Оршанский арз снова государственное предприятие. Теперь официально

В середине лета 2017 года разгорелся скандал вокруг Оршанского авиаремонтного завода. Беларусь хотела наладить производства собственной авиатехники, украинцы – найти рынок сбыта своим двигателям. А Россия – покупать необходимые ей моторы. Но этим планам не суждено сбыться. Попробуем разобраться, почему?

История Оршанского авиаремонтного завода берёт своё начало в далёком 1941 году, когда для обороны Ленинграда был создан 2-й авиационно-ремонтный поезд ВВС Балтийского флота. Он прошёл всю войну, освоил ремонт 33 типов советских и ленд-лизовских самолётов, затем перешёл к работе с новыми реактивными истребителями.

В 1956 году поезд прибыл в Болбасово – где и превратился в стационарный авиаремонтный завод. Долгие десятилетия холодной войны он был ведущим предприятием СССР, занимавшимся ремонтом и обслуживанием советских дальних бомбардировщиков – Ту-16 и Ту-22М.

Ту-16 на постаменте в Болбасово

Распад СССР сильно повлиял на судьбу всех трёх белорусских авиаремонтных предприятий. Оршанский авиазавод, после вывода из Беларуси дальних бомбардировщиков оказавшись перед перспективой закрытия, освоил ремонт различных модификаций вертолетов: Ми-8 (Ми-17) и Ми-24 (Ми-35). Вскоре ОАЗ стал ведущим предприятием республики по ремонту гражданской авиатехники. Специалисты завода работали по всему миру, возвращая в воздух даже те машины, на которых остальные компании ставили крест.

Как и прежде, завод находится в посёлке Болбасово, который административно входит в город Орша. ОАЗ имеет два крупных ангара, общей полезной площадью 11 000 квадратных метров. Бывший военный городок насчитывает 3,5 тысяч жителей.

Дружба с «Мотор сич»

Судьба предприятия резко изменилась, когда его решил купить корпорация «Мотор сич» (Украина). Ещё во времена СССР этот запорожский завод производил половину советских авиационных двигателей! А теперь предприятие является корпорацией мирового уровня. В огромный холдинг входит 12 предприятий с 27 тысячами работников. Подавляющее большинство российских вертолётов по сей день летает именно на украинских двигателях.

Двигатель производства «Мотор Сич»

После завершения сделки в 2013 году у «Мотор Сич» оказалось 60% акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». 39,7% достались компании «Системы инвестиций и инноваций», которую возглавляет экс-руководитель «Белтехэкспорта» Александр Садовой. Покупка ОАРЗ была обдуманной. В Орше планировали превращать старые модели вертолётов в новейшие модификации МИ-8СМБ с украинскими двигателями. Машины с существенно улучшенными лётными и эксплуатационными качествами должны были продаваться на Украине, в России и в третьих странах. Схема была вполне разумной.

2014 год

После грянувшего в 2014 году переворота в Киеве на Оршанском АРЗ замаячили перемены. Украинские специалисты и инженеры высокого уровня в очередной раз остались не у дел. Ситуацией решило воспользоваться руководство Беларуси. На самом высоком уровне украинские авиастроители и ракетчики приглашались с семьями на ПМЖ в республику. Многие действительно перебрались в Беларусь.

Александр Лукашенко решил сыграть по-крупному. В его планы входило не только начать массовый выпуск авиатехники в Республике Беларусь, но и освоить производство отечественных ракет для комплексов ПВО и РСЗО.

Идея президента РБ была амбициозной, но решаемой. Республика сохранила очень высокий потенциал оборонной промышленности. Белорусская военная электроника и прекрасные шасси МЗКТ – это 2/3 составляющих любой системы ПВО или реактивной системы залпового огня.

МЗКТ-7429-60

Получалось, что шасси и электроника для современных образцов вооружения уже была. Осталось сделать ракеты: зенитные и для РСЗО. По неподтверждённой информации, их и планировали выпускать на оршанском авиазаводе. Как, возможно, и крылатые ракеты. В 1980 – 1987 годах на Харьковском авиазаводе выпускались крылатые ракеты Х-55. На предприятиях Украины сохранилась технологическая документация на эту ракету. А Оршанский авиаремонтный завод в своё время «стыковал» Ту-16 с первыми советскими крылатыми ракетами, для него эта тема – тоже не чужая.

