточно эффективной, динамичной. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться четкого произношения слов. Работать над звукопроизношением. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Развлечение

« Вечер загадок »

(для детей средней группы)

Подготовила воспитатель:

Вольнова Е.А.

Саранск- 2016

Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок.
Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности, активизировать словарный запас, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя.

Воспитатель:- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по самым интересным местам нашей группы. Но путешествие необычное, а с загадками!

Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился,
Ж –ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж –ж.
(Вращательные движения руками перед собой.)
К облакам поднялись,
И шасси убрались.
(Поочередное поднимание колен.)
Вот лес – мы тут приготовим парашют.
(Покачивание руками, разведенными в стороны.)
Толчок, прыжок,
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
(Приседание, руки в стороны.)

Загадаю вам загадки,
Вы же дайте мне отгадки.
Слушайте внимательно,
Думайте старательно.

(Направляемся к первой остановке)

Воспитатель: Итак, наша первая остановка «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)

Внимательно смотрите на календарь природы и слушайте загадки

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт -

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете названия времён года. Можно ехать дальше.

От зеленого причала оттолкнулся пароход
(встать)
Он шагнул назад,
(шаг назад)
А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте).

Воспитатель: Остановка «Музыкальная»

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый.. (Барабан)

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это ? (Балалайка)

Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели и поехали!

(Имитируем вождение машины).

Воспитатель: Внимание! Следующая остановка «Кухня»

Ребята, а что может находится на кухне? (Ответы детей)

Вот и загадки мы должны отгадать о тех предметах, которые можно увидеть на кухне.

Хоть задрал он кверху нос, но это не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет - убедится. (Чайник)


Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот - открывай пошире рот. (Ложка)

Неприступная на вид, подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри, угощение возьми. (Сахарница)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете названия посуды.

А ещё на кухне готовят супы и салаты, варят компот. А знаете ли вы, ребята, из чего готовят эти блюда? (ответы детей)

А вот для вас и загадки об овощах и фруктах.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла )

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а...
(Лук)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Карусели, карусели

Мы с тобой на поезд сели и поехали!

(Дети встают в колонну по одному за воспитателем и «паровозиком» двигаются к следующей остановке)

Воспитатель: С заданием справились замечательно! Впереди нас ждёт остановка «Игровая»!

Карусели, карусели

Мы с тобой в ракету сели и поехали!

(Руки «домиком» над головой)

Остановка «Игровая»

Воспитатель: В нашей группе много игрушек. Среди них есть и ваши любимые.

И загадки будут о игрушках.

С братом Мишей из него
Много разного всего
Мы за день насобирали,
А совсем и не устали! (Конструктор)

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. (Пазлы)

Я из них построю дом,
Пирамиду, космодром.
Что же за кирпичики,
Как коробки спичечные? (Кубики)

Если где пожар случится,
Туда машина быстро мчится,
Сигнал тревожный подает -
И расступается народ!
Не грузовая, не товарная,
Какая же? ("Пожарная")

Что за машина скорая?
С сиреной мчит по городу,
Спешит помочь больному
И старому, и молодому? ("Скорая помощь")

Воспитатель: Внимание! Отправляемся к следующей остановке.

Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели и поехали!

(Руки согнуты в локтях перед собой, «скачем» на лошадке).

Остановка «Зоопарк»

Воспитатель: Наша остановка «Зоопарк». Ребята, кого мы можем увидеть в зоопарке?

(Ответы детей)

Правильно, конечно животных. А какие животные нам встретятся в зоопарке, мы узнаем, отгадав загадки.

Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай!
(Заяц)

Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
Мычит: «Му-у!»
Кто это? Не пойму.
(Корова)

Он хозяин леса строгий,
Любит спать зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Видит он душистый мёд.
Страшно может он реветь.
Кто скажите он?
(Медведь)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Лиса)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Мягкие лапки,
В лапках цап-царапки,
Хвостик - пушистый шнур,
Рассказывает сказки - мурр,
Ест мышей и ловит крыс,
Мы зовём её: кис-кис.
(Кошка)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака)

Воспитатель: Замечательная прогулка получилась по зоопарку! И нам пора отправляться дальше.

