Когда день противолодочной авиации. Один день с противолодочными самолётами морской авиации

Подготовил сочный пост из фотографий полётов, сделанных с борта противолодочного Ил-38 прошедшим летом. Это самолёты из состава 7050-ой Киркенесской Краснознамённой авиабазы, в/ч 49324, Североморск-1.

1. Вылет на задание парой. Самолёт поднимают в небо турбовинтовые двигатели Ивченко АИ-20М, по четыре с лишним тысячи л.с. каждый, и четырёхлопастные винты АВ-64

2. Носовая часть фюзеляжа, в которой располагается экипаж, герметизирована. Экипаж машины боевой — 7 человек: командир, помощник командира (второй пилот), штурман-навигатор, бортинженер, бортрадист, штурман-оператор РЛС и оператор самолётного приёмного устройства. В средней части фюзеляжа находятся термоизолированные бомбоотсеки

3. Под кабиной экипажа — обтекатель РЛС ППС «Беркут», которая предназначена для поиска надводных целей, радиолокационного ориентирования и работы с маяками-ответчиками буёв. Хвостовая балка является обтекателем магниточувствительного блока магнитомера АПМ-73 «Бор-1С» (на некоторых бортах — ММС-114 «Ладога», ранее — АПМ-60 «Орша»). След выхлопных газов по борту в задней части фюзеляжа оставлен турбогенератором ТГ-16М, обеспечивающим запуск двигателей и аварийное питание

3.1 . Этот же борт на стоянке:

4 . При полётах над морем на малых высотах на стёклах фонаря происходит отложение соли, затрудняющее обзор, поэтому по прошествии некоторого времени с начала эксплуатации Ил-38, лётчики попросили оборудовать фонарь спиртовой системой обмыва стёкол. Систему быстро разработали и установили. Спирт, использующийся для обмыва, также успешно шёл в качестве основы «коньяка».

5 . Береговая линия, остров Кильдин. Виден бывший военный аэродром. Упоминал его в описании аэродромов Кольского полуострова .

Он весьма интенсивно использовался в качестве аэродрома подскока во время Второй мировой войны. Здесь базировались такие самолёты, как: P-40 Kittyhawk, Hawker Hurricane, По-2 и прочие. Пара наиболее интересных немецких аэрофотоснимков данного аэродрома в период войны.

5.1 . Июнь 1943

5.2 Февраль 1944

6 . Продолжаем. Восточная оконечность острова Кильдин в июле 2011-го:

7 . Хорошо узнаваемые при входе в Кольский залив высокие и крутые берега северной части острова Кильдин

8 . Земля осталась позади, начинаются поиски условного подводного противника

9 . Одна из особенностей работы морских лётчиков — отсутствие видимого горизонта даже в хорошую погоду. Про свои непростые полёты над морем у берегов Кольского полуострова писал Гагарин

10 .

11 . Через какое-то время позиция условной подводной цели успешно вскрыта и лодка всплывает

12 . От места всплытия на поверхность начинается след

13 . Облёт и сопровождение

14 . Видишь суслика?

15 . А он есть:

16 . Освоив выше краткий курс подготовки лётчика-противолодочника вы уже сами сможете здесь найти подлодку. Крупнее по клику

17 . Заход на посадку, снижение по глиссаде. Внизу развилка дороги из Мурманска на Полярный и Ретинское. Впереди Кольский залив

18 . На рейде Североморска в кильватер друг другу описывают циркуляцию: малый противолодочный корабль проекта 1124М МПК-59 «Снежногорск», малый ракетный корабль проекта 1234.1 «Айсберг», базовый тральщик проекта 1265 БТ-152 «Котельнич». Правее и ниже — дизельная подводная лодка пр. 877. Репетиция парада ко Дню военно-морского флота

19 . Ближе к причалам пеленгом подошли большие десантные корабли проекта 775. Через несколько секунд в кабине прозвенит морзянка ДПРМ и БПРМ — до торца полосы осталось 5 км

Оппонентом Ил-38 чаще всего называется противолодочный патрульный самолёт Lockheed P-3 Orion. И тот, и другой построены на основе турбовинтовых лайнеров-ровесников: Ил-18 и Lockheed L-188 Electra (Ил-18 поднялся в воздух на полгода раньше). В 1959 году впервые взлетел опытный Lockheed P-3 Orion. Два года спустя встал на крыло Ил-38.