Также белорусско-украинское сотрудничество в оборонной сфере уже включает вполне успешные проекты. ПТУР «Скиф», «Шершень» и «Каракал», комплекс ПВО «Стилет» производятся в Беларуси и Украине.

Китайские «Полонезы»

Однако создать белорусские ракеты, судя по всему, не получилось. Это не помешало Беларуси в 2015 году презентовать отечественную РСЗО «Полонез» с дальностью поражения до 200 км! Вероятнее всего, что прототипом «Полонеза» послужила китайская реактивная система залпового огня Norinco AR3. Ракеты белорусской системы залпового огня с большой вероятностью – тоже китайские. Несмотря на вопросы к целесообразности создания такого вооружения для армии РБ и сомнительную для современности точность (30-50 метров), «Полонез» номинально является грозным дальнобойным оружием.

РСЗО «Полонез»

«Чисто» белорусских комплексов ПВО с ракетами, произведёнными в РБ, как и крылатых ракет мы пока не увидели. Думается, белорусский лидер делал ставку именно на комплекты противовоздушной обороны. Ведь ПВО можно свободно продавать на мировом рынке как оборонительное вооружение и за хорошие деньги.
Белорусский МИ-8

Возможности по капитальному ремонту и глубокой модернизации вертолётов типа МИ-8 были в Беларуси и ранее. Однако для них не хватало важного элемента – двигателя. Выпуском авиационных и вертолётных двигателей эффективно занимается украинская «Мотор Сич», которая и купила оршанский авиаремонтный завод в 2011–2013 годах.

В 2013-2017 годах ОАЗ заявил о выпуске нескольких единиц новейших моделей вертолётов МИ-8 по стандарту Ми-8МСБ. Каким способом были собраны эти вертолёты – история умалчивает. Скорее всего, корпуса были взяты со старых вертолётов или с консервации. Ведь на оршанском авиаремонтном нет и никогда не было возможности сборки новых корпусов вертолётов. Накала страстей по этому поводу в России и российских СМИ не было. Что же поменялось летом этого года?

Ми-8МСБ производства Оршанского авиаремонтного завода

В последние 2-3 года белорусская сторона пробовала лоббировать решение по переносу производства украинских газотурбинных авиационных и ракетных двигателей в Оршу. Это бы ускорило национальную ракетную программу, а также позволило бы обойти взаимные российские и украинские санкции. Но руководство «Мотор Сич» отказалось это делать. При этом себе во вред – ведь российский рынок был для украинской компании крупнейшим. Но политические соображения оказались сильнее.

Импортозамещение состоялось?

Курс на импортозамещение в военной области был объявлен президентом РФ осенью 2014 года. Тогда же компания «Вертолеты России» сообщила, что собраны первые машины полностью из российских деталей без использования украинских запчастей). Речь тогда шла о МИ-8АМТШ-В – новой модификации военных вертолетов МИ-8АМТШ. Но в России пока что чувствуется недостаток подобных двигателей.

МИ-8АМТШ-В российского производства

Также «Объединенная двигателестроительная корпорация» заявила, что до 2020 года будут обеспечены нужны МО РФ по серийному производству двигателей ТВ7-117В (для Ми-38, Ил-114, Ил-112В). Производство последних внутри страны является недостаточным.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что карта импортозамещения в полной мере ещё не разыграна. И российские авиастроители до сих пор испытывают недостаток моторов.

Трёхсторонний конфликт интересов

По логике получалось, что двигатели для вертолётов из Украины в РФ покупать нельзя: санкции. А вот если эти двигатели поставить на якобы белорусские вертолёты – то в принципе уже можно. Возможно, так и происходило некоторое время, ведь в России после ухудшения отношений с Украиной после 2014 года чувствовалась заметная нехватка двигателей для вертолётов.

Полностью обеспечить нужды в вертолётных двигателях России, судя по некоторым публикациям в прессе, удалось лишь в 2017 году. Скорее всего, это и предопределило начало конфликта с ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» сразу с трёх сторон: украинской, российской и белорусской.

Сборка российских вертолётов в Казани

Позиция РФ здесь ясна – можем создавать двигатели сами, зачем покупать их у страны, с которой имеется конфликт?