Карусели, карусели

В самолёт мы с тобой сели и поехали!

(Руки в стороны, «летим» на самолёте)

Мы прибыли на конечную остановку «Книжкин дом»

Ребята, вы любите сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Так откуда же мы узнаём о чудесах и волшебстве, приключениях и о том, как добро побеждает зло? Послушайте загадку.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.

(Книга.)

Воспитатель: Молодцы! Конечно же - это книга.

Вот и закончилось наше путешествие по группе с загадками. Вы все, ребята, очень хорошо умеете отгадывать загадки.

Вам понравилось путешествовать?

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).


Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о сказках.
  • Правильно оценивать поступки героев.
  • Формировать представления о справедливости, добре, дружбе, смелости.
  • Развивать творческие проявления детей, выразительно передавать игровые образы (хитрая лиса, гордый петух и т. д.).
  • Вызывать эмоциональный отклик детей.

Ход мероприятия

На сцене силуэт сказочного леса. Появляется сказочница в руках у нее большая книга с надписью «Сказки».

Василиса. Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я сказочница Василиса,

Пригласила вас вспомнить

Старые сказки и послушать новые.

Сегодня мы в гостях у сказок,

В книге сказок целый рой,

Здесь друзья живут со мной.

Все герои каждой сказки

Любят песни, игры, пляски.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери постучится,

Скажем гостю заходи.

(Входит грустная Машенька)

Сказочница. Здравствуй, Машенька, ты почему такая грустная?

Маша. Тетушка Василиса, братец Иванушка пропал. Где я его только не искала и в лесу, и в саду, и к самой бабе Яге ходила, нет его нигде. Уж не попал ли Иванушка в беду, какую?

Сказочница. Подожди, Машенька, горевать. Я тебе помогу.

Вот дарю тебе перо

Ведь волшебное оно.

Будет перышко сиять,

В сказки двери открывать.

Машенька, твой братец, наверное, в какой-нибудь сказке заблудился.

Посмотри, какая большая книга со сказками. В книжку детскую малыш только постучится»Тук-тук-тук» и вот глядишь оживут страницы. Взмах-ни, Машенька, волшебным перышком и оно перенесет тебя в любую сказку.

Маша. Засвети перо ярко!

Засвети перо жарко!

Сказка новая начнись,

Братец милый мой, найдись!

(Машенька уходит) .

Сказочница открывает книгу:

Замесила бабушка не булку, не оладушку.

Достала из печи ни пирог, ни калачи,

Как поставила на стол,

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

Кто же бегает без ног?

Это круглый колобок! (показывает иллюстрацию)

В какую же сказку попала Машенька?

Дети. Колобок.

(Из книги выходят Колобок, Волк, Заяц, Медведь, Лиса, идут по кругу, Колобок поет)

Колобок. Я по коробу метен, по амбару метен.

У меня румяный бок, кто я, дети — (колобок).

Игра «Колобок».

Маша. Колобок, ты не видел моего братца Иванушку?

Колобок. Нет, он не из нашей сказки.

Сказочница. Не печалься, Машенька, новую сказку начинай.

Маша. Засвети перо ярко!

Засвети перо жарко!

Сказка новая начнись,

Братец милый мой найдись!

Сказочница. Интересно, в какую же сказку сейчас перенесло перо Машеньку?

(Под музыку выбегают три поросенка)

1 Поросенок. В песнях, плясках знаем толк,

Нам не страшен серый волк.

Три веселые мы брата

А зовут нас ……(поросята)

Сказочница. Дети, в какую сказку попала Машенька?

Дети. Три поросенка

2 Поросенок. Мы веселые три брата

Любим бегать и играть,

Приглашаем вас, ребята,

Снами вместе поплясать.

Песня « Начинаем краковяк».

Маша. Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф, а вы не видели моего братца?

(поросята отвечают, что не видели и уходят)

Сказочница. Не печалься, Машенька, взмахни перышком.