Боевая служба «Орионов» началась в 1962 году. Когда в 1969-ом в СССР был принят на вооружение Ил-38, то в состав флота США уже начал поступать более современный модернизированный вариант «Ориона» — P-3C, являющийся на сегодня основным патрульным и противолодочным самолётом ВМС США. С тех пор оборудование «Ориона» постоянно модернизируется. С 2013 года ВМС США планируют начать постепенную замену «Орионов» патрульными противолодочными самолётами Boeing P-8 Poseidon, разработанными на основе Boeing 737NG. Приобрести «Посейдоны» планирует Индия.

Ил-38 над авианосцем USS Midway (CV 41), 1979 год

Ввод в строй самолёта Ил-38 задерживался доводкой поисково-прицельной системы. Работа над оборудованием шла со значительными затруднениями, так как институт, ответственный за разработку ППС «Беркут», прежде ничем подобным не занимался — он специализировался в области радиотехнических средств.

В акте по результатам испытаний Ил-38 есть запись, которая говорит о степени новаторства изделия: «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной поисково-прицельной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по созданию современных авиационных противолодочных комплексов значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами».

В то время как системы «Орионов» на протяжении всего времени обновлялись и дополнялись, оборудование Ил-38 практически не модернизировалось, несмотря на то что был подготовлен проект Ил-38М с новой ППС.


Ил-38 на фоне БПК Маршал Тимошенко, 1985 год На кормовой вертолётной площадке корабля вертолёт Ка-25

Только в начале 90-ых часть самолётов Ил-38 получила заметное обновление отдельных устройств и систем. В 2001 году поднялся в небо модернизированный Ил-38 с уже принципиально новой ППС «Новелла» (экспортное наименование: «Морской змей»). По этой программе в течение 2000-ых были доработаны 5 индийских Ил-38, обозначенные индексом SD.

Морская авиация России получила свой первый модернизированный Ил-38Н буквально в начале этого месяца , но по ряду причин на службу он пока ещё не заступил.

С момента принятия на вооружение самолёты Ил-38 ВМФ России и СССР получили более 200 обнаружений иностранных подводных лодок.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 17 июля в Вооруженных силах РФ отмечается профессиональный праздник День авиации (ВМФ) России. Установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" от 15 июля 1996 г.

Дата была выбрана в ознаменование первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 4 июля (21 июня по старому стилю) 1916 г. четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два самолета противника были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь. При выборе даты празднования была допущена ошибка - перепутаны старый и новый стили.

Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки. Авиация ВМФ привлекается к минным работам, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море и др. Начальник - генерал-майор Игорь Кожин (с 2010 г.).

История морской авиации

Морская авиация (МА) в Российской империи начала развиваться с 1911 г., после закупки во Франции, Англии и других странах летающих лодок (гидросамолетов). В 1913 г. русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидропланов, которые могли применяться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны в 1914 г. Россия имела всего 18 гидросамолетов, но уже через год их число увеличилось до 77. Незадолго до Февральской революции, 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1916 г. император Николай II издал приказ о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей, в тот же день начальник Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмирал Александр Русин утвердил "Положение о службе авиации флота". В июле 1917 г. в составе Морского министерства было сформировано Управление морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ).

К осени 1917 г. морская авиация имела в своем составе более 260 гидро- и аэропланов разных типов. 28 ноября 1917 г. была учреждена должность комиссара при УМАиВ, ее занял военный пилот Андрей Онуфриев. После Гражданской войны в России МА активно участвовала в освоении Северного морского пути, морские летчики и техники составили ядро созданной в конце 1920-х гг. полярной авиации. В числе первых семи Героев Советского Союза, награжденных в 1934 г. за спасение экспедиции парохода "Челюскин", были морские летчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

По данным Минобороны РФ, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советские морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов, потопили 407 кораблей и 371 судно противника. 260 морских авиаторов стали Героями Советского Союза, а пятеро из них получили это звание дважды: Алексей Мазуренко, Василий Раков, Николай Челноков, Борис Сафонов (второй раз - за три дня до гибели) и Нельсон Степанян (второй раз - посмертно).