Беларусь имеет свой интерес: производство, деньги от продажи техники и рабочие места. Если бы не российско-украинский конфликт, Ми-8МСБ, по мнению белорусских экспертов стоящий в 2-3 раза меньше новейших российских аналогов при сопоставимых с ними ТТХ был бы весьма конкурентоспособным на рынке РФ.

А вот что не понравилось украинцам – вопрос открытый. Видимо, они не захотели делиться технологиями с партнёрами, соглашаясь на перенос производства двигателей в Оршу, и не захотели помогать России себе в ущерб. Вероятно, в основе своей это было политическое решение.

Вопрос в том, что сама Украина с невеликим парком вертолётов обеспечить «Мотор Сич» заказами не в состоянии. Потребность украинской армии – от 10 до 50 двигателей в год. При этом возможности «Мотор Сич» и оршанского авиаремонтного завода позволяют делать до 1000 двигателей в год! Более того, часть компонентов для авиационных двигателей украинская сторона получала из РФ.

Подытожим. Потоковой модернизации вертолётов на Оршанском авиаремонтном заводе в ближайшее время не будет. Его затормозил, а затем и прервал конфликт интересов трёх стран. Тем не менее, завод продолжает работать по основному профилю, ремонтируя и модернизируя машины, в основном из Украины, Южной Америки и Африки. Но объём невелик – 6 вертолётов Ми-8МСБ в 2015 году, 10 в 2016 году. Работает завод и по нестандартным заказам – так, на нём был отремонтирован АН-26 для пограничной службы Туркменистана.

Военный эксперт Александр Алесин объяснил, почему белорусские власти хотят вернуть предприятие в лоно государства.

О том, что белорусские власти собираются получить контрольный пакет Оршанского авиаремонтного завода, который с 2012 года принадлежит украинской компании «Мотор сич», TUT.BY поведал источник, близкий к одному из действующих акционеров.

В настоящее время, по словам собеседника, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике». «О конфигурации сделки ничего сказать не могу. Но то, что это будет контрольный пакет, - однозначно», - сказал источник.

Почему белорусским властям именно сейчас понадобился Оршанский авиаремонтный завод?

По мнению военного эксперта Александра Алесина , причины такого решения лежат на поверхности.

Всё дело в том, что «Мотор Сич» приобретал этот завод с целью наладить там моторизацию вертолетов Ми-2 и Ми-8 практически со всего мира. То есть, выгода «Мотор Сич» была в том, что они ставили на старые вертолеты свои модернизированные новые двигатели и те приобретали новые качества: экономичность, высоту, грузоподъемность, - объясняет эксперт. - Есть также данные с Украины, что там планировалось наладить производство малогабаритных газотурбинных двигателей для некрылатых ракет «Бусел», которые якобы собирались производить в Беларуси. И это было одним из условий продажи пакета акций.

Однако все планы изменились из-за событий в Украине. Давление на Минск началось и со стороны России и со стороны Украины.

В Украине стали опасаться, что через Оршанский завод в Россию будут поступать двигатели для модернизации российских военных вертолетов и самолетов. На момент начала конфликта большинство российских вертолетов были оснащены двигателями именно производства Украины. Было также подозрение, что малогабаритные двигатели для крылатых ракет, которые раньше напрямую поступали из Украины в Россию, будут попадать туда через Беларусь, - отмечает в эксперсс-комментарии Александр Алесин. - А ведь изначально предполагалось, что основным потребителем модернизированных вертолётов будет Россия.

Таким образом, одно из главных предназначений, для чего «Мотор Сич» приобретала этот завод, оказалось невостребованным:

Опасаясь, что они попадут к врагу, украинские власти воспрепятствовали поставкам двигателей из Украины в Беларусь и комплектующих к ним. В результате за это время на заводе были собраны штуки, тогда как предполагались сотни, а то и тысячи. Завод попал в простой, а все те мероприятия, инвестиции, которые были сделаны, оказались впустую.

Однако зачем белорусским властям понадобилось предприятие в таком состоянии?

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, - отмечает эксперт. - Вот только что с ним делать дальше - это очень большой и тяжелый вопрос.