Маша. Засвети перо ярко!

Засвети перо жарко!

Сказка новая начнись,

Братец милый мой найдись!

(Звучит в грамзаписи песня Красной шапочки)

Красная Шапочка. А вот и я сошла с картинки, несу гостинцы я в корзинке,

Маслица горшок, да вкусный пирожок.

Сказочница. Дети, кто эта девочка и из какой сказки?

Дети. Красная Шапочка. (Садится к детям. Слышится вой волка).

Волк. Где она? Где она? Где-то тут быть должна. Будет вкусным мой обед. Вы ее встречали?

Дети. Нет.

(Ищет ее, находит, тащит за руку на середину.)

Сказочница. Как же волк тебе не стыдно!

Маленьких стал обижать.

Разве это не обидно,

Не хотят с тобой играть.

Ты бы к нам как гость пришел,

Пустим в дом и в дождь, и в стужу.

Это очень хорошо,

Если все играют дружно.

Полно, волк, тебе рычать,

Приглашай всех танцевать.

Танец «Полька». (Волк танцует с Красной Шапочкой в центре)

Маша. Скажите, пожалуйста, вы не видели моего братца?

Волк. Нет, он не из нашей сказки.

Сказочница. Не унывай, Машенька, давай еще поищем.

Маша. Засвети перо ярко!

Засвети перо жарко!

Сказка новая начнись,

Братец милый мой найдись!

Сказочница. Петушок со шпорами,

Хвост его с узорами.

Эта сказочка о том,

Как петух спасен котом. Какая дети это сказка?

(Выбегает петушок)

Петух. Ку-ка- ре-ку, ко-ко-ко.

Здесь лиса недалеко.

Что мне делать, вот беда.

Спрячьте где-нибудь меня.

Сказочница. Не печалься петушок,

Полезай скорей в мешок.

И не бойся, будь смелей,

Мы тебя помирим с ней.

(Прячется в мешок)

Лиса. Ой, здесь пахнет петушком!

Сейчас наемся потрохов.

Петя, Петя, Петушок,

Где ты, миленький дружок?

Для тебя я принесла

И гороху, и пшена.

Петух. Ты, лисица, не спеши,

Ты сперва меня найди.

Лиса. Вот какой-то мешок!

Может в нем петушок.

(Петух выскакивает, бежит)

Петух. Котик, братик, выручи меня!

Кот. Что за шум, что происходит?

Кто кричит, кого здесь ловят?

Петух. Это я – твой петушок,

Выручай меня дружок!

Кот. Видишь, Петя, сколько раз

Я давал тебе наказ.

Ты не слушал убежал

И опять в беду попал.

На сей раз тебя спасу

И лисичку попрошу:

«Будь любезна и добра

Отпусти ты петуха.»

Лиса. Я согласна так и быть

Буду с вами мирно жить.

Сказочница. Дети, а чтобы они никогда не сорились, давайте им песенку споем.

Песня о Дружбе

(Машенька спрашивает про Иванушку. Кот отвечает, что не видел)

Маша. Что же делать, тетушка Василиса? Это была последняя сказка.

Сказочница. Подожди, Машенька, плакать, в моей книге еще один листок остался. Посмотри кто здесь нарисован?

Маша. Да это же мой Иванушка. Где же ты братец?

Иванушка. Я здесь, Машенька, в гостях у ребят в детском саду.

Сказочница. Вот и закончилось наше путешествие в «Страну сказок». А теперь мне пора. До свидания детвора!

Маша. Подождите, подождите! Спасибо Вам, тетушка Василиса, за вашу доброту. А сейчас всех к столу вас приглашаю, пирогами угощаю. Пирожки румяные с маслицем, сметаною.

НОД по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Тема: Литературная гостиная «Вечер загадок».

Цель : познакомить детей с историей возникновения загадок;

развивать логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи: закрепить с детьми понятие «загадка», представления о жанровых особенностях загадок; учить осмысливать загадки; воспитывать умение слушать друг друга; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам художественной литературы, словотворчеству.