В начале 1960-х гг. в самостоятельные рода авиации ВМФ оформились противолодочная и морская ракетоносная авиация; совершенствовались разведывательные авиационные подразделения. В состав ВМФ входили первые советские авианесущие корабли - противолодочные крейсеры-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград" проекта 1123 "Кондор". Летчиком Северного флота был первый космонавт Юрий Гагарин.

Текущее состояние

Современная МА подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования. Воинские звания авиации ВМФ РФ - войсковые, за исключением рядового состава (матрос, старший матрос). На фюзеляжи воздушных судов наносятся опознавательные знаки - трехцветные звезды, бортовые номера, регистрационные номера государственной авиации и надпись "МА ВМФ России".

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на котором во время походов базируются:

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ,
  • учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ,
  • многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27 и Ка-29.

В 2016-2017 гг. на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев. Создаются беспилотные летательные аппараты корабельного базирования.

На вооружении береговой авиации ВМФ России стоят:

  • дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95),
  • противолодочные самолеты Ил-20, Ил-38 и Ил-38Н,
  • истребители-перехватчики МиГ-31,
  • транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26,
  • вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-31 и др.

В 2017-2020 гг. морская авиация ВМФ получит около 100 новых летательных аппаратов.

ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

«Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже

В Великобритании , Москва не стала «день в день» сообщать миру об этом событии - полете российской противолодочной авиации через Северный полюс к Северной Америке . Да и США сделали вид, что ничего сверхестественного не случилось. Меж тем, произошло событие, можно сказать, историческое. Накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил на коллегии военного ведомства, что "впервые с советских времен осуществлены полеты противолодочной авиации через Северный полюс к Североамериканскому континенту".

Этот маршрут считается наиболее «болезненным» для американцев, поскольку он и самый короткий для нашей авиации, и самый «неожиданный» для Вашингтона - в ПВО США давно забыли, что после падения СССР российские самолеты могут появляться с этого направления. Но времена меняются: морская авиация Северного флота в 2018 году расширяет географию полетов в Арктике , в том числе, с использованием заполярного аэродрома "Темп" на Новосибирских островах. Полет к берегам (а точнее – к нейтральным водам США) в ходе мартовских учений был осуществлен на прошлой неделе: два российских противолодочных самолета совершили полет через Северный полюс в сопровождении истребителей и самолета-заправщика. Причем, российские военные ранее заявляли, что полеты в арктических районах проходят в плановом режиме и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.

Эксперты обращают внимание на то, что полеты над Северным Ледовитым океаном имеют свои особенности: это и близость магнитного полюса Земли и, как следствие, большая величина магнитного склонения, и наличие магнитных аномалий и магнитных бурь, во время которых распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение бортовых радиотехнических средств. К тому же нестабильная метеорологическая обстановка, однообразие местности с малым количеством визуальных и радиотехнических ориентиров значительно осложняют полеты в высоких арктических широтах. Вот в этих условиях и учились действовать наши пилоты.

Одновременно шли и учения подразделений арктической бригады. Они отработали высадку с десантных кораблей на необорудованное побережье и ведение рейдовых действий на островах арктических архипелагов.

В настоящий момент на севере создается гигантская инфраструктура, отвечающая арктическим условиям. Строятся базы, аэродромы, разрабатываются новые образцы техники, предназначенной для использования в условиях отрицательных температур. Российская армия все надежнее берет под охрану наш «кусок» Арктики. Все то делается неспроста: к арктической зоне проявляет «повышенный» интерес сразу несколько государств, включая Канаду и США (и даже Австралию !).

Перед российскими вооруженными силами стоит конкретная задача по обеспечению безопасности в этом регионе, именно для этого там проводится большое количество учений.

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.


Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и , а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.