Дело в том, что Оршанский авиаремонтный завод пережил уже ряд пертурбаций. Эксперт напомнил, что в советские времена там ремонтировали дальние бомбардировщики Ту-22 , потом были разные проекты: от гражданских самолетов Ту-134 до Ил-76 и Ми-8. Но всё равно полной загрузки предприятие не получало. Были трудности с зарплатой, с рабочими местами.

Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России, - отмечает Алесин. - То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и место запасов готовой продукции в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Характеристика основных концепций сбыта. Обзор законодательных и нормативных актов. Динамика реализации продукции. Анализ прибыли и рентабельности продаж.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2012

    Роль и место складов в логистической системе. Понятие и функции запаса. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Организация и функционирование складского хозяйства. Оценка результативности деятельности транспортно–складских подразделений.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2015

    Общая характеристика компании "Adidas Group", ее организационная структура. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции. Организация транспортно-складского хозяйства. Цели и задачи специалистов в отделе логистики, автоматизация их работы.

    отчет по практике , добавлен 11.02.2015

    Характеристика организации складского хозяйства в оптовой торговле, функции складов товаров, их классификация. Требования к устройству складов, планировка складских помещений. Организация и развитие складского хозяйства на примере ООО ТД "Электроснаб".

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие и функции логистики, предпосылки возникновения и развития. Материальные потоки и логистические операции, управление запасами, издержками. Складская логистика рознично-оптового предприятия ООО "Топ-книга"; автоматическая идентификация штрих-кодов.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Стратегическое и тактическое планирование управления маркетингом. Исследование рынка и выпускаемого товара в автосборочном заводе в Минске. Производство автомобильной техники и товаров народного потребления на предприятии. Сохранение рынков сбыта.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2014

    Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации. Система транспортно–складского хозяйства (ТСХ): сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия Методика оценки эффективности управления ТСХ.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

С приходом в Оршу компании "Мотр Сич" связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

15 мая Генеральная прокуратура сообщила, что по результатам проверочных мероприятий в отношении бывшего генерального директора Оршанского авиаремонтного завода и должностных лиц его акционера - компании «Мотор Сич» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь (превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Основанием к возбуждению уголовного дела послужило причинение должностными лицами заводу ущерба в особо крупном размере, а также существенного вреда его интересам.

Ситуация далеко не рядовая. «Мотор Сич» - компания с мировым именем и один из лидеров в своей сфере. С её приходом в Оршу связывались большие надежды. К сожалению, неосуществившиеся.

Что такое Оршанский АРЗ . Предприятие создано на базе 571-го авиаремонтного завода (кстати, одного из 70 аналогичных предприятий, существовавших в СССР), который, дислоцируясь на аэродроме «Болбасово», осуществлял ремонт самолетов дальней бомбардировочной ракетоносной авиации Ту-16, Ту-22М2, Ту-22М3 различных модификаций.

После роспуска СССР предприятие лишилось традиционных заказчиков. Ракетоносная авиация осталась только в России. Где после сокращения её численности хватало и своих ремонтных мощностей.

С 1993 года завод специализируется на ремонте вертолетов. Оршанский АРЗ осуществляет капитальный ремонт и модернизацию военных и гражданских вертолетов Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26 всех модификаций, а также ремонт съёмного и несъемного

оборудования, комплектующих, агрегатов и систем, средств измерений и контрольно-проверочной аппаратуры этих вертолетов. Кроме капитального ремонта, завод осуществляет модернизацию вертолетов Ми-8 в санитарный, десантный вариант и другие варианты по документации разработчика.

Также на Оршанском АРЗ выполнялись разовые заказы по ремонту самолетов Ил-76 и Ан-26, которые состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Для приемки таких самолетов, а также самолетов Ан-124, завод располагает аэродромом класса «Б».

С 2012 года основным акционером завода становится украинская компания «Мотор Сич».

Первым делом мы построим вертолеты . С появлением в Орше «Мотор Сич» были связаны надежды на создание собственного вертолётостроения. В результате глубокой модернизации старых советских вертолетов Миля от них, по сути, оставались только не убиваемые фюзеляжи. Поэтому производитель позиционировал свою продукцию как новые изделия. Речь в первую очередь идет о Ми-2 (МСБ-2) и Ми-8 (Ми-8МСБ).

В марте 2013 в ходе заседания акционеров ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» были озвучены планы по созданию на базе предприятия производства вертолетов МСБ-2 разработки украинской компании «Мотор Сич».