Словарная работа: загадка - малое литературное произведение, жанр х/л, старина.

Материал : иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор загадок, конверты с загадками.

Ход :

Дети с воспитателем находятся у экрана, на котором по ходу рассказа появляются картинки ( иллюстрации с изображением жизни людей в старину), слайды.

1. Организация.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую книгу я нашла у нас в шкафу. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано. (Чтение загадок). Что я вам прочитала сейчас (Загадки). Верно.

Хоть я ещё, конечно, мал –
Недолго голову ломал,
И вот пришла она – отгадка.
Хорошая была … (ЗАГАДКА).

Воспитатель: Дети, так что же такое загадка?

Дети: Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку .

Воспитатель: Да, вы правы, загадка – это задачка, которую надо решить, а еще – это малое по форме литературное произведение - жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

А как возникла загадка, вы знаете, расскажите? (ответы детей) А, хотите я вам расскажу историю загадки и даже немного покажу.

Рассказ воспитателя: Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Без рук, без ног, На все стороны клонится.

(Люлька) Слайд

Скручен, связан, По избе пляшет.

( Веник .) Слайд

С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос) Слайд

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок да ящик.

(Магнитофон) Слайд

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится.

(Ракета) Слайд

Воспитатель: Ребята, а какие загадки бывают?

Дети: Загадки бывают разные. Бывают коротенькие в одну строчку, бывают в виде стихов. Народные и литературные. О предметах, о явлениях природы, о животных, о растениях, о профессиях.

Воспитатель: Вы правы. При этом в каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать, о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться, на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

Мяког, но не пух.

Зелен, но не трава.

Звери едят, но не ягода (Мох)

Эй, звоночки, синий цвет -

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

У кого одна нога,

Да и та без башмака. (Гриб)

А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например: Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На кедре растет, но не иголка. (Шишка)

Что это? Правильно. Как догадались?

Физминутка «Покажи отгадку»

Дети я вам буду загадывать загадку, а вы движениями покажите отгадку:

1. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

2. Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко – белый бок. (заяц).

3. Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую….(лису).

4. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (бабочка).

5. Танцевать он всем велит,

Песни петь заставит.

Всех подряд он веселит,

Устали не знает.

Он века у нас живет,

Дружный, шумный …(хоровод)

Взявшись за руки, водим хоровод, останавливаемся и беседуем в кругу.

Воспитатель: Дети, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А, вы знаете, осенью в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая. Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.

Вот и мы сегодня с вами проведем такой вечер- «Вечер загадок» в нашей литературной гостиной.

Дети с воспитателем проходят к «круглому столу» (столы выстроены в форме полукруга), и рассаживаются на свои места.

У каждого ребенка лежит конверт, где находится загадка, которую он придумал дома с родителями.

Литературная гостиная «Вечер загадок» (при зажженной свече).

Воспитатель: Дорогие дети сегодня в нашей литературной гостиной загадки мы будем с вами загадывать и отгадывать те, что вы придумали с родителями дома. А затем, мы поместим ваши загадки в альбом «Загадочный теремок», который мы с вами начали заполнять на прошлой недели.

1. «Домашнее задание – загадки о животных».

Воспитатель: Дети, кто из вас хочет первым загадать нам свою загадку.

Дети по очереди выходят к столу воспитателя и загадывают свою загадку, остальные ее отгадывают.

2. Составление альбома «Загадочный теремок».

Воспитатель: Я думаю, теперь мы можем поместить ваши загадки в наш альбом «Загадочный теремок».

Итог занятия: Беседа – рассуждение «В чем польза загадок»

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Чем сегодня мы с вами занимались? Дети, что же такое загадка? Какие бывают загадки? Дети, а как вы думаете, какая польза от загадок?

Ответы детей.

Дети вам понравилось придумывать загадки?

У меня для вас есть предложение, давайте продолжим придумывать загадки по схемам и картинкам, и также будем их вкладывать в наш альбом «Загадочный теремок», который у нас теперь будет находиться в нашем книжном уголке и будет с помощью вас пополняться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.