При этом акционеров трудно заподозрить в прожектерстве. Производство легких вертолетов на «Мотор Сич» было включено в программу развития экономики Украины на 2013-2014 годы, утвержденную постановлением Кабинета министров Украины № 187 от 27.02.2013. Планировалось организовать производство вертолетов МСБ-2 взлетной массой 4 т и вертолетов взлетной массой 5-6 т с ориентировочным внебюджетным финансированием в объеме 109,4 млн грн. и 632,6 млн грн., соответственно.

Ожидалось, что выпуск вертолетов МСБ-2 позволит заменить импорт в Украину 50 подобных легких вертолетов на сумму минимум USD100 млн и организовать экспорт 50 таких вертолетов. Еще больший эффект должно было дать производство новых вертолетов взлетной массой 5-6 т: замещение импорта в Украину 150 винтокрылых машин на сумму около USD 1,5 млрд и экспорт 250 таких машин на сумму околоUSD 2,5 млрд.

Весьма вероятно, что беларуские власти стремились перехватить инициативу и организовать производство вертолётов украинской разработки на оршанской площадке. Идеей собственного вертолетного производства живо интересовался лично Александр Лукашенко. Который умеет быть и настойчивым, и убедительным.

На начальном этапе «Мотор Сич» пользуется всесторонней поддержкой в Минске. Проект курируют чиновники высокого уровня - причем, Администрации президента Беларуси, а не Правительства, что было бы логичным. 23 сентября 2013 года в Центральном аэроклубе ДОСААФ проходит, по сути, презентация МСБ-2 и Ми-8МСБ от Оршанского АРЗ. Присутствуют в том числе и представители военно-дипломатического корпуса, аккредитованные в Минске. А также тогда ещё глава Администрации президента Андрей Кобяков, который проверяет Ми-8МСБ лично, совершив на нем полет.

Все формальности, связанные с национальной сертификацией авиатехники, проходят практически молниеносно, без волокиты, лишь подчеркивая интерес к проекту в Минске на самом высоком уровне.

Небольшими партиями в Орше начинают работы по проекту Ми-8МСБ. В 2014 году было модернизировано пять вертолетов, ещё 10 машин находились в производстве.

Привлекательность схемы для беларуской стороны была в том, что все машины у Оршанского АРЗ выкупал основной акционер - «Мотор Сич». Затем машины продавались на рынках Украины, Уганды, Венесуэлы, Перу, Судана, Нигерии, Йемена и других стран. Такая схема могла быть связана с отсутствием у Оршанского АРЗ своей товаропроводящей и сервисной сети. Вероятно, что завод зарабатывал лишь на услугах ремонта и модернизации. А основная добавленная стоимость оставалась у «Мотор Сич». Это наверняка и было расценено прокуратурой как причинение ущерба заводу в особо крупном размере.

В декабре 2012 году в Беларуси прошли лётные испытания транспортно-боевого вертолёта Ми-24 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В от «Мотор Сич». Машина показала значительно лучшие лётно-технические характеристики в сравнении с базовым вариантом. Весной 2015 года двигатель принимается на вооружение. В Украине, кстати, Ми-24 с новыми двигателями были продемонстрированы лишь в сентябре 2016 года.

Таким образом, можно говорить о проработке ремонта и глубокой модернизации в Орше машин трех типов Ми-2, Ми-8 и Ми-24.

Вертолётные амбиции беларуских властей не ограничивались сотрудничеством с «Мотор Сич». Так, пункт 9 межправительственного Соглашения о реализации программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года предусматривал, что до конца 2014 года должно быть закончено изучение вопроса по организации сборки в Беларуси для наших силовиков легких многофункциональных вертолетов на базе Ка-226Т и «Ансат». Это стало первым и единственным публичным упоминанием подобной возможности. Но тот факт, что эта идея попала в текст межгосударственного документа, свидетельствует о её значимости - по крайней мере, для одной из сторон.

В сухом остатке имеем совпадение вертолетных амбиций «Мотор Сич» и беларуских властей (очевидно, лично А. Лукашенко) на фоне внешне неплохих перспектив для их реализации.

«Эх, война, что ты, подлая, сделала» . Начало российско-украинской войны, с одной стороны, вызвало серьезную обеспокоенность (мягко говоря) в Минске. С другой, беларуские чиновники увидели в ней новые возможности: воспользовавшись разрывом российско-украинских связей организовать в Беларуси ряд производственных площадок по интересующим направлениям. Одним из которых виделось вертолетостроение.

2 апреля 2014 года в Барановичах, посещая ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» А. Лукашенко заявил, что заниматься только модернизацией и ремонтом существующей техники бесперспективно, а потому следует делать шаг вперед и самостоятельно осваивать выпуск новой, востребованной на рынках продукции. «В Беларуси должны производиться и самолёты, и вертолёты», - сказал он. По словам Лукашенко, для организации производства вертолётов есть подходящая площадка в Орше: «Что такое произвести сегодня в Орше вертолёт? Не проблема, если там будет «Мотор Сич» с двигателем. Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А всё остальное - бери и клепай, делай корпус».

«Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине. Момент нормальный… Его надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации», - предложил беларуский руководитель.

При этом беларуская сторона легкомысленно проигнорировала, что и для Киева, и для Москвы конфликт носит принципиальный характер. И помогать врагу с использованием беларуской территории ни одна из сторон не намерена. И у Оршанского АРЗ, который никогда не был рекордсменом по прибыльности, начались проблемы. Дело было не только в фактическом закрытии российского рынка для сбыта, но и блокировании поставок оттуда ряда важных комплектующих.

16 октября 2014 года А. Лукашенко проводит совещание с руководством «Мотор Сич» по поводу экономической ситуации и перспектив развития Оршанского АРЗ. О результатах не сообщалось. Но позднее появляется информация о создании в Беларуси крылатой ракеты «Аист» с украинским двигателем от «Мотор Сич». А также о возможности производства таких двигателей в Орше. Официально эти сведения не подтверждались и не опровергались. Поставки ракетных двигателей, а тем более технологий их производства - политически чувствительная тематика. Такие решения принимаются на высшем политическом уровне. Очевидно, что решение в Киеве приняли, и оно было негативным. В 2015-2016 годах политические отношения между Минском и Киевом были ещё вполне партнерскими. Но можно предположить, что одной из причин отказа стало негативное отношение к возможной ракетной сделке Запада.

«Мотор Сич» под ударом . Основным акционером «Мотор Сич» является Вячеслав Богуслаев. Герой Украины, известный промышленник и общественный деятель в этом году отпразднует свое 80-летие. Правда, обстановка вряд ли будет радовать: второй год В. Богуслаев является фигурантом уголовного разбирательства по факту попытки продажи контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компании и поставкам запрещенной продукции в Россию. Злые языки утверждают, что его даже помещали под домашний арест.

Очевидно, что ситуация не позволяет руководству «Мотор Сич» сосредоточиться на спасении своего беларуского актива.

В Минске поняли, что ни ракетных двигателей, ни вертолетов с «Мотор Сич» не получается. А потому приступили к возвращению Оршанского АРЗ под государственный контроль. И возбуждённое уголовное дело - это своеобразное предложение Богуслаеву обменять акции на доброту беларуских правоохранителей. Насколько попытка окажется успешной - покажет время.

Что будет с Оршанским АРЗ . Авиационный рынок - очень конкурентен и консервативен. Новых игроков там никто не ждет. Предприятию нужен стратегический собственник с успешным опытом работы на рынке. Сомнительно, чтобы Оршанский АРЗ вызвал интерес у иностранных инвесторов. Особенно, если Богуслаев заупрямится и вокруг предприятия начнется спор.

Пока что наиболее реалистично выглядит присоединение Оршанского АРЗ в качестве производственной площадки к флагману беларуской авиационной отрасли - 558-му АРЗ (Барановичи). У этого предприятия есть и компетентные управленцы, и успешный опыт работы. И будучи государственной компанией, 558-й АРЗ не будет сильно связан фактом вероятного спора вокруг контроля за оршанским производством между «Мотор Сич» и беларускими властями. Пожалуй, это не только самый реалистичный, но и самый лучший вариант.


Фото:ctv.by

Президент решил судьбу Оршанского авиаремонтного завода, он стал государственным

Собственника уже здесь нет. Собственники - вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня", - заявил глава государства.

Если совсем коротко, официальная версия - активы ОАРЗ "забрали" у Вячеслава Богуслаева за невыполнение обязательств, взятых на себя в инвестиционном договоре, которые расследовала бел Генпрокуратура.

Что говорилось в отчете Комитета Государственного Контроля Беларуси: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета (Например: в 2017 году не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии). Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям ».

В начале 2018 года стало известно, что общая задолженность ОАРЗ составляет $35 млн, тогда как выручка в 2017-м была менее $13 млн. Комитет государственного контроля (КГК) Беларуси заявил, что оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам более $20 млн, из которых «Мотор Сич» — $18,7 млн.

Подробнее:

От разных источников исходила масса версий, почему "не пошел" белорусский бизнес Богуслаева. Заслуживающие доверия сводятся к тому, что на официальный Минск из-за сотрудничества с компанией Мотор Сич в равной мере давили и Москва, и Киев. В Кремле после начала конфликта с Украиной возмутились не столько производством вертолетов, сколько плохо скрывавшимися планами Лукашенко наладить производство собственной крылатой ракеты Аист.

Российское аналитическое издание Бортовой журнал писало в 2015 году: « Учитывая чересчур тесные белорусско-украинские отношения, перспективы создания белорусской крылатой ракеты Аист становятся куда более отчетливыми. В 2012 году, когда «Мотор Сич» было продано 60% акций ОАРЗ, одним из условий сделки было производство газотурбинных двигателей. С учетом современных реалий, очевидно, что в Орше готовятся (или уже готовы) наладить выпуск ракетных двигателей МС-350 или МС-400 для нужд Белоруссии. К слову, именно на базе МС-400 Китай в 2009 году создал собственную крылатую ракету CJ-10, весьма похожую на украинский аналог Коршун. Не случайно Минск выбрал Пекин в качестве партнера по созданию своей реактивной системы залпового огня «Полонез ».

— После 1991г., «Мотор Сич» унаследовала конструкторскую документацию на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95-300 и продолжала их производство для заказчиков из России. Однако в РФ велись работы по импортозамещению двигателей для крылатых ракет.Теперь на всех российских крылатых ракетах используются двигатели ТРДД-50 российского же производства. Это значит, что «Мотор Сич» лишилась главного рынка малоразмерных газотурбинных двигателей. Однако в Украине создали собственные версии Р-95-300 (МС-350 и МС-400), и компания получила право их свободной продажи. Но понятно, что попытка Беларуси выпустить собственную крылатую ракету совместно с украинцами вызвала крайнее раздражение у российских военных— говорит белорусский военный эксперт Александр Алесин.

Есть мнение что, Москва поставила Минску условие: либо белорусское руководство прекращает сотрудничество с « Мотор Сич», либо российская военная техника больше не будет проходить ремонт и модернизацию на белорусских предприятиях. А второй вариант означает потерю значительной части доходов и необходимость закрывать важные для Беларуси предприятия ВПК.

Из Киева также шло давление на официальный Минск — там многим не нравилось желание Богуслаева сотрудничать с россиянами в обход санкций. Еще в марте 2014 года Украина ввела запрет на поставку в Россию вооружений, военной техники и комплектующих. Однако украинско-белорусское предприятие в Орше могло вполне легально сотрудничать с российскими заказчиками. А допустить такое официальный Киев не мог и пригрозил сворачиванием двусторонней торговли, на что не мог согласиться уже Лукашенко.

Попытка Богуслаева создать на базе ОАРЗ эффективное зарубежное подразделение компании Мотор Сич споткнулась о совершенно разные интересы Минска, Москвы и Киева. Если бы проект оказался успешным, то Украина получила бы прибыль и рабочие места, в том числе на своей территории, на предприятиях-смежниках. Однако это во многом были бы деньги, полученные от российских военных, за модернизацию их военной техники.

Нынешний принудительный вывод Богуслаева из белорусского проекта — скорее частный эпизод. Более того, отказавшись от сотрудничества с Мотор Сич», официальный Минск сохранил стратегическую линию на развитие отношений с Украиной. Эти отношения в последние несколько лет становятся для Лукашенко все более важным противовесом огромному влиянию России на его страну.

Вряд ли Мотор Сич» полностью разорвет бизнес-отношения с белорусскими предприятиями.

Как говорят на ОАРЗ, там планируют продолжать ремонтировать белорусскую технику с использованием украинских узлов и деталей. Ми-8МСБ также будут собирать (пусть и в небольшом количестве) для собственных нужд страны.

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, — отмечает — отмечает белорусский военный аналитик Александр Алесин. — Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России. То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.

Белорусская предыстория :

В 2012 году, согласно распоряжению президента, госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Однако в силу разных причин, в том числе из-за российско-украинского конфликта, не все обещанное удалось осуществить.

По итогам 2012 года предприятием получена чистая прибыль в размере 28 млн рублей. Прибыль от реализации составила 1 млрд 56 млн рублей. Выручка от реализации товаров и услуг - 90 млрд 482 млн рублей. Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годам вырос в 3 раза и составил около 7 млн долларов. За счет средств инвестора приобретены три станка с ЧПУ. В 2013 году планируется приобретение еще 13 станков с ЧПУ. В 2012 году внутренних белорусских заказов у предприятия не было. Но большинство работ выполнено для белорусских спецэкспортеров, а потому они не отражаются в документах как экспорт. Средняя зарплата за февраль 2013 года составила 3 млн 400 тысяч рублей. За счет инвестора Оршанский авиаремонтный завод оборудовал новую столовую для работников предприятия и завершил реконструкцию общежития семейного типа. На собрании принято решение не выплачивать дивиденды, а направить эту сумму на дальнейшее развитие социально-бытовой инфраструктуры.

В 2012 году ОАО «Мотор Сич» заключило с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих 5 лет компания получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старалось максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.

Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и угрожал вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В 2014-м в Орше был налажен выпуск белорусско-украинского вертолета Ми-8МСБ.

А далее случилась российско-украинская война. По понятным причинам, заказы из России резко сократились. И россияне перестали поставлять в Оршу необходимые запчасти. А ведь по первоначальному бизнес-плану предусматривалось, что 80% заказов будут поступать из России (и не менее половины их - от российских военных).

«Конфликт между Россией и Украиной нас сильно подкосил. Начали вешать ярлыки — мол, наши вертолеты воюют в зоне АТО, мол, мы тут ремонтируем вертолеты с боевыми повреждениями и с украинскими трезубцами, — вздыхает Садовой. — Ми-8МСБ — это гражданский вертолет. Все эти вертолеты у нас выкупает сам „Мотор сич“ . Дальше он может продать его своим силовикам. Но такие вопросы можно задавать по любой технике — по-разному можно использовать и Ми-17, и любой автомобиль… Естественно, военные свои вертолеты для ремонта из страны не вывозят. Пару лет назад у нас на заводе действительно стоял списанный боевой вертолет МИ-24 — украинский, из-за чего, наверное, и шум подняли. Его „Мотор сич“ забрал за долги, решив модернизировать и продать в Африку. Около года мы с ним работали. Даже пришлось вывозить через границу и ввозить через два дня обратно — из-за ограничений по режиму временного ввоза. Машина продана в Уганду, ни в какой зоне АТО ее нет. Вы же понимаете, такие поставки жестко контролируются государством, проходят через комиссию при Совбезе… А крайним пытались сделать Оршанский завод. Мы считаем это попыткой дискредитации».

Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на снова ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры».

Более месяца назад суд Толочинского района Витебской области приговорил бывшего директора Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) Владимира Троицкого к 4 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и конфискации имущества.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике».

А украинская сторона может вынести из этой истории свой урок. СБУ уже второй год расследует "подготовку к совершению действий, направленных на ослабление государства из-за разрушения стратегического предприятия ПАО "Мотор Сич"" (по статье 113 Уголовного кодекса - "диверсия").

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам.

Богуслаев с прошлого года уже не "владелец" Мотор-сич.Он продал контрольный пакет акций (кажется з 100 млн.долл.) китайскому инвестору,из-за чего в Украине был скандал и открыто расследование. Так что по факту приобретения (и пока не отмены сделки) китайцы уже являются владельцами и Мотор сич и завода в Болбасово.

25 февраля 2015 г., между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве , которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей.

В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Кроме того, 6 апреля 2016-го "Мотор-Сич" получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен "мусорным" суверенным рейтингом.

В начале марта 2018 года президент страны Